Решение Промышленного районного суда города Ставрополя
от 16 февраля 2011 г. N 2-957/11
Дело N 2-957/11
Именем Российской Федерации
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего по делу судьи Санеева С.О.,
при секретаре Данченко С.А.,
С участием: представителя истца Мирзоян Э.Г. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвоката Савоськина Н.Е.,
Представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Павлова К.И.,
Представителей третьих лиц Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Беляев С.И., Администрации г. Ставрополя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Жукова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Мирзоян Э.Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании заключенным договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок, - установил:
Мирзоян Э.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес> о признании заключенным договора купли-продажи земельного участка, признании права собственности на земельный участок, из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в лице ФИО1 был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, Ставропольский край, г. <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. Основанием предоставления земельного участка в собственность являлось Постановление главы администрации г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в <адрес> <адрес>, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Мирзоян Э.Г. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ денежные сумма в счет погашения обязательств по договору была перечислена на счет УФК по СК (Комитет по управлению муниципальным имуществом) <адрес>, что подтверждается квитанцией об оплате. ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян Э.Г. обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Отказывая в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю руководствовалось п. 1 ст. 13 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года N 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации), согласно которому государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, Мирзоян Э.Г. предоставила все необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок. Однако, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, отказывая в государственной регистрации перехода права собственности исходила из необходимости предоставления истицей: решения (постановления) органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний об изменении одного вида разрешенного использования на другой; сообщения о проведении публичных слушаний, опубликованного в газете "Вечерний Ставрополь"; протокола заседания комиссии по проведению публичных слушаний; заключения о результатах публичных слушаний, опубликованное в газете "Вечерний Ставрополь"; решения (постановления) органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования на другой. Проведя правовую экспертизу представленных документов Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК принято решение об отказе в виду отсутствия вышеназванных документов и не соблюдения процедуры оформления прав на земельный участок. Таким образом, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК посчитало, что регистрация перешедшего права собственности на земельный участок по договору купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ невозможна. Соблюдая условия договора считает, что ее права как Покупателя были существенным образом нарушены. Являясь стороной в сделке, Мирзоян Э.Г. полностью были соблюдены все условия ее исполнения. Устранить выявленные нарушения истице не представляется возможным. Подготовку документов, подтверждающих законность процедуры оформления сделки, осуществляли органы местного самоуправления, в частности Продавец. Так же отметила, что на основании подп. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. На участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. расположен объект недвижимости - складские помещения. Данный объект недвижимости находится в собственности Мирзоян Э.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного комитетом градостроительства <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права - Ипотека. Сберегательный Банк РФ (ОАО) Северо-Кавказский Банк Дополнительный офис N согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ предоставил согласие на совершение Мирзоян Э.Г. сделок по расторжению договора аренды земельного участка, заключению договора купли-продажи земельного вышеуказанного участка, а также на осуществление всех необходимых регистрационных действий по этим сделкам в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю. Таким образом, несоблюдение органами местного самоуправления процедуры подготовки и оформления передачи прав на объект недвижимого имущества - земельного участка, нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков. Просила суд признать заключенным договор купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. Признать право собственности за Мирзоян Э.Г. на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м.
Истец Мирзоян Э.Г. о слушании дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца с участием представителя по ордеру адвоката Савоськина Н.Е.
Представитель истца Мирзоян Э.Г. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ адвокат Савоськина Н.Е., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Павлова К.И., в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что договор купли-продажи земельного участка заключенный между комитетом и истцом подлежит государственной регистрации, отказ росреестра считают незаконным, поскольку росреестр не наделен полномочиями по проверке целевого назначения земельного участка, оно определяется постановлением главы администрации. Каждый год постановление главы администрации изменяется и в связи с изменениями определенных обстоятельств меняется кадастровая стоимость, аббревиатура и так далее, но не меняется суть каким будет земельный участок, какое целевое назначение понесет в договоре аренды или в договоре купли-продажи. В данном случае получилось, что в договоре аренды земельного участка целевым назначением является - продолжение строительства торгово - складских помещений, а по постановлению главы администрации <адрес> целевое назначение земельного участка было указано как для использования под промышленными объектами. Отметила, что это не два разных земельных участка. Когда заключался договор купли-продажи между Мирзоян Э.Г. и Комитетом сделка была оформлена надлежащим образом, истец был надлежащим покупателем, а Комитет надлежащим продавцом. Считает, что исковые требования Мирзоян Э.Г. к КУМИ были заявлены не правомерно, поскольку с их стороны выполнены все условия и истице переданы все необходимые документы, в данном случае необходимо было обжаловать отказ росреестра. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представители третьих лиц Комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Беляев С.И., Администрации <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Жукова М.В., в судебном заседании каждый в отдельности поддержали доводы, изложенные представителем Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, просили суд вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Мирзоян Э.Г. (Покупатель) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> в лице ФИО1 (Продавец) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества N.
В соответствии с п. 1.1 вышеназванного договора Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м.
Основанием предоставления земельного участка в собственность являлось Постановление главы администрации г. Ставрополя Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в <адрес> по <адрес> на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Мирзоян Э.Г. на праве собственности".
Согласно квитанции об оплате ДД.ММ.ГГГГ денежные сумма в счет погашения обязательств по договору была перечислена Мирзоян Э.Г. на счет УФК по СК (Комитет по управлению муниципальным имуществом) <адрес>.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Пунктом 1 ст. 551 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору купли-продажи недвижимости подлежит государственной регистрации.
16.08.2010 года истица обратилась в Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян Э.Г. было выдано сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с вышеназванным сообщением Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отказывая в государственной регистрации прав на недвижимое имущество - земельный участок, руководствовалось абз. 4, 7, 10 п. 1 ст. 20 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (далее - Закон о регистрации).
Согласно ст. 17 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав, должен быть доступен для ознакомления заинтересованными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как усматривается из искового заявления истица в соответствии с требованиями п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, предоставила все необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
Однако, Управление Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, отказывая в государственной регистрации перехода права собственности исходила из необходимости предоставления Мирзоян Э.Г. также:
1. Решения (постановления) органа местного самоуправления о проведении публичных слушаний об изменении одного вида разрешенного использования на другой. Так, как в договоре аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N целевым назначением земельного участка является - для продолжения строительства торгово-складских помещений, а в остальных документах, а именно: в Постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении земельного участка в собственность (приватизации) земельного участка, находящегося в <адрес> по <адрес> на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Мирзоян Э.Г. на праве собственности"; в кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) N от ДД.ММ.ГГГГ; в договоре купли-продажи N от ДД.ММ.ГГГГ, целевое назначение использования земли - для использования под промышленными объектами (лит. "Б" - складские помещения);
2. Сообщения о проведении публичных слушаний, опубликованного в газете "Вечерний Ставрополь";
3. Протокола заседания комиссии по проведению публичных слушаний;
4. Заключения о результатах публичных слушаний, опубликованное в газете "Вечерний Ставрополь";
5. Решения (постановления) органа местного самоуправления об изменении одного вида разрешенного использования на другой.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 17 Закона о регистрации не допускается истребование у заявителя иных документов, кроме предусмотренных пунктом 1 данной статьи.
Таким образом, проведя правовую экспертизу представленных документов Управлением Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК принято решение об отказе в виду отсутствия вышеназванных документов и не соблюдения процедуры оформления прав на земельный участок.
Суд считает обоснованным довод истца о том, что устранить выявленные нарушения ей не представляется возможным, поскольку подготовку документов, подтверждающих законность процедуры оформления сделки, осуществляли органы местного самоуправления, в частности Продавец.
Согласно п. 4.1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером N Продавец обязуется предоставить Покупателю сведения, необходимые для исполнения условий, установленных договором.
Пунктом 6.5 Договора предусмотрено условие о регистрации права и обеспечении регистрации его в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при предоставлении кадастрового паспорта земельного участка, удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Следует отметить, что вышеназванное условие Мирзоян Э.Г. было исполнено.
Пунктом 3 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N - ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до ДД.ММ.ГГГГ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В городе Ставрополе порядок организации и проведения публичных слушаний установлен положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Ставрополе, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с пунктами 13-16 ст. 5 Положения о публичных слушаниях в ходе публичных слушаний ведется протокол. Протокол публичных слушаний подписывается председателем и секретарем комиссии. Заключение о результатах публичных слушаний направляется председателем комиссии в орган местного самоуправления <адрес>, принявший решение о проведении публичных слушаний. Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в газете "Вечерний Ставрополь" в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов органов местного самоуправления <адрес>, иной официальной информации, в трехдневный срок со дня его подготовки или иные установленные законодательством сроки и размещается на официальном сайте администрации <адрес> в сети "Интернет".
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что осуществление вышеназванной процедуры находится в компетенции органа местного самоуправления.
В сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ сделан вывод о том, что регистрация перешедшего права собственности на земельный участок по договору купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ невозможна.
На основании ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, к которым в силу п. 6 ЗК РФ, ст. ст. 130, 549 ГК РФ относится предмет договора, при этом правила ст. ст. 6, 37 ЗК РФ определяют, что границы земельного участка должны быть описаны и удостоверены в установленном порядке, участок должен быть поставлен на кадастровый учет.
По договору купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 26:12:012210:403 одна сторона Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить спорный земельный участок.
Согласно п. 1.1, п. 2.1 предметом договора купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ является земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м.
Судом установлено, что обязательства по описанию и удостоверению границ земельного участка, а также постановки его на кадастровый учет истицей были исполнены. Данный факт подтверждается Постановлением администрации города Ставрополя СК от ДД.ММ.ГГГГ N Мирзоян Э.Г., где в частности указано, что заявление с необходимыми для принятия решения данными было подано.
ДД.ММ.ГГГГ денежные сумма в счет погашения обязательств по договору была перечислена в Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, что подтверждается квитанцией об оплате.
Таким образом, Мирзоян Э.Г. полностью были соблюдены все условия сделки купли - продажи земельного участка.
На основании вышеизложенного, а так же учитывая, что между Мирзоян Э.Г. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи, суд приходит к выводу о том, что договор купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. является заключенным.
Более того на основании подп. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ основным принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
Как установлено в судебном заседании на участке с кадастровым номером N, находящемся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. расположен объект недвижимости - складские помещения.
Вышеназванный объект недвижимости находится в собственности Мирзоян Э.Г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, N N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного комитетом градостроительства <адрес>. Существующие ограничения (обременения) права - Ипотека.
Сберегательный Банк РФ (ОАО) Северо-Кавказский Банк Дополнительный офис N согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ предоставил согласие на совершение мной сделок по расторжению договора аренды земельного участка, заключению договора купли-продажи земельного вышеуказанного участка, а также на осуществление всех необходимых регистрационных действий по этим сделкам в Управлении Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Таким образом, суд приходит к выводу, что, несоблюдение органами местного самоуправления процедуры подготовки и оформления передачи прав на объект недвижимого имущества - земельного участка, нарушает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
На основании пункта 1 статьи 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Для принятия судебного решения о признании акта государственной органа местного самоуправления недействительным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ").
В данном случае основанием для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок является договор купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N
В силу п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
При осуществлении правовой экспертизы представленных заявителем документов в Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, было выявлено, что не соблюден порядок предоставления земельного участка, установленный действующим законодательством, а так же договор содержит пороки, в связи с чем заключенным, его считать нельзя.
На основании вышеизложенного суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя были выполнены все необходимые действия и истице представлены все документы.
В судебном заседании установлено, что Мирзоян Э.Г. неоднократно обращалась как к непосредственному Продавцу, т.е. ответчику, так и в Администрацию города Ставрополя о разъяснении сложившейся ситуации и получения необходимых документов, однако до настоящего времени истице ничего не было разъяснено и никаких документов не предоставлено.
Данное обстоятельство дает возможность сделать вывод об уклонении исполнения обязательств контрагента по сделке.
На основании п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
При таких обстоятельствах выбранный Мирзоян Э.Г. способ защиты в виде признания права собственности на земельный участок и признании договора купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N является единственно возможным.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Мирзоян Э.Г. о признании заключенным договора купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. и признании права собственности на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. за Мирзоян Э.Г. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил:
Исковые требования Мирзоян Э.Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - удовлетворить.
Признать заключенным договор купли-продажи недвижимого имущества N от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес>, для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м.
Признать право собственности на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. за Мирзоян Э.Г.
Данное решение является основанием для государственной регистрации за Мирзоян Э.Г. права собственности на земельный участок из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером N, находящийся по адресу: 355000, Российская Федерация, <адрес>, <адрес> для использования под промышленными объектами (литер "Б" - складские помещения), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, площадью 4000 кв. м. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней с момента изготовления в окончательной форме.
Судья |
Санеев С.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 16 февраля 2011 г. N 2-957/11
Текст решения опубликован на сайте Промышленного районного суда города Ставрополя promyshleny.stv.sudrf.ru