Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
избирательной комиссии
Ставропольского края
от 17 февраля 2012 г. N 37/501-5
Рекомендации
о порядке действий членов участковых избирательных комиссий в случае возникновения нештатных ситуаций при проведении выборов Президента Российской Федерации на территории Ставропольского края и оборудовании резервного передвижного избирательного участка на базе автобуса
1. Общие положения
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса при проведении выборов главными задачами участковых избирательных комиссий являются: немедленное принятие мер по устранению возникшей угрозы, спасению жизни и здоровья людей и, затем, принятие всех, возможных в данной ситуации мер, направленных на скорейшее восстановление избирательных прав граждан.
В частности, например, подобная ситуация может возникнуть в случае получения сообщения о заложенном в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии или здании, в котором она расположена взрывном устройстве; обнаружении на избирательном участке или в непосредственной близости к нему бесхозных вещей и подозрительных предметов; собственно, подрыве взрывного устройства в указанных зонах; при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.); распылении токсичных веществ; нападении на избирательный участок и иных случаях, дающих основание предположить о наличии реальной угрозы жизни, здоровью и безопасности людей.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, соответствующее обучение и инструктирование обслуживающего персонала в период подготовки и работы участковых избирательных комиссий несут руководители, иные уполномоченные должностные лица этих объектов.
Персональную ответственность за обеспечение пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение и поддержание соответствующего режима в помещениях, где находится участковая избирательная комиссия (а в день голосования и предшествующий ему день также помещения для голосования, прилегающей к избирательному участку территории), выполнение установленных требований членами избирательной комиссии и лицами, привлеченными к работе в комиссии несут председатели соответствующих участковых избирательных комиссий.
Руководитель, иные должностные лица объекта, в котором размещена участковая избирательная комиссия, обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе, путем принятия необходимых мер по обеспечению пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности вышеуказанных объектов, выполнения обоснованных требований председателей участковых избирательных комиссий.
Члены участковых избирательных комиссий и лица, привлеченные к работе в комиссиях, обязаны знать и соблюдать установленные требования по обеспечению безопасности, возложенные на них планом эвакуации обязанности.
Руководитель объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, вместе с председателем участковой избирательной комиссии обязаны:
а) контролировать выполнение всеми лицами требований пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности;
б) инструктировать охрану объекта, где размещается участковая комиссия;
в) периодически проверять состояние пожарной, антитеррористической, санитарно-эпидемиологической безопасности, несение дежурства;
г) обеспечить содержание в исправном состоянии средств связи, средств пожаротушения, путей эвакуации, систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.
2. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности
Для предотвращения возникновения угроз, эффективного оперативного реагирования участковой избирательной комиссии в подобных ситуациях должны быть проведены обязательные мероприятия по обеспечению безопасности:
2.1. На каждом избирательном участке заблаговременно, до начала его работы, приказом руководителя объекта должен быть установлен соответствующий режим, обеспечено выполнение установленных правил и требований по безопасности, предписаний органов государственного пожарного надзора, в том числе: проверена исправность наружного и внутреннего противопожарных водопроводов, осветительной и силовой сети, пожарной сигнализации, обеспечено наличие и исправность первичных средств пожаротушения и противодымной защиты; приведены в надлежащее состояние эвакуационные пути и ограждения (двери эвакуационных выходов должны свободно открываться по ходу движения из помещений); подготовлено аварийное освещение, электрические фонари или другие закрытые источники освещения на случай отключения электроэнергии).
2.2. Председатель участковой избирательной комиссии проводит инструктаж всех членов комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии, сотрудников полиции, находящихся на территории избирательного участка о действиях, предпринимаемых ими в случае возникновения нештатных ситуаций, противодействию возникающим угрозам, эвакуации избирательного участка;
2.3. Председатель участковой избирательной комиссии (назначенное им лицо) организует ежедневное проведение осмотров здания и помещений, где размещается участковая избирательная комиссия, перед их закрытием, обесточивает электроэнергию и все токосъемники, а также помещения для голосования, прилегающей к ним территории; основных и запасных входов-выходов в день голосования и предшествующий ему день (запасные выходы необходимо держать открытыми во время нахождения на участке людей, проходы не должны быть загромождены и заужены).
Проведение осмотров территории и помещений осуществляется в целях: обнаружения бесхозных вещей, подозрительных предметов и лиц; недопущения проникновения посторонних лиц в прилегающие помещения, на территорию, к системам жизнеобеспечения; недопущения несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию и стоянки автотранспорта вблизи стен зданий.
К проведению осмотров привлекаются должностные лица объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, сотрудники органов УВД и охраны.
2.4. Председатель участковой избирательной комиссии организует контролируемый въезд автотранспорта на прилегающую к помещениям избирательной комиссии территорию.
Для недопущения бесконтрольного въезда автотранспорта на территорию организуется создание на путях въезда контрольно-пропускных пунктов (КПП), обслуживаемых охраной объекта, где размещена участковая избирательная комиссия, сотрудниками органов УВД. Подъездные пути к КПП рекомендуется оборудовать средствами принудительной остановки, в том числе с использованием большегрузного транспорта.
2.5. Председатель участковой избирательной комиссии организует взаимодействие с органами исполнительной власти и роспотребнадзора, по недопущению в день голосования торговли спиртными напитками с любым содержанием алкоголя и иными напитками в стеклянной таре, на территории, прилегающей к помещениям участковой избирательной комиссии.
2.6. Председатель участковой избирательной комиссии организует силами служб объекта, где размещена участковая избирательная комиссия уборку территории, прилегающей к избирательному участку и помещений, где размещается участковая избирательная комиссия, помещения для голосования.
Уборка территории и помещений проводится с целью удаления мусора, бытовых отходов и своевременного обнаружения подозрительных предметов и бесхозных вещей. Урны и мусоросборные контейнеры могут быть использованы как объекты для закладки взрывных устройств, поэтому особое внимание необходимо обращать на их расстановку и заполненность, особенно в местах массового пребывания людей.
2.7. Председатель участковой избирательной комиссии осуществляет информационное обеспечение членов комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии в сфере безопасности.
На рабочих местах указанных лиц должна быть размещена наглядная информация о порядке их действий при обнаружении бесхозных вещей и подозрительных предметов, при получении сообщений о готовящемся теракте, при проведении мероприятий по эвакуации людей и избирательной документации.
В местах расположения телефонных аппаратов должна быть размещена информация о телефонах вышестоящей избирательной комиссии, дежурной части УВД, ФСБ, МЧС, аварийно-спасательных и неотложных службах (скорой медицинской помощи, пожарной, аварийной газовой службы).
2.8. Председатель участковой избирательной комиссии совместно с подразделениями МЧС обеспечивает разработку и утверждение избирательной комиссией плана эвакуации людей и материальных ценностей при пожаре и других чрезвычайных ситуациях, в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрезвычайной ситуации, назначает и организует дежурство ответственных лиц.
План эвакуации выполняется в виде таблицы (N п/п, перечень и порядок действий, исполнитель). Также может оформляться в виде инструкций или памяток о действиях при возникновении угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса.
При этом необходимо:
2.8.1. определить место (места) эвакуации (определить места сбора на территории избирательного участка, расположенные на безопасном расстоянии от периметра здания, в котором расположена участковая избирательная комиссия). При определении мест эвакуации следует учитывать рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство: граната РГД-5 - не менее 50 метров, граната Ф1 - не менее 200 метров, тротиловая шашка массой 200 грамм - 45 метров, тротиловая шашка массой 400 грамм - 55 метров, пивная банка 0,33 литра - 60 метров, чемодан (кейс) - 230 метров, дорожный чемодан - 350 метров, автомобиль марки "Жигули" - 460 метров, автомобиль марки "Волга" - 580 метров, микроавтобус - 920 метров, грузовая машина (фургон) - 1240 метров;
2.8.2. убедиться в наличии в помещении для голосования, помещении участковой избирательной комиссии плана эвакуации на случай пожара (справочно: Согласно Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (п. 16) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников);
2.8.3. предусмотреть способ оповещения об эвакуации (например, председатель избирательной комиссии громко объявляет участникам избирательного процесса о проведении эвакуации);
2.8.4. установить порядок и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии, лиц привлеченных к работе в комиссии по эвакуации людей и избирательной документации с избирательного участка, помещения для голосования (назначить лиц, ответственных за организацию эвакуации людей с определенных участков территории и из помещений, за организацию оцепления, его состав; состав эвакуируемых; порядок связи с местом сбора);
2.8.5. установить перечень мероприятий по контролю за эвакуацией (проверке, все ли люди покинули помещения, вся ли избирательная документация была эвакуирована и др. - т.е. все ли действия по эвакуации были произведены надлежащим образом);
2.8.6. установить меры по локализации и устранению возникших угроз (тушение пожара, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.);
2.8.7. организовать встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, пожарной службы, иных аварийно-спасательных и специальных служб.
Примечание: планы эвакуации должны составлять, принимая во внимание особенности поведения людей при пожаре, объемно-планировочные решения здания (размеры и тип коммуникационных путей и т.п.), надежности путей эвакуации (например, в здании среди нескольких лестничных клеток, некоторые более надежны, так как постоянно эксплуатируются, всегда открыты, имеют противодымную защиту). Следует также учитывать мощности людских потоков, сложившийся режим эксплуатации здания, активные и пассивные системы пожарной безопасности.
Назначать исполнителей следует исходя из возможностей людей. Необходимо предусматривать дублирование.
Под планом эвакуации должны быть подписи лиц, ознакомленных с ним.
Без практической отработки и закрепления полученные инструкции и план эвакуации останутся неэффективными. Предлагается провести не менее одной практической тренировки по отработке инструкций и плана эвакуации (без выноса документации из помещений для голосования и участковой избирательной комиссии и вызова специальных служб).
3. Основные требования пожарной, антитеррористической безопасности
3.1. Члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица, сотрудники полиции должны соблюдать осторожность, быть внимательными к избирателям и иным лицам, находящимся в помещении для голосования и помещениях избирательной комиссии. Необходимо обращать внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства.
При обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов категорически запрещается:
касаться подозрительного предмета и перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;
заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;
пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;
оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на обнаруженный предмет.
Заметив подозрительный предмет (сверток), члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица не должны подходить близко к нему. В этом случае, они обязаны, предупредив стоящих рядом людей о возможной опасности и организовав его ограждение или охрану (исключив возможность случайным людям прикасаться к опасному предмету или пытаться обезвредить его) немедленно сообщить о находке сотрудникам полиции и председателю избирательной комиссии.
3.2. В день голосования председатель участковой избирательной комиссии организует дежурство членов участковой избирательной комиссии и постоянное наблюдение за урной для голосования.
В целях безопасности избирателей в период голосования все занавески в кабинах для тайного голосования должны быть подняты над полом на 50 сантиметров, чтобы обеспечивался обзор нижней части кабины. В случае заноса и оставления в кабине для тайного голосования подозрительных предметов они сразу же обратят на себя внимание.
В кабине для тайного голосования столы или подставки для отметок в бюллетенях должны быть полностью просматриваемыми, без крючков и выступающих предметов, не должны содержать полостей или мест, где могли быть оставлены какие-либо предметы.
3.3. Из здания, где размещается участковая избирательная комиссия, помещение для голосования, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.
Запрещается:
- устанавливать кабины для голосования, урны для бюллетеней и столы, устраивать временные торговые точки на путях эвакуации из помещений для голосования, помещений избирательной комиссии и здания, в котором они расположены;
- загромождать пути эвакуации, подступы к средствам пожаротушения и связи, устройствам отключения электроэнергии, а также закрывать двери запасных эвакуационных выходов во время проведения мероприятий, связанных с голосованием;
- устанавливать в кабинах для голосования или на их внутренних и внешних поверхностях выключатели и розетки;
- подвешивать светильники на электропроводах;
- устраивать и эксплуатировать временные электросети;
- проводить в помещениях избирательной комиссии огневые работы (сварочные, газорезательные и др.);
- пользоваться нестандартными электронагревательными приборами, а также эксплуатировать электроприборы заводского исполнения, не оборудованные терморегуляторами;
- при наличии печного отопления оставлять топящиеся печи без присмотра;
- топить печи во время голосования;
- производить непрерывную топку печей более двух часов;
- размещать кабины для голосования, урны для бюллетеней, столы, стулья и другое оборудование на расстоянии менее чем 1,5 м от печей;
- устанавливать и использовать временные печи;
- применять огнетушители ОХП-10;
- допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы;
- применение свечей и керосиновых ламп.
4. Действия в случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса
4.1. В случае угрозы жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса, действия членов комиссии, обслуживающего персонала, администрации объекта (здания), в котором размещена участковая избирательная комиссия, в первую очередь должны быть направлены на спасение жизни и здоровья людей, устранение возникшей угрозы, эвакуации людей.
4.2. Информация о возникновении угрозы жизни, здоровью и безопасности участников избирательного процесса должна быть немедленно доведена до сведения членов участковой избирательной комиссии, председателя вышестоящей избирательной комиссии.
В соответствии с характером возникшей угрозы также немедленно должны быть извещены территориальные органы МВД, МЧС, ФСБ, аварийно-спасательные и неотложные службы (скорая медицинская помощь, пожарная, аварийная газовая служба).
4.3. Безотлагательно участковая избирательная комиссия должна рассмотреть вопрос о приостановке процедуры голосования в помещении для голосования (в день голосования) и проведении эвакуации людей и избирательной документации.
В случае принятия решения о приостановке процедуры голосования и эвакуации, указанные мероприятия реализуются незамедлительно.
Решение об эвакуации может быть принято руководством территориальных органов МВД, МЧС или ФСБ. В таком случае, участковая избирательная комиссия должна принять решение о приостановке процедуры голосования (в день голосования) и приступить к эвакуации.
Выполнение мероприятий по эвакуации обеспечивается совместными действиями членов участковой избирательной комиссии, привлеченных к работе в комиссии лиц, сотрудников территориальных органов УВД, охраны, должностных лиц и работников объекта, в котором расположена участковая избирательная комиссия.
Эвакуация должна проводиться с использованием тех эвакуационных путей и выходов, которые в сложившейся ситуации считаются наиболее безопасными.
4.4. При обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) необходимо:
- немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную службу;
- до прибытия пожарных подразделений принять меры по эвакуации людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей и тушения пожара.
4.5. Председатель участковой избирательной комиссии или другое уполномоченное им лицо на месте пожара обязаны:
- продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную службу;
- на основании принятого решения организовать совместно с дежурным и обслуживающим персоналом эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации и материальных ценностей, а также встречу прибывающих подразделений пожарной службы;
- проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещение людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);
- при необходимости отключить электроэнергию;
- прекратить все работы в здании, кроме работ, связанных с ликвидацией пожара;
- удалить за пределы опасной зоны всех присутствующих людей, а также обслуживающий персонал, не участвующий в тушении пожара;
- осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия подразделений пожарной службы, обеспечить соблюдение требований безопасности персоналом, принимающим участие в тушении пожара.
4.6. В случае поступления в участковую избирательную комиссию информации о заложенном взрывном устройстве, необходимо исходить из того, что подавляющее большинство таких угроз являются ложными, однако их нельзя игнорировать. Любое сообщение об обнаружении бесхозных вещей, подозрительных предметов или о минировании должно рассматриваться как реальная угроза жизни людей, находящихся на избирательном участке.
4.7. Члены участковой избирательной комиссии, привлекаемые к работе в комиссии лица, должны быть проинструктированы, чтобы в случае предупреждения о заложенном взрывном устройстве сохраняли спокойствие и самообладание. Важно задать лицу, сообщившему об опасности вопросы о месте расположения, внешнем виде, типе взрывного устройства, а также о мотивах диверсии. Можно задать простые вопросы: где, какой, как, зачем, кто, что, когда, сколько? Когда произойдет взрыв? Где спрятана бомба? Какая она, сколько в ней взрывчатки? Как она выглядит? Зачем ее подложили? Кто это сделал? Что ему нужно? Кто звонит? Каково его отношение к этому событию. В последующем расследовании инцидента будет иметь значение любая информация. Важно, чтобы лицо, принявшее сообщение об угрозе взрыва, впоследствии могло внятно ответить на вопросы о поле, возрасте, акценте звонившего.
После того, как звонок был принят, трубку нельзя класть на телефон или каким-либо образом отключать телефон от линии или соединения (для целей последующего определения места, откуда был произведен звонок).
В том случае, если оповещают о взрыве письменным сообщением - почтовым или подброшенным, тот, к кому оно попадет в руки, должен помнить о том, что это - вещественная улика. Необходимо немедленно поместить такое предупреждение в полиэтилен, чтобы не стереть отпечатки пальцев и другие важные следы.
4.8. В том случае, если угроза жизни, здоровья и безопасности участников избирательного процесса признана реальной и принято решение о приостановке процедуры голосования и проведении эвакуации:
4.8.1. председатель избирательной комиссии или иное уполномоченное лицо:
- оповещает присутствующих в помещении для голосования (в день голосования) и помещении участковой избирательной комиссии лиц об эвакуации. Например, "Голосование приостановлено. Проводится эвакуация. Прошу всех экстренно покинуть здание. Прошу соблюдать порядок";
- организует эвакуацию людей, технологического оборудования, избирательной документации, материальных ценностей;
- организует оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- не допускает паники;
- организует локализацию опасных явлений - тушение пожара (при его возникновении) до прибытия подразделений пожарной охраны с соблюдением необходимых мер безопасности, отключение подачи газа, электричества, организацию оцепления и т.п.;
- организует встречу и информирование прибывающих подразделений органов внутренних дел, пожарной службы, иных аварийно-спасательных и специальных служб;
- контролирует выполнение обязанностей со стороны членов избирательной комиссии, привлеченных к работе в комиссии лиц;
4.8.2. заместитель председателя участковой избирательной комиссии или иное уполномоченное лицо:
- в присутствии наблюдателей заклеивает (заранее приготовленными наклейками со своей подписью и печатью участковой избирательной комиссии) приемные щели урн для голосования, обеспечивает целостность пломб на избирательных урнах при эвакуации;
- вместе с другими членами участковой избирательной комиссии, под охраной сотрудников полиции эвакуирует технологическое оборудование (урны для голосования, комплексы обработки избирательных бюллетеней, комплексы электронного голосования, переносные урны, кабины для голосования и др.), избирательную документацию (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, реестр заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, список избирателей, ведомость выдачи членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса избирательных бюллетеней, информационные материалы и др.), материальные ценности из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и с прилегающей к нему территории на безопасное расстояние;
- в месте сбора
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.