Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Избирательная комиссия Ставропольского края
Рабочий блокнот участковой Избирательной комиссии
Дополнительные выборы депутата Думы Ставропольского края
пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19
10 марта 2013 года
Часть вторая
Организация и проведение голосования.
Подсчет голосов избирателей
1. Организация и порядок голосования
1.1. Время голосования. Организация работы УИК
Голосование проводится 10 марта 2013 года с 8 до 20 часов по местному времени.
Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии Ставропольского края время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.
О дне, времени и месте голосования УИК обязаны оповестить избирателей не позднее 17 февраля 2013 года через средства массовой информации или иным (приглашения, объявления) способом.
В приложении 3 части второй Рабочего блокнота приведены схемы последовательности действий УИК при организации и проведении голосования вне помещения для голосования в день голосования; в день голосования в помещении для голосования; после завершения времени голосования в день голосования, при подготовке и проведении подсчета голосов избирателей, при приеме протокола УИК об итогах голосования и вводе данных протокола УИК в ГАС "Выборы".
1.2. Применение технических средств досмотра и видеонаблюдения при обеспечении охраны общественного порядка и безопасности
В целях обеспечения безопасности граждан и других участников избирательного процесса, антитеррористической защищенности, предотвращения проноса на избирательные участки оружия, взрывных устройств, иных металлических предметов, которые возможно использовать для совершения правонарушений, на входе в здание, в котором расположено помещение для голосования, применяются технические средства, в частности стационарные и ручные металлодетекторы.
Металлодетекторы, как правило, устанавливаются, настраиваются, в том числе обеспечивается зарядка переносного металлодетектора, накануне дня голосования. В день голосования председатель УИК совместно с сотрудниками полиции проверяют готовность технических средств досмотра.
Переносные металлодетекторы используются для поиска металлических предметов, скрытых на теле, в одежде человека, в его вещах, только в том случае, если в стационарном металлодетекторе сработал сигнал "ТРЕВОГА".
При вносе фото-, видеоаппаратуры производится ее соответствующий досмотр, а желающий пройти в помещение для голосования должен предъявить удостоверение представителя средства массовой информации либо направление наблюдателя.
В целях обеспечения контроля за оперативной обстановкой на избирательном участке и на прилегающей к нему территории применяются средства видеонаблюдения.
Запрещается производить видеонаблюдение за местами, предназначенными для заполнения бюллетеней, за заполненными бюллетенями до начала подсчета голосов. Наблюдение за работой со списком избирателей должно осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
1.3. Погашение неиспользованных открепительных удостоверений
После начала работы УИК, но до открытия помещения для голосования, члены УИК подсчитывают и погашают, отрезая левый верхний угол, неиспользованные открепительные удостоверения (при этом не допускается повреждение печати УИК, размещенной в левом нижнем углу открепительного удостоверения, номера открепительного удостоверения), составляют акт (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота). Секретарь УИК обеспечивает заполнение графы 3 Сведений об открепительных удостоверениях на избирательном участке.
1.4. Действия председателя УИК после открытия помещения для голосования
После открытия в 8.00 часов по местному времени помещения для голосования председатель УИК, в целях повышения информированности наблюдателей, иных лиц, присутствующих в день голосования в помещении для голосования, после предъявления пустых переносных и стационарных ящиков для голосования и их опечатывания, должен предъявить присутствующим к осмотру список избирателей, после чего раздать книги списка избирателей членам УИК с правом решающего голоса, выдать членам УИК избирательные бюллетени по ведомости (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), а также проинформировать присутствующих о количестве избирателей, внесенных в список избирателей, количестве полученных избирательных бюллетеней, о наличии заявлений с просьбой о проведении голосования вне помещения для голосования, если они поступили к этому времени в УИК.
1.5. Передача информации УИК о ходе голосования в ОИК в день голосования
Накануне дня голосования председатель УИК обязан уточнить ОИК время передачи информации о ходе голосования, перечень передаваемых сведений об открытии помещения для голосования и о ходе голосования, номера телефонов, по которым он (заместитель председателя либо секретарь УИК) будет передавать сведения в день голосования.
Наименование передаваемых сведений |
Время передачи информации |
|||
10.00 |
12.00 |
15.00 |
18.00 |
|
Число избирателей, включенных в список избирателей |
|
|
|
|
Число избирателей, получивших избирательные бюллетени |
|
|
|
|
Примечание. Сведения передаются с нарастающим итогом.
Незамедлительно после открытия помещения для голосования в день голосования УИК передает соответствующую информацию в ОИК по телефону (по состоянию на 8.00 часов по местному времени), в течение дня голосования по вышеуказанной схеме информирует ОИК с нарастающим итогом об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время, установленное ИКСК, кроме этого, при необходимости передает другие сведения о соблюдении избирательных прав граждан Российской Федерации. После передачи в ОИК сведений об участии избирателей в выборах по состоянию на соответствующее время председатель УИК доводит указанные данные до сведения наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота.
(Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва, утвержденная постановлением ИКСК от 19 сентября 2011 г. N 5/82-5 (далее - Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования)
1.6. Документы, на основании которых выдается избирательный бюллетень
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
Документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Если избирателем предъявляется паспорт гражданина СССР, члену УИК с правом решающего голоса перед выдачей избирателю избирательного бюллетеня следует удостовериться в наличии у данного лица гражданства Российской Федерации. Подтверждением гражданства Российской Федерации является:
а) указание в паспорте гражданства Российской Федерации;
б) отметка (штамп) в паспорте гражданина СССР о регистрации (постоянной прописке) по месту жительства, подтверждающая постоянное проживание на территории России по состоянию на 6 февраля 1992 года;
в) вкладыш к паспорту гражданина СССР, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
При предъявлении удостоверения личности военнослужащего подтверждением гражданства Российской Федерации является вкладыш к данному удостоверению, свидетельствующий о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
1.7. Порядок работы с первым экземпляром списка избирателей при проведении голосования
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт.
В случае если прибывший (явившийся) в помещение для голосования избирательного участка избиратель, зарегистрированный по месту жительства на территории избирательного участка, не был включен в список избирателей, он может быть включен в список дополнительно по предъявлении открепительного удостоверения либо на основании личного письменного заявления при предъявлении паспорта.
Если избиратель, от которого поступило и зарегистрировано заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после того, как к нему были направлены члены УИК для проведения голосования вне помещения для голосования, никто из членов УИК не вправе выдать ему в помещении для голосования избирательный бюллетень, пока не возвратятся члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлению (обращению) этого избирателя, и не будет установлено, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.
При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт.
С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом УИК с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня.
Член УИК, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
В случае голосования по открепительному удостоверению напротив данных избирателя в соответствующих графах делается отметка "Проголосовал по открепительному удостоверению N ____", которая заверяется подписью члена УИК.
При голосовании избирателя по открепительному удостоверению после внесения данных избирателя в список избирателей у него изымается открепительное удостоверение.
В случае если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем кандидата, избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе (соответствующих графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю. Расписывается указанный гражданин в графе "Подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня".
В случае если избирателю был выдан новый избирательный бюллетень взамен испорченного, член УИК, выдавший избирательный бюллетень, в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку напротив фамилии данного избирателя "Выдан бюллетень взамен испорченного" и расписывается.
(Статья 64 Федерального закона)
1.8. Основные требования к организации и проведению голосования вне помещения для голосования
УИК обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.
УИК на своем заседании вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении, об отказе в проведении такого голосования избирательная комиссия немедленно извещает избирателя.
Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота) может быть подано избирателем в соответствующую УИК в любое время после ее формирования, но не позднее 14 часов дня голосования. УИК регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
При регистрации устного обращения избирателя в специальном реестре указываются время его поступления, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена УИК, который принял обращение (телефонограмму, сообщение и т.п.). Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства лица, передавшего обращение. По прибытии членов УИК к избирателю устное обращение избирателя подтверждается письменным заявлением, которое регистрируется с указанием времени вручения этого заявления.
На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства и удостоверяет получение избирательного бюллетеня своей подписью. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в заявление членом УИК с правом решающего голоса. Члены УИК с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного.
Члены УИК с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования по заявлениям избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления которых зарегистрированы в реестре и включены в заверенную выписку из реестра.
Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей членами УИК с правом решающего голоса, проводившими голосование вне помещения для голосования по заявлениям избирателей. Одновременно в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей делается отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов комиссии.
При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом УИК должна обеспечить равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей.
В случае если заявление (устное обращение) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования поступило от избирателя, не включенного в список избирателей, но имеющего на это право (избиратель с открепительным удостоверением), избиратель включается в список после возвращения членов УИК, проводящих голосование вне помещения для голосования на основании открепительного удостоверения по заявлению этого избирателя, в списке избирателей указываются его паспортные данные, ставятся соответствующие отметки о голосовании по открепительному удостоверению вне помещения для голосования и подписи указанных членов УИК.
Количество заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также количество выданных, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в соответствующей ведомости и в отдельном акте, в котором также указываются сведения о присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с каждым переносным ящиком для голосования членах УИК с правом совещательного голоса и наблюдателях (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота),
(Статья 66 Федерального закона)
2. Установление итогов голосования
2.1. Подготовка к подсчету голосов избирателей
Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и последовательным внесением в увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования всех результатов осуществляемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами УИК с правом решающего голоса.
По истечении времени голосования (в 20 часов по местному времени) председатель УИК объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем УИК об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь УИК доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, перечень лиц, перечисленных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, которые имеют право присутствовать при подсчете голосов. Для присутствия на заседаниях УИК и при осуществлении ею работы с указанными документами данным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На всех заседаниях УИК и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Указанные лица регистрируются в соответствующем списке в течение дня голосования (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), при этом возможно составление отдельных списков: наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, представителей СМИ, иных лиц, имеющих право присутствовать при проведении голосования и подсчете голосов избирателей.
Наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, занимают места, определенные соответствующей избирательной комиссией, позволяющие им наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов, вести фото- и видео съемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, не допуская при этом нарушений тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии.
Председатель УИК объявляет присутствующим последовательность дальнейших действий членов УИК с правом решающего голоса.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК, иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота.
В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, до начала голосования вывешивается увеличенная форма протокола УИК (образец N 1 части второй Рабочего блокнота). В увеличенной форме протокола подписи членов УИК не воспроизводятся, а данные заносятся только цифрами. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы присутствующие при подсчете голосов лица могли прочитать в ней данные об итогах голосования.
2.2. Проверка готовности к подсчету голосов
Председатель УИК до окончания времени голосования обязан проверить наличие всех составленных в день голосования либо ранее избирательных документов и готовых для заполнения бланков следующих документов (образцы документов приведены в приложении 1 части первой, приложении 4 части второй, части третьей Рабочего блокнота):
1) реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона, Закона края, поступивших в УИК;
2) акт о передаче ОИК избирательных бюллетеней соответствующей УИК;
3) акт о передаче ОИК открепительных удостоверений соответствующей УИК;
4) заверенная выписка из реестра выдачи открепительных удостоверений, переданная ОИК;
5) акты о погашении испорченных избирательных бюллетеней, если они составлялись;
6) личные письменные заявления избирателей о включении их в список избирателей, об ошибке или неточности в сведениях о них в списке избирателей, если такие заявления поступили;
7) заявления избирателей о выдаче им открепительных удостоверений, если они поступили;
8) доверенности на получение открепительного удостоверения, если они предъявлялись;
9) акт о числе погашенных неиспользованных открепительных удостоверений;
10) реестр регистрации поданных заявлений (обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования;
11) письменные заявления избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, если такие заявления поступили;
12) ведомость выдачи избирательных бюллетеней членам УИК с правом решающего голоса для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования;
13) акт о проведении голосования вне помещения для голосования, если оно проводилось;
14) список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования (заполняется с момента начала работы УИК в день голосования);
15) образец акта о признании недействительными избирательных бюллетеней, находившихся в переносном ящике для голосования;
16) образец акта о признании избирательных бюллетеней бюллетенями неустановленной формы;
17) незаполненный реестр выдачи заверенных копий протокола УИК об итогах голосования на избирательном участке;
18) бланки решения УИК;
19) бланки письма УИК;
20) форма сведений УИК об открепительных удостоверениях, заполненная в соответствии с Порядком передачи открепительных удостоверений избирательным комиссиям, комиссиям референдума и учета открепительных удостоверений, утвержденным ЦИК России (постановление ЦИК России от 8 декабря 2010 г. N 230/1508-5, с изменениями, внесенными постановлениями ЦИК России от 17 мая 2011 г. N 11/109-6, от 01 марта 2012 г. N 109/883-6, от 20 июня 2012 г. N 129/990-6, от 14 августа 2012 г. N 135/1050-6).
В случаях использования технических средств подсчета голосов на избирательном участке председатель УИК также должен проверить наличие документов, определенных в инструкциях по их применению.
Председатель УИК, убедившись в том, что все готово к подсчету голосов, информирует присутствующих о составлении УИК сведений об открепительных удостоверениях и приглашает членов УИК с правом решающего голоса приступить к процедуре подсчета голосов.
(Инструкция по организации единого порядка установления итогов голосования).
2.3. Процедура погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, работа с погашенными избирательными бюллетенями и неиспользованными открепительными удостоверениями
В ходе работы по подсчету и погашению неиспользованных избирательных бюллетеней председатель УИК поэтапно разъясняет присутствующим требования Федерального закона и последовательность действий членов УИК.
После окончания голосования члены УИК с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 5 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы (при использовании технических средств подсчета голосов - только в увеличенную форму протокола) число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при голосовании.
Далее члены УИК с правом решающего голоса оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, и вносят его в строку 13 протокола и его увеличенной формы (при использовании технических средств подсчета голосов - только в увеличенную форму протокола).
В случае если выявлено несоответствие фактического числа открепительных удостоверений их числу, указанному в акте передачи открепительных удостоверений, УИК составляет акт о факте их утраты (форма акта приведена в части третьей Рабочего блокнота).
С погашенными избирательными бюллетенями и открепительными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, под контролем членов УИК с правом решающего голоса.
2.4. Заполнение строк 2 и 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы
Председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает указанное в акте количество избирательных бюллетеней, полученных УИК, и вносит в строку 2 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы (при использовании технических средств подсчета голосов - только в увеличенную форму протокола) число избирательных бюллетеней, полученных УИК, а также оглашает указанное в акте количество открепительных удостоверений и вносит в строку 10 протокола и его увеличенной формы число открепительных удостоверений, полученных УИК.
В случае если в УИК поступило по соответствующим актам дополнительное количество избирательных бюллетеней и (или) открепительных удостоверений, председатель УИК оглашает их суммарное число.
2.5. Работа со списком избирателей
В ходе работы со списком избирателей, которая начинается только после завершения вышеуказанных действий, председатель УИК поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования Федерального закона и последовательность действий членов УИК.
После окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей вносить какие-либо изменения в список избирателей запрещается.
Работа со списком избирателей должна вестись в соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы участковых избирательных комиссий по уточнению списков избирателей на выборах депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва, утвержденными постановлением избирательной комиссии Ставропольского края от 19 сентября 2011 г. N 5/80-5.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены УИК с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице по одномандатному избирательному округу N 19:
1) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в ОИК и УИК, а также избирателей, выбывших по другим причинам).
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям на избирательном участке до дня голосования;
5) число открепительных удостоверений, выданных избирателям ОИК;
6) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом УИК с правом решающего голоса, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю УИК, лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, которые определяются как сумма вышеуказанных данных, установленных по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь УИК оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и печатью УИК.
Если список избирателей состоит из нескольких книг, на последней странице каждой книги записываются суммарные данные по соответствующей книге списка избирателей. При этом суммарные данные по всем страницам всех книг списка избирателей вносятся на последний лист последней книги списка избирателей (образец N 3).
Указанные данные заверяются подписями председателя и секретаря УИК и печатью УИК.
Для удобства установления итоговых данных по всем страницам списка избирателей целесообразно использовать таблицу суммирования данных списка избирателей (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), для внесения в нее суммарных данных с каждой страницы списка. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных в таблицу суммирования данных списка.
Дальнейшая работа УИК должна быть организована следующим образом: председатель УИК оглашает данные, заместитель председателя УИК заносит их в соответствующие строки протокола об итогах голосования и увеличенной формы протокола об итогах голосования (в случае отсутствия заместителя председателя эта работа поручается одному из членов УИК с правом решающего голоса, а секретарь УИК - непосредственно в протокол об итогах голосования), а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола:
1) в строки 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования и обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (без учета избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в ОИК и УИК, а также избирателей, исключенных из списка избирателей по другим причинам);
2) в строки 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) в строки 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) в строки 10 - число открепительных удостоверений, полученных УИК;
5) в строки 11 - число открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям на избирательном участке до дня голосования;
6) в строки 12 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
7) в строки 13 - число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений;
8) в строки 14 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям ОИК.
После осуществления указанных действий проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных УИК, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных УИК избирателям на избирательном участке до дня голосования, и числа открепительных удостоверений, погашенных на избирательном участке. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, УИК принимает решение о дополнительном подсчете данных, внесенных в список избирателей, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, УИК принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 15 проставляется цифра "0".
После внесения указанных данных в протокол УИК об итогах голосования и его увеличенную форму со списком избирателей вправе ознакомиться лица, перечисленные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, а члены УИК с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо в иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем УИК.
Разброшюрование книг списка избирателей не допускается.
Список избирателей хранится и передается в вышестоящие избирательные комиссии в порядке, установленном федеральными законами и Порядком хранения и передачи в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Думы Ставропольского края пятого созыва.
Все официальные документы уполномоченных органов, а также личные письменные заявления граждан, поступившие в УИК в период уточнения списков избирателей, хранятся и передаются в вышестоящие избирательные комиссии вместе со списком избирателей в порядке, установленном для списков избирателей. Решения УИК, принятые по личным письменным заявлениям избирателей, хранятся и передаются в вышестоящие избирательные комиссии в порядке, установленном для протоколов заседаний УИК.
2.6. Непосредственный подсчет голосов избирателей
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены УИК с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота
Перед началом непосредственного подсчета голосов избирателей председатель УИК разъясняет присутствующим требования Федерального закона, предъявляемые к порядку подсчета голосов, а также проверяет отсутствие письменных принадлежностей у членов УИК.
Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами УИК с правом решающего голоса.
Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в помещении для голосования в специально отведенном месте, оборудованном таким образом, чтобы к нему был обеспечен доступ членов УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам УИК с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря УИК, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, кроме случаев, предусмотренных частями 12 и 15 статьи 49 Закона края. Все действия членов УИК должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.
Примерная схема размещения в помещении для голосования рабочих мест членов УИК, лиц, присутствующих при подсчете голосов, и технологического оборудования
---------------------------------------------------------------------------
| |
| ------------------------------- |
| | Места членов УИК с правом | |
| | решающего голоса | |
| L------------------------------ |
| |
| ------------------------------- |
| | Стол для работы | ------------------------ |
| |с избирательными бюллетенями | | Увеличенные формы | |
| L------------------------------ | протоколов об итогах | |
| | голосования | |
| ------------------------------- L----------------------- |
| |Места для членов УИК с правом| |
| | совещательного голоса, | |
| |наблюдателей, представителей | |
| | средств массовой информации | |
| L------------------------------ |
| |
L--------------------------------------------------------------------------
При сортировке избирательных бюллетеней УИК отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные УИК. Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов избирателей не учитываются. Такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются. В случае обнаружения УИК в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы УИК составляет соответствующий акт (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), в котором указывается количество таких избирательных бюллетеней, причина, по которой они считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром протокола УИК направляется в ОИК.
В целях облегчения сортировки избирательных бюллетеней на столе рекомендуется размещать специальные таблички, на которых с двух сторон делаются надписи с Ф.И.О. кандидата, а также, например, надписи "Бюллетени неустановленной формы", "Недействительные избирательные бюллетени" (образец N 4).
2.7. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования
В ходе подсчета числа избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, председатель УИК разъясняет присутствующим очередность действий членов УИК и порядок заполнения строки 6 протокола об итогах голосования.
В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования председателем, заместителем председателя или секретарем УИК оглашается из акта о проведении голосования вне помещения для голосования число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования.
Перед вскрытием переносного ящика для голосования также проверяется неповрежденность печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, в чем председатель УИК предлагает удостовериться членам УИК, иным присутствующим.
В случае обнаружения повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования председатель, заместитель председателя либо секретарь УИК составляет акт о факте и характере повреждения печатей (пломб) на переносном ящике для голосования, который подписывается присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. На данном акте вправе поставить свои подписи члены УИК с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, присутствовавшие при проверке неповрежденности печатей (пломб) на переносном ящике для голосования.
Подсчет избирательных бюллетеней проводится таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования.
Если в данном переносном ящике для голосования число обнаруженных избирательных бюллетеней установленной формы не превышает предварительно объявленного числа избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования, УИК приступает к вскрытию следующего переносного ящика для голосования.
Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением УИК признаются недействительными, о чем составляется отдельный акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов УИК, обеспечивавших голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных зарегистрированных кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным ("Бюллетень недействителен в соответствии с частью 12 статьи 49 Закона края, которая подтверждается подписями двух членов УИК с правом решающего голоса и заверяется печатью УИК, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете голосов не учитываются.
После вскрытия всех переносных ящиков для голосования УИК суммирует данные о числе избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, по всем переносным ящикам для голосования, оглашает и заполняет строку 6 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы (при использовании технических средств подсчета голосов - только в увеличенную форму протокола). Затем УИК приступает к вскрытию стационарных ящиков для голосования.
2.8. Вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней
Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель УИК разъясняет присутствующим при подсчете голосов лицам порядок дальнейшей работы членов УИК с избирательными бюллетенями.
Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них. В случае обнаружения повреждения печатей (пломб) на стационарном ящике для голосования председатель, заместитель председателя либо секретарь УИК составляет акт о факте и характере повреждения печатей (пломб) на стационарном ящике для голосования, который подписывается присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. На данном акте вправе поставить свои подписи члены УИК с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, присутствовавшие при проверке неповрежденности печатей (пломб) на стационарном ящике для голосования.
После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования.
2.9. Подсчет голосов избирателей и составление протокола УИК об итогах голосования
Перед началом сортировки избирательных бюллетеней председатель УИК разъясняет присутствующим порядок действий членов УИК по работе с избирательными бюллетенями.
УИК оформляет свое решение об итогах голосования по дополнительным выборам депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
Члены УИК с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам избирателей, поданным за каждого зарегистрированного кандидата, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени.
При сортировке избирательных бюллетеней члены УИК с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей. Одновременное оглашение содержащихся в двух и более избирательных бюллетенях отметок избирателей не допускается.
В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя в избирательном бюллетене этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки УИК решает вопрос о действительности каждого из вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне каждого из таких бюллетеней делается запись о признании его действительным или недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее чем двух членов УИК с правом решающего голоса и печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней.
Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное законом.
Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 статьи 68 Федерального закона, пункта 12 статьи 49 Закона края, то есть избирательные бюллетени, которые были извлечены из переносного ящика для голосования и признаны недействительными по той причине, что их количество превысило число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, а также избирательных бюллетеней, признанных недействительными) оглашается и вносится в строку 8 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.
После сортировки избирательных бюллетеней производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы по голосам, поданным за каждого зарегистрированного кандидата. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей, могли видеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Полученные данные после оглашения вносятся в строку 18 и последующие строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.
2.10. Заполнение строк 7 и 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, ознакомление с рассортированными избирательными бюллетенями
Перед заполнением строк 7 и 9 протокола об итогах голосования председатель УИК разъясняет присутствующим требования Закона края к их заполнению.
Члены УИК с правом решающего голоса определяют число действительных избирательных бюллетеней путем суммирования данных, содержащихся в строке 18 и последующих строках протокола УИК об итогах голосования, оглашают его и вносят в строку 9 протокола и его увеличенной формы.
Члены УИК с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования (путем вычитания данных строки 6 из суммы данных строк 8 и 9), оглашают его и вносят в строку 7 протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы.
После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов УИК с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а также иные лица, присутствующие при подсчете голосов УИК (под контролем членов УИК с правом решающего голоса), а члены указанной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.
2.11. Проверка контрольных соотношений
В ходе проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол УИК об итогах голосования (числами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со ст. 48 Закона края), председатель УИК разъясняет присутствующим порядок проверки.
После ознакомления членов УИК с правом совещательного голоса, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями проводится проверка следующих контрольных соотношений:
1 больше или равно
2 равно
равно
9 равно 18 + все последующие строки протокола
Перед проведением проверки контрольных соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью.
Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола и его увеличенной формы проставляется цифра "0".
Если указанные контрольные соотношения не выполняются, УИК принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4 и 5 протокола об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, УИК составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протокола об итогах голосования: строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4 и 5 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4 и 5 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0".
Перед проверкой этого контрольного соотношения УИК должна убедиться в строгом соблюдении вышеописанного порядка вычисления значений строк 17 и 18 протокола.
Если в ходе указанной проверки УИК пришла к выводу, что имело место хищение (утрата) избирательных бюллетеней, не выданных избирателям, то избирательные бюллетени, ранее признанные бюллетенями неустановленной формы, проверяются вторично, а также проверяется достоверность акта о получении тиража избирательных бюллетеней от ОИК. Если после произведенной проверки предварительный вывод УИК подтвердился, УИК направляет соответствующее заявление в правоохранительные органы.
После выполнения указанных действий председатель и секретарь УИК сверяют данные о числе избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, указанные в графе 5 сведений УИК об открепительных удостоверениях и в строке 12 протокола УИК об итогах голосования. Если данные совпали, председатель и секретарь УИК подписывают сведения УИК об открепительных удостоверениях. Если данные не совпали, то председатель и секретарь УИК уточняют указанные данные, в том числе, при необходимости, по записям в списке избирателей.
2.12. Упаковка избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений
После завершения подсчета избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченного в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка "Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу N 19".
Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени неустановленной формы и избирательные бюллетени, признанные недействительными, в случае, если в переносном ящике для голосования было обнаружено превышение числа избирательных бюллетеней по сравнению с числом отметок о выдаче избирательного бюллетеня на заявлениях о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования при проведении голосования вне помещения для голосования, упакованные в отдельные пачки погашенные неиспользованные открепительные удостоверения и открепительные удостоверения, предъявленные избирателями в день голосования, упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются наименование выборов и дата голосования, номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений.
На избирательных участках, где использовались технические средства подсчета голосов - программно-технические комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), после подписания протокола об итогах голосования избирательные бюллетени извлекаются из накопителей и без сортировки упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются наименование выборов и дата голосования, номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней.
Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены УИК как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота.
В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель УИК разъясняет лицам, присутствующим при подсчете голосов избирателей, требования Федерального закона к проведению данной работы.
2.13. Проведение итогового заседания УИК
Перед проведением итогового заседания председатель УИК разъясняет присутствующим требования Федерального закона по дальнейшим действиям членов УИК.
Председатель и секретарь УИК проверяют и подписывают составленные в одном экземпляре Сведения об открепительных удостоверениях на избирательном участке.
После осуществления всех необходимых действий и подсчетов УИК в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором председатель УИК информирует присутствующих об использовании открепительных удостоверений на избирательном участке, а также рассматриваются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, Закона края, допущенные при голосовании и подсчете голосов избирателей.
Перед заполнением графы "Сведения о количестве поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" в протоколе УИК об итогах голосования председатель УИК доводит до сведения присутствующих информацию о поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобах (заявлениях) и решениях, принятых УИК по указанным жалобам (заявлениям), выясняет у присутствующих наличие замечаний, жалоб на действия УИК (при необходимости УИК рассматривает замечания, жалобы и принимает по ним решения). Решения УИК, принятые по указанным жалобам (заявлениям), приобщаются к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования.
После этого подписывается реестр учета жалоб (заявлений), обращений на нарушение Федерального закона, Закона края, поступивших в УИК, и заполняется графа протокола "Сведения о количестве поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу" (в случае отсутствия жалоб (заявлений), поступивших в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов, в соответствующей графе протокола проставляются нули).
Жалобы (заявления), поступившие в УИК в данный период, связанные с дополнительными выборами депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения УИК приобщаются к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 19 по выборам депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19.
Жалобы (заявления), поступившие в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, относящиеся к дополнительным выборам депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения УИК прилагаются к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования по дополнительным выборам депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19. К протоколу УИК об итогах голосования по дополнительным выборам депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 следует прилагать заверенные копии соответствующих документов.
Затем подписываются протокол УИК об итогах голосования (в соответствии с частью 1 статьи 48 Закона края, УИК оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке), а их заверенные копии выдаются лицам, указанным в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, по их требованию. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (часы и минуты) их подписания. Подписанные протоколы заверяются печатью УИК. Протокол, полученный с применением технического средства подсчета голосов, либо с использованием комплекса для электронного голосования, либо компьютера, приобретает юридическую силу после подписания его указанными лицами. Не допускается заполнение протокола карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов избирателей.
Если во время заполнения протокола УИК об итогах голосования некоторые члены УИК с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается запись об этом с указанием причины их отсутствия, например, "Болен", "Командировка" и т.д. Запись заверяется подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря УИК.
Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов УИК с правом решающего голоса. Если при подписании протокола подпись хотя бы одного члена УИК с правом решающего голоса проставлена другим членом УИК или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Протокол УИК об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе (например, распечатан с помощью компьютера на нескольких листах формата А4), при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса и заверен печатью УИК.
При подписании протокола УИК об итогах голосования члены УИК с правом решающего голоса, несогласные с протоколом в целом или с его отдельными положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
2.14. Порядок выдачи копии протокола УИК об итогах голосования
После подписания протокола об итогах голосования председатель УИК разъясняет присутствующим порядок дальнейших действий членов УИК и соответствующие требования Федерального закона, Закона края.
По требованию члена УИК, иных лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, УИК немедленно после подписания протокола УИК об итогах голосования (в том числе с отметкой "Повторный" и "Повторный подсчет голосов") обязана выдать указанным лицам заверенные копии первого экземпляра протокола. УИК отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре (форма приведена в части третьей Рабочего блокнота), в который вносятся фамилия, имя, отчество и статус лица в избирательной кампании, которому выдается заверенная копия протокола об итогах голосования, номер копии, дата и время выдачи копии, а лицо, получившее копию, расписывается в нем, указывая при этом контактный телефон, по которому оно может быть извещено о проведении, в случае необходимости, заседания УИК для подписания повторного протокола.
Ответственность за организацию работы по своевременной выдаче копий протокола УИК об итогах голосования несет председатель УИК либо лицо, его заменяющее, ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола.
Копию протокола УИК об итогах голосования, которая по форме и содержанию должна полностью соответствовать оригиналу протокола, заверяет председатель, заместитель председателя или секретарь УИК, предварительно проверив соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в первом экземпляре протокола УИК об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (номер экземпляра, номер избирательного участка, адрес помещения для голосования, заполненные по всем строкам протокола числовые данные - при этом в обязательном порядке проверяется соответствие значения числа, записанного цифрами и прописью), после чего в заверяемом документе на его лицевой стороне в правом верхнем углу проставляет надпись "Копия", затем, после строк протокола либо надписи с указанием даты и времени составления протокола, делает запись "Верно" или "Копия верна", указывает свои фамилию, имя, отчество, должность в избирательной комиссии, расписывается, а также в обязательном порядке указывает дату и время (часы, минуты) заверения и проставляет печать УИК. На лицевой стороне рядом со словом "Копия" указывается номер копии "N ___", соответствующий номеру, указанному в реестре выдачи копий протокола. В случае если копия протокола об итогах голосования составляется более чем на одном листе, каждый ее лист заверяется в вышеуказанном порядке.
2.15. Порядок работы с протоколом УИК об итогах голосования после его подписания
Первый экземпляр протокола УИК об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую ОИК и возврату в УИК не подлежит.
К первому экземпляру протокола прилагаются особые мнения членов УИК с правом решающего голоса, жалобы (заявления), поступившие в УИК в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, сведения УИК об открепительных удостоверениях, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения УИК и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений УИК прилагаются ко второму экземпляру протокола. Первый экземпляр протокола с приложенными к нему документами доставляется в ОИК председателем, секретарем или иным членом УИК с правом решающего голоса по поручению ее председателя. При передаче протокола вправе присутствовать другие члены УИК, а также наблюдатели, направленные в эту УИК.
Необходимо иметь в виду, что вместе с первым экземпляром протокола УИК об итогах голосования в ОИК передаются по акту (образец приведен в части первой Рабочего блокнота) Сведения об открепительных удостоверениях на избирательном участке.
В соответствии с пунктом 31 статьи 68 Федерального закона и пунктом 27 статьи 49 Закона края второй экземпляр протокола УИК об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, указанным в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном УИК. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренными Законом края избирательными документами, включая опечатанные избирательные бюллетени, списки членов УИК с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протокола, список избирателей и печать УИК передаются на хранение в соответствующую ОИК не позднее чем через десять дней после официального опубликования результатов дополнительных выборов депутата Думы Ставропольского края по одномандатному избирательному округу N 19.
Ответственность за сохранность списка избирателей и печати УИК после их передачи в ОИК несет председатель ОИК. Списки избирателей и печати УИК всех избирательных участков, образованных на соответствующей территории, хранятся в сейфе либо ином специально приспособленном для хранения документов месте, исключающем доступ к ним посторонних лиц.
Если после подписания протокола N 1 УИК об итогах голосования и направления его первого экземпляра в ОИК УИК, составившая протокол, выявила неточность в строках 1 - 17 протокола (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных) либо если неточность выявлена ОИК в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, УИК обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1 - 17 протокола. УИК, информируя о проведении данного заседания, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении УИК в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации, иных лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола УИК об итогах голосования. В этом случае УИК составляет протокол N 1 об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный".
В случае необходимости внесения уточнений в строку 18 и последующие строки протокола проводится повторный подсчет голосов в порядке, предусмотренном частью 16 статьи 50 Закона края.
Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.
По требованию члена УИК, лиц, перечисленных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, УИК выдает им копии протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", а также заверяет их. Указанный протокол незамедлительно направляется в ОИК. Ранее представленный УИК в ОИК протокол приобщается к протоколу с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов".
(Статья 68 - 69 Федерального закона, статья 49 Закона края)
2.16. Использование технических средств подсчета голосов и комплексов для электронного голосования
По решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению ИКСК УИК используют при голосовании на дополнительных выборах депутата Думы Ставропольского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 19 вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов, при этом в случае проведения совмещенных выборов разных уровней использование этих технических средств обязательно при подсчете голосов на выборах всех уровней.
Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов, определяется ЦИК России или по ее поручению ИКСК.
При использовании технических средств подсчета голосов УИК подсчет голосов производится в соответствии с пунктом 24 статьи 68 Федерального закона. Полученный с применением технического средства подсчета голосов протокол УИК об итогах голосования, заполненный в двух экземплярах, приобретает юридическую силу после его подписания всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса. В протоколе проставляются дата и время (часы и минуты) его подписания.
(Статья 68 Федерального закона)
2.17. Организация работы ОИК по приему протоколов УИК об итогах голосования
Суммирование данных, содержащихся в протоколах N 1 УИК об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены ОИК с правом решающего голоса. При передаче протокола УИК в ОИК вправе присутствовать другие члены УИК, а также наблюдатели, направленные в данную УИК.
В помещении ОИК, где осуществляется прием протоколов УИК, суммирование данных этих протоколов и составление протокола ОИК о результатах выборов, должна находиться увеличенная форма сводной таблицы ОИК, в которую вносятся данные протоколов УИК об итогах голосования с указанием времени их внесения.
Увеличенная форма сводной таблицы должна быть расположена таким образом, чтобы наблюдатели, иные вышеуказанные в настоящем пункте Рабочего блокнота лица имели возможность свободно ознакомиться с данными поступающих протоколов УИК об итогах голосования.
Член ОИК с правом решающего голоса принимает протоколы N 1 УИК об итогах голосования и иные документы, приобщенные к протоколам, в том числе сведения об открепительных удостоверениях на избирательном участке.
Если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения Федерального закона, ОИК до установления ею итогов голосования может отменить решение УИК об итогах голосования и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей - о признании итогов голосования недействительными. Основаниями для признания ОИК итогов голосования по избирательному участку недействительными могут быть только документально подтвержденные и проверенные факты нарушения требований закона о порядке проведения голосования и подсчета голосов избирателей, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе об итогах голосования, поступившем из УИК, или возникновении сомнений в правильности его составления ОИК как в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, так и после его приема вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей УИК либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке. Указанный повторный подсчет может проводиться до установления ОИК итогов голосования и составления ОИК протокола об итогах голосования.
Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) ОИК с правом решающего голоса УИК, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или ОИК, принявшей решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей УИК, иных лиц, указанных в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Изготовленные и заверенные копии такого протокола выдаются лицам, указанным в пункте 1.4 части первой Рабочего блокнота. Если такой протокол составляется УИК, он незамедлительно направляется в ОИК. К этому протоколу приобщается ранее представленный в ОИК протокол УИК об итогах голосования. Нарушение избирательной комиссией, проводившей повторный подсчет голосов избирателей, указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: "Повторный подсчет голосов" является основанием для признания данного протокола недействительным.
(Статья 68 - 69 Федерального закона, статья 49 Закона края)
3. Подготовка УИК сведений об открепительных удостоверениях на избирательном участке. представление сведений об открепительных удостоверениях на избирательном участке в ОИК
Председатель и секретарь УИК обеспечивают заполнение сведений об открепительных удостоверениях на избирательном участке (далее - Сведения УИК) (образец приведен в части третьей Рабочего блокнота) в следующем порядке:
графа 1 - в день, предшествующий дню голосования;
графа 2 - в день, предшествующий дню голосования;
графа 3 - в день голосования, до начала времени голосования;
графа 4 - в день, предшествующий дню голосования;
графа 5 - в день голосования, при включении избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, в список избирателей.
При заполнении графы 1 номера полученных из ОИК открепительных удостоверений вписываются из соответствующего(щих) акта(ов) с учетом исключения открепительных удостоверений, возвращенных в ОИК по ее решению. При заполнении графы 1 и последующих граф Сведений УИК каждая цифра номера открепительного удостоверения вносится в отдельную клетку соответствующей строки.
При заполнении графы 2 номера открепительных удостоверений, выданных избирателям в УИК, сверяются по записям в списке избирателей.
При заполнении графы 3 номера погашенных открепительных удостоверений сверяются непосредственно по погашенным открепительным удостоверениям и соответствующему акту.
При заполнении графы 4, в случае если утрата открепительных удостоверений имела место, номера открепительных удостоверений, утраченных УИК, сверяются по соответствующему акту и решению УИК; в случае если утраты открепительных удостоверений не было, в строке "Количество" проставляется цифра "0".
При заполнении графы 5 номера открепительных удостоверений, по которым голосуют избиратели на данном участке, вписываются в соответствующие строки по изъятым у избирателей открепительным удостоверениям непосредственно после включения данных избирателя, предъявившего открепительное удостоверение, в список избирателей дополнительно.
Ответственность за достоверность данных, указанных в Сведениях УИК, несут председатель и секретарь УИК. До подписания протокола УИК об итогах голосования производится сверка данных, внесенных в Сведения УИК, а председатель и секретарь УИК проводят проверку соблюдения контрольного соотношения - равенства значения в столбце "1" сумме значений в столбцах "2", "3" и "4", а также соответствия данных, указанных в Сведениях УИК, данным в соответствующих строках протокола УИК об итогах голосования. Если контрольное соотношение выполняется, председатель и секретарь УИК подписывают Сведения УИК. Если контрольное соотношение не выполняется, председатель и секретарь УИК уточняют данные, внесенные в Сведения УИК.
Председатель УИК информирует на итоговом заседании УИК об использовании открепительных удостоверений на избирательном участке.
Сведения УИК передаются в ОИК вместе с протоколом об итогах голосования (в том числе с использованием технических средств передачи информации).
В случае если в ОИК выявлены недостатки в оформлении Сведений УИК либо выявлена неточность в Сведениях УИК, ОИК информирует об этом соответствующую УИК. Председатель и секретарь УИК выявляют причину неточностей, составляют при необходимости новые Сведения УИК с отметкой "Повторные", которые незамедлительно направляются в ОИК.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.