Коллегия министерства образования Ставропольского края с участием руководителей и специалистов органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов рассмотрела работу министерства образования, органов управления образованием Ставропольского края по выполнению решения коллегии от 8 сентября 2010 года N 4 по вопросу работы по совершенствованию механизма независимой оценки качества образования в Ставропольском крае.
В рамках проекта модернизации образования совершенствование региональной системы оценки качества образования является одним из приоритетных направлений развития образования Ставропольского края. Осмысление событий, происходящих в системе образования, анализ ситуации, формулировка приоритетов развития не возможны без осуществления оценочных процедур, соотнесения их результатов с заявленными и достигнутыми параметрами развития образования.
Для решения проблем, обозначенных на коллегии в 2010 году в текущем учебном году с целью дальнейшего совершенствования региональной системы оценки качества образования была апробирована одна из форм комплексного анализа состояния образовательной системы края - рейтингование деятельности муниципальных образовательных систем, что позволило получить объективную картину состояния всех муниципальных образовательных систем, выявлены общие и специфические проблемы каждого муниципального образования. Лидерами рейтинга стали образовательные системы гг. Невинномысска, Ставрополя, Георгиевска.
Государственная (итоговая) аттестация 2011 года выпускников 9 классов проходила как в традиционной, так и в новой форме. Общее количество участников государственной (итоговой) аттестации в новой форме в 2011 году в Ставропольском крае составило 24406 человек. Особенностью проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме в 2011 году стало использование автоматизированной системы обработки работ учащихся по русскому языку и математике, а также проверка работ краевой предметной комиссией в Ставрополе.
Сравнительный анализ результатов государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений Ставропольского края по обязательным общеобразовательным предметам - русскому языку и математике - свидетельствует о положительной динамике качества обучения по данным предметам.
Лучшие результаты по итогам государственной (итоговой) аттестации в новой форме показали выпускники общеобразовательных учреждений Арзгирского, Изобильненского, Красногвардейского, Минераловодского муниципальных районов и городов Георгиевска, Ессентуков, Невинномысска, Пятигорска, Ставрополя.
Необходимо отметить, что по результатам сдачи государственной (итоговой) аттестации в новой форме предметов по выбору в 2011 году повысилось качество выполнения работ в сравнении с 2010 годом по истории, физике и биологии.
Основной формой государственного контроля и независимой оценкой качества обучения в российских школах, имеющей единые стандартизованные процедуры в настоящее время, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Общее количество участников ЕГЭ в 2011 году в Ставропольском крае составило 15778 человек.
В рамках подготовки к ЕГЭ в 2011 году министерством образования Ставропольского края, Ставропольским краевым институтом повышения квалификации работников образования, совместно с муниципальными органами управления образованием были проведены мероприятия, направленные на подготовку к сдаче ЕГЭ выпускников и специалистов, привлекаемых к его проведению. Обучение прошли 5074 педагогических работников.
Особо необходимо отметить, что в рамках подготовки к ЕГЭ дополнительно прошли обучение 3035 учителей-предметников, работающих в выпускных классах образовательных учреждений всего края, что позволило значительно улучшить результаты выпускников.
В 14 территориях: Андроповском, Апанасенковском, Арзгирском, Кировском, Красногвардейском, Нефтекумском, Новоалександровском, Новоселицком, Предгорном, Советском, Труновском, Туркменском районах и городах Георгиевске и Лермонтове выпускники всех образовательных учреждений преодолели установленный обязательный минимум набранных баллов по двум обязательным предметам - русскому языку и математике.
Вместе с тем необходимо отметить, что высокий процент выпускников, получивших баллы ниже установленного обязательного минимума по обязательным предметам, в этом году в Степновском, Георгиевском, Курском, Изобильненском, Минераловодском районах и городах Невинномысске, Пятигорске, Железноводске.
По большинству предметов результаты ЕГЭ в Ставропольском крае выше средних российских показателей. Результаты ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам в сравнении с результатами 2010 года улучшились в среднем на 2,4 балла.
Однако, остаются ниже средних российских показателей результаты ЕГЭ по информатике и иностранным языкам.
В 2011 году увеличилось количество выпускников, сдававших химию, физику, биологию и улучшились результаты по предметам естественно-научного цикла. Это стало возможным в том числе благодаря целенаправленной работе вузов, проводимой с выпускниками.
В целом, работа по подготовке и проведению ЕГЭ в 2011 году, проводимая министерством образования, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, более жесткая система контроля дали положительный результат.
Сравнительный анализ итогов ЕГЭ по обязательным предметам 2010 и 2011 годов в образовательных учреждениях различных видов свидетельствует о повышении результатов ЕГЭ в сравнении с 2010 годом.
Доля выпускников 11 (12) классов, получивших справки по окончании 2010 - 2011 учебного года, составила 1,64% (в 2009 - 2010 учебном году - 2,1%). При этом доля выпускников, получивших неудовлетворительные результаты на экзаменах, составила 0,91% (в 2009 - 2010 учебном году - 1,21%).
На этапе подготовки к ЕГЭ общеобразовательными учреждениями, органами управления образованием, министерством образования края велась широкая разъяснительная работа по процедуре проведения ЕГЭ с родителями и учащимися.
Для соблюдения организации прозрачности проведения экзамена муниципальными органами управления образованием было аккредитовано 1198 общественных наблюдателей на 461 пункте проведения экзамена (ОУ-ППЭ) в 9 классах и 621 общественный наблюдатель на 105 пунктах проведения единого государственного экзамена. В отдельных пунктах проведения экзамена были установлены камеры видеонаблюдения (гг. Ессентуки, Лермонтов).
В целях совершенствования механизма независимой оценки качества образования в Ставропольском крае коллегия решила:
1. Министерству образования Ставропольского края:
1.1. Продолжить работу по совершенствованию региональной независимой системы оценки качества образования, повышению качества и доступности образования.
1.2. Отделу дошкольного и общего образования (Лаврова Н.А.), отделу государственного контроля качества образования (Измайлова Т.В.) продолжить работу по разработке пакета нормативных и инструктивно-методических материалов, регламентирующих контрольно-оценочные процедуры в рамках развития системы оценки качества образования муниципального и школьного уровня.
1.3. Отделу государственного контроля качества образования (Измайлова Т.В.) и Ставропольскому краевому институту развития образования развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Золотухина А.Ф.) продолжить работу по разработке системы показателей и индикаторов качества образования для подбора эффективных методик оценки качества образования, создания стандартизированных оценочных процедур.
1.4. Отделу дошкольного и общего образования (Лаврова Н.А.) совместно с Невинномысским государственным гуманитарно-техническим институтом (Фролко С.В.) продолжить работу по совершенствованию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях края, проведению социологических опросов по изучению карьерных, образовательных и миграционных устремлений выпускников школ.
1.5. Отделу государственного контроля качества образования (Измайлова Т.В.) провести рейтинг эффективности деятельности муниципальных систем образования в 2011 - 2012 учебном году.
1.6. Обсудить проект Концепции развития воспитания и дополнительного образования детей в Ставропольском крае на 2011 - 2015 годы.
2. Ставропольскому краевому институту развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Золотухина А.Ф.):
2.1. Проанализировать на заседаниях кафедр итоги ЕГЭ, ГИА 2010 - 2011 учебного года, внести соответствующие коррективы в содержание учебных курсов повышения квалификации (в рамках плана-заказа), в том числе в области новых образовательных технологий, современных методик преподавания учебных предметов.
2.2. Создать базу данных учителей, работающих в 2011 - 2012 учебном году в 9 - 11 классах, организовать для них краткосрочные тематические курсы по методике подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА, уделив особое внимание подготовке учителей информатики.
2.3. Продолжить работу по развитию информационной защищенной сети передачи персональных данных участников ЕГЭ и ГИА, включающей взаимодействие с пунктами проведения экзаменов.
2.4. Обеспечить подготовку учителей начальной школы по программам курсов повышения квалификации по вопросам оценки качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения. Разработать методические рекомендации в помощь учителям начальных классов и руководителям общеобразовательных учреждений:
- по проблемам формирования системы оценки результатов обучения в начальной школе;
- тематическому планированию по вариативным учебно-методическим комплектам в 1 - 4 классах;
- по организации внеурочной деятельности в начальной школе.
2.5. Организовать систематический мониторинг системы оценки качества обучения в образовательных учреждениях Ставропольского края и результативности работы начальной школы в рамках ФГОС второго поколения.
3. Органам управления образованием муниципальных районов и городских округов:
3.1. Усилить контроль за качеством преподавания и, соответственно, качеством знаний выпускников общеобразовательных учреждений.
3.2. В целях повышения качества образования продолжить работу по развитию сети общеобразовательных учреждений повышенного уровня, в том числе реализующих углубленное изучение предметов естественно-научного цикла.
3.3. Обеспечить информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования, используя возможности средств массовой информации, сайты органов управления образованием, образовательных учреждений края; продолжить практику организации Публичных докладов образовательных учреждений, органов управления образованием перед населением.
3.4. Организовать контроль за проведением в образовательных учреждениях информационно-разъяснительной работы среди педагогов, задействованных в проведении единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации, выпускников, родителей (законных представителей).
4. Руководителям общеобразовательных учреждений:
4.1. Продолжить работу по своевременной информированности родителей о результатах мониторинга системы оценки качества образования через публичные доклады образовательных учреждений, средства массовой информации, школьные сайты, активизировать разъяснительную работу в выпускных 9, 11(12) классах по ознакомлению с нормативными документами, регламентирующими проведения государственной (итоговой) аттестации (ГИА), ответственности за нарушение установленного порядка проведения ГИА.
4.2. Совершенствовать систему внутришкольного контроля, мониторинга качества образования; осуществлять сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения.
4.3. Обеспечить участие обучающихся, родителей, педагогических работников, общественных, управляющих советов в процедурах оценки качества образования в школах.
5. Руководителям учреждений высшего профессионального образования совместно с министерством образования Ставропольского края продолжить профориентационную работу с выпускниками общеобразовательных учреждений, работу очных и заочных (дистанционных) школ для одаренных детей.
6. Начальнику отдела дошкольного и общего образования (Лаврова Н.А.) в срок до 26 сентября 2011 года организовать подготовку приказа по реализации решения коллегии.
7. Контроль за исполнением настоящего решения коллегии оставляю за собой.
Исполняющий обязанности министра |
И.В. Кувалдина |
Секретарь коллегии |
Ф.Н. Страчкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение коллегии Министерства образования Ставропольского края от 8 сентября 2011 г. N 4 "О ходе выполнения решения коллегии министерства образования Ставропольского края от 8 сентября 2010 года N 4 "О работе министерства образования, органов управления образованием Ставропольского края по совершенствованию механизма независимой оценки качества образования в Ставропольском крае"
Текст решения опубликован на официальном сайте Министерства образования Ставропольского края www.stavminobr.ru