Министру строительства,
дорожного хозяйства и
транспорта Ставропольского края
И.А. Васильеву
Уважаемый Игорь Александрович!
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия, в рамках межведомственного взаимодействия, в целях оптимизации совместной деятельности, в том числе, направленной на сохранение историко-культурного наследия Ставропольского края, направляет Вам информацию об изменениях в законодательстве в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия в 2015 году.
Просим довести указанную информацию до сведения органов управления архитектуры городских округов и муниципальных районов Ставропольского края. В связи с большим объемом документации, нормативные акты, на которые имеются ссылки в прилагаемой информации, направляются только в электронном виде на электронный адрес министерства.
Приложение: на 5 листах и в электронном виде (19 приложений).
Начальник управления |
Т.В. Гладикова |
Информация
об изменениях в законодательстве в области сохранения и государственной охраны объектов культурного наследия в 2015 году
Текущий год знаменателен целым рядом изменений в законодательстве Российской Федерации и Ставропольского края в области сохранения и государственной охраны памятников истории и культуры.
1. Так 22 января 2015 года вступила в силу новая редакция (от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ) Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации (Приложение 13). В соответствие с новым Федеральным законом был приведен и Закон Ставропольского края от 16 марта 2015 года N 14-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ставропольском крае" (Приложение 15). Все приложения в связи с большим объемом информации направляются в электронном виде.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Ставропольского края N 14-КЗ следует читать: "от 16 марта 2006 г."
2. Согласно требованиям редакции Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ в Ставропольском крае создан новый орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия - управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (далее - управление), которое осуществляет государственный надзор в данной сфере деятельности и является правопреемником министерства культуры Ставропольского края. Положение об управлении утверждено постановлением Правительства Ставропольского края от 02 марта 2015 года N 102-П (Приложение 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Ставропольского края N 102-П следует читать как "от 20 марта 2015 г."
3. В соответствии со статьей 34 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.15 N 972 утверждено новое Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Приложение 7).
Наличие утвержденных зон охраны памятников истории и культуры является действенным механизмом сохранения памятников истории и культуры и окружающей их историко-культурной среды. Вместе с тем, разработка таких проектов требует значительных финансовых средств, не только на проектирование (500-700 тыс. рублей для отдельно взятого памятника), но и проведение историко-культурной экспертизы таких проектов тремя экспертами. Стоимость экспертизы составляет 100-300 тыс. рублей. В порядке, установленном предыдущим Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315, разработаны проекты зон охраны 19 объектов культурного наследия. (Например, "Комплекс Главных нарзанных ванн", г. Кисловодск, Курортный бульвар, 4; "Особняк Гориной, где бывал А.И. Солженицын", г. Кисловодск, пер. Бородинский, 3, "Дом Ярошенко Николая Александровича", г. Кисловодск, ул. Ярошенко, 1 и др.). Новая редакция Положения о зонах охраны памятников, утвержденная в 2015 году, вновь позволяет осуществлять разработку объединенных зон охраны памятников истории и культуры, как это было разрешено до 2008 года.
Так, приказами министерства культуры Ставропольского края от 18.04.2003 N 42 и от 27.04.2004 N 69 были утверждены следующие проекты объединенных зон охраны памятников истории и культуры:
- проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников архитектуры и истории г. Ставрополя, "Гипрогор", г. Москва, 1977 г.;
- проект зон охраны памятников истории и культуры города Кисловодска, "Спецпроектреставрация", г. Москва, 1980 г.;
- проект зон охраны памятников истории и культуры г. Пятигорска, "Спецпроектреставрация", г. Москва, 1983 г.;
- проект "Зоны охраны памятников истории и культуры Железноводского городского района", "Спецпроектреставрация", Северо-Кавказское дочернее предприятие, Архитектурно-реставрационная мастерская N 1, г. Ростов-на-Дону, 2001 г.,
- а также установлены временные охранные зоны для различных видов памятников: государственных историко-культурных заповедных территорий, ландшафтных памятников, отдельно стоящих памятников, ансамблей и др.
Кроме того, приказом министерства культуры края от 12.09.2000 г. N 129 установлены временные зоны охраны для памятников археологии.
Но вышеперечисленные проекты объединенных зон охраны также нуждаются в корректировке, в том числе, в части установления режимов использования зон охраны, где не всегда прописаны детально требования к градостроительным регламентам в данных зонах. Необходимо общими усилиями совместно с администрациями городских округов, решать данную проблему. Это возможно путем направления заявок для участия в Федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)", в которой предусмотрен соответствующий раздел.
4. В 2015 году Федеральным законом от 08 марта 2015 г. N 50-ФЗ (Приложение 17) внесены изменения в статью 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе", а Федеральный закон 73-ФЗ дополнен статьей 35.1, в соответствии с которыми не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в реестр, а также на их территориях. Исключение составляют памятники, относящиеся к категории достопримечательных мест (по состоянию на 01 декабря 2015 года в крае только один такой объект - Даниловское кладбище в г. Ставрополе).
Разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их территориях, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до истечения срока их действия.
5. Порядок проведения работ на памятниках не претерпел значительных изменений и по-прежнему регулируется статьей 45 Федерального закона. Изменения коснулись порядка выдачи разрешений и заданий на проведение работ по сохранению памятников, а также согласования научно-проектной документации. До утверждения на федеральном уровне административных регламентов предоставления данных услуг в отношении объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия, применяются административные регламенты, утвержденные приказами Минкультуры России от 30 июля 2012 года N 811 и от 22 ноября 2013 года N 1942 (Приложения, соответственно, 10 и 11). По-прежнему исключительным правом на выдачу исходно-разрешительной документации и согласование проектов на право проведения работ на объектах культурного наследия обладают государственные органы охраны памятников - органы местного самоуправления не наделены такими полномочиями.
6. Изменился порядок оформления отчетной документации по результатам ремонтно-реставрационных работ и их приемки, который подробно изложен в Приказе Минкультуры России от 25 июня 2015 года N 1840 (Приложение 1). Приемка работ осуществляется только после утверждения отчетной документации руководителем государственного органа охраны памятников. Заказчик (собственник, пользователь) самостоятельно создает комиссию по приемке работ, участие в которой представителя органа охраны памятников, выдавшего разрешение на проведение работ, является обязательным.
7. Порядок снятия памятников с государственного учета и охраны существенно не изменился: в соответствии со ст. 23 Федерального закона исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:
1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;
2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется только в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
8. Упрощена процедура постановки на государственную охрану объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, в качестве выявленного объекта культурного наследия: наличие положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы для принятия такого решения уже не требуется. Порядок, определяющий процедуру формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, а также состав сведений, включаемых в него, утвержден Приказом Минкультуры России от 2 июля 2015 года N 1907 (Приложение 2), а также статьей 10.1 Закона Ставропольского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в Ставропольском крае" от 16 марта 2006 г. N 14-кз (в редакции от 08.06.2015 N 63-кз) (Приложение 15).
9. В новой редакции Федерального закона изменен порядок согласования с органами охраны памятников решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; в случаях, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, государственной историко-культурной экспертизе подлежат:
земельные участки, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ,
или документация (за исключением научных отчетов о выполненных археологических полевых работах), содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ.
Информация о данных нововведениях изложена в статьях 30, 33, 36 Федерального закона, а также в Положении о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569 (в редакции от 09.06.15 N 569) (Приложение 6).
10. Приказом Минкультуры России от 01.07.2015 года N 1887 (Приложение 14) для объектов культурного наследия утверждены:
форма охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия;
порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия;
порядок подтверждения ответственным лицом выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия.
11. Приказами Минкультуры России от 2 июля 2015 года N 1906 (Приложение 4) и от 3 октября 2011 года N 954 (в редакции от 05.08.15 N 2150) для объектов культурного наследия утверждены новые формы учетных документов: паспорта объекта культурного наследия и учетной карты объекта, представляющего собой историко-культурную ценность (Приложения 4 и 8, соответственно).
12. Приказом Минкультуры России от 01.07.15 N 1887 (Приложение 12) утвержден Перечень сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию:
1) сведения о местонахождении объекта археологического наследия (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта);
2) фотографическое (иное графическое) изображение объекта археологического наследия;
3) описание границ территории объекта археологического наследия с приложением текстового описания местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости;
4) сведения о наличии или об отсутствии зон охраны объекта археологического наследия;
5) сведения о расположении объекта археологического наследия, имеющего вид "памятник" или "ансамбль", в границах зон охраны иного объекта культурного наследия.
13. Приказом Минкультуры России от 6 мая 2013 г. N 1460 (в редакции от 13.08.2015 года N 2191) (Приложение 3) утвержден Административный регламент по предоставлению Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги "Лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". Подробнее с информацией по вопросу получения лицензий на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия можно ознакомиться на официальном сайте Минкультуры России, которое осуществляет выдачу таких лицензий.
14. Приказом Минкультуры России от 6.06.2015 N 1745 (Приложение 5) утверждены требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия. На данные территории действие градостроительных регламентов не распространяется. Согласно ст. 5.1 Федерального закона:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа Минкультуры России N 1745 следует читать: "от 4 июня 2015 г."
на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от 28 декабря 2015 г. N 04-15/2490 "О направлении информации"
Текст письма опубликован на официальном сайте Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия (http://oknsk.ru/)