Постановление Губернатора Ставропольского края
от 26 марта 2007 г. N 163
"О краевой целевой программе "Развитие этнических
и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае
на 2007-2009 годы"
В целях создания на территории Ставропольского края условий, гарантирующих равенство граждан любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития и торговли Ставропольского края и министерству финансов Ставропольского края при формировании проектов бюджета Ставропольского края на 2007-2009 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. Установить, что конкретные объемы финансирования Программы могут ежегодно уточняться при утверждении бюджета Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Воропаева А.А.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Ставропольского края |
А.Л.Черногоров |
Краевая целевая программа
"Развитие этнических и этноконфессиональных отношений
в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
(утв. постановлением Губернатора Ставропольского края
от 26 марта 2007 г. N 163)
Паспорт
краевой целевой программы
"Развитие этнических и этноконфессиональных отношений
в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
Наименование краевая целевая программа "Развитие
Программы этнических и этноконфессиональных отношений
в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
(далее - Программа)
Основание Концепция государственной национальной
для разработки политики Российской Федерации, утвержденная
Программы указом Президента Российской Федерации
от 15 июня 1996 года N 909;
указ Президента Российской Федерации
от 3 июня 1996 года N 803 "Об основных
положениях региональной политики
в Российской Федерации";
Программа социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 годы), утвержденная
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006 года N 38-р;
распоряжение Губернатора Ставропольского края от
1 августа 2006 г. N 603-р "О перечне краевых
целевых и ведомственных целевых программ,
принимаемых к разработке в 2006 году";
распоряжение Правительства Ставропольского
края от 19 июня 2006 г. N 211-рп "О плане
мероприятий Правительства Ставропольского
края по реализации основных положений
Послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
на 2006 год"
Государственный комитет Ставропольского края по делам
заказчик Программы национальностей и казачества
Разработчик комитет Ставропольского края по делам
Программы национальностей и казачества
Исполнители министерство культуры Ставропольского края;
Программы министерство образования Ставропольского
края;
министерство массовых коммуникаций,
информационных технологий и связи
Ставропольского края;
комитет Ставропольского края по делам
национальностей и казачества;
комитет Ставропольского края по делам
молодежи;
органы местного самоуправления муниципальных
образований Ставропольского края
(по согласованию)
Цели и задачи обеспечение конституционного права,
Программы гарантирующего равенство граждан любой расы
и национальности, а также свободу
вероисповедания;
формирование среди населения Ставропольского
края гражданской солидарности через развитие
межэтнической интеграции на основе духовных
и нравственных устоев многонационального
общества;
утверждение в сознании населения
Ставропольского края общероссийской
идентичности, общероссийских гражданских
и историко-культурных ценностей;
формирование культуры межнациональных
и межконфессиональных отношений;
противодействие этнополитическому
и этнорелигиозному экстремизму;
содействие дальнейшему развитию элементов
гражданского общества - некоммерческих
объединений этнокультурного характера,
национально-культурных автономий
и религиозных объединений граждан;
снижение уровня негативных этноконтактных
установок и случаев неприятия иного
вероисповедания;
содействие социальной и морально-
психологической адаптации мигрантов,
прибывших в Ставропольский край
на постоянное жительство, с одновременной
адаптацией старожильческого населения
к новым этносоциальным условиям проживания
Срок реализации 2007 - 2009 годы
Программы
Перечень основных создание необходимых условий
мероприятий Программы для осуществления государственной
национальной политики на территории
Ставропольского края;
разработка и внедрение моделей регулирования
этнополитических процессов;
координация деятельности органов
исполнительной власти Ставропольского края,
органов местного самоуправления
муниципальных образований Ставропольского
края и национально-культурных автономий,
направленной на гармонизацию межэтнических
и этноконфессиональных отношений;
воспитание патриотизма, формирование
толерантности и культуры мира в молодежной
среде;
формирование общероссийской идентичности,
культуры мира и согласия средствами
образования;
развитие культурной интеграции
и формирование гражданской солидарности
средствами культуры;
повышение активности и роли средств массовой
информации в отражении этносоциальных
процессов и этноконфессиональных отношений;
поддержка национально-культурных
общественных объединений в гармонизации
межнациональных отношений, формировании
гражданской солидарности, культуры мира
и согласия, адаптации и интеграции
представителей этнических групп из среды
мигрантов;
содействие сохранению и поддержанию
в Ставропольском крае межконфессионального
мира и согласия
Ожидаемые результаты создание научно-методической,
реализации мероприятий организационной и правовой базы с целью
Программы консолидации многонационального населения
Ставропольского края на основе базовых
ценностей гражданского общества;
создание эффективной системы мониторинга
и прогноза развития характера межэтнических
и межконфессиональных отношений;
формирование в сознании населения
Ставропольского края - представителей
различных национальностей - представления
о взаимодополняемости этнической
и общегражданской идентичности;
снижение степени распространенности среди
населения Ставропольского края негативных
этноконтактных установок до 35 процентов,
в т.ч. по годам:
2007 год - 42-43 процента,
2008 год - 37-41 процент,
2009 год - 35-37 процентов
Объемы и источники для реализации Программы требуется выделение
финансирования 10000 тыс. рублей из средств бюджета
Программы Ставропольского края, в том числе по годам
соответственно:
в 2007 году - 1000 тыс. рублей;
в 2008 году - 5444 тыс. рублей;
в 2009 году - 3556 тыс. рублей
Управление реализацией управление реализацией Программы и контроль
Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется
за ходом ее выполнения в соответствии с Порядком разработки
и реализации краевых целевых и ведомственных
целевых программ, утвержденным
постановлением Губернатора Ставропольского
края от 11 февраля 2005 г. N 57
"О Порядке разработки и реализации краевых
целевых и ведомственных целевых программ"
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
Межэтнические и этноконфессиональные отношения в Ставропольском крае являются традиционно значимыми во всей системе внутрикраевых социальных отношений. Их содержание и формы прямо связаны с общими процессами социально-экономического и политического развития Юга России и Северо-Кавказского региона.
Органы исполнительной власти Ставропольского края, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, проводят значительную работу по поддержанию среди населения края межнационального мира и согласия. Ее содержание и основные направления были определены и реализуются на основе принятых в 1999 году "Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края".
Вместе с тем отсутствие в Ставропольском крае деятельности по прогнозированию этнополитических и религиозно-политических конфликтов требует внесения корректив в совместную работу органов исполнительной власти Ставропольского края, национально-культурных автономий, религиозных организаций, поиска новых подходов в реализации задач формирования гражданского общества, определенных Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, а также Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 года и от 25 апреля 2005 года.
Комплексно решать эти задачи за счет использования исключительно рыночных механизмов и за счет инициативности актива общественных организаций не представляется возможным.
Программа является механизмом координации деятельности на направлениях этнокультурного и духовного развития Ставропольского края и поддержки диалога между органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными, национальными и религиозными объединениями. Отсутствие скоординированной политики может привести к проблемам в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в поддержании гражданского мира и согласия, единства правового пространства.
Более того, при отсутствии программно-целевого механизма реализации на территории Ставропольского края государственной национальной политики возможно развитие некоторых негативных тенденций во взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества, снижение уровня участия этнических, национально-культурных и религиозных организаций в реализации общественно значимых социальных программ и, как результат, их неадекватное реагирование на проявления экстремизма, национальной нетерпимости, ксенофобии.
Как показывает практика, финансирование государством мероприятий по ликвидации последствий межнациональных и религиозно-политических конфликтов, а не мероприятий по их предотвращению или своевременной локализации приводит к избыточным финансовым издержкам, значительно большим, чем профилактические меры.
Так, по оценке московских экспертов, прямой экономический ущерб от межнациональных конфликтов только в Москве составил в 2002-2004 годах не менее 700 млн. рублей, косвенный - более 1,5 млрд. рублей. Те же источники утверждают, что отсутствие программно-целевого подхода к решению проблем в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений привело бы в среднесрочной перспективе к потерям в 7 млрд. рублей.
Очевидно, что в условиях Северного Кавказа и Ставропольского края прямой и косвенный ущерб от межнациональных конфликтов, межнациональной напряженности, проявлений ксенофобии и религиозно-политического экстремизма (в том числе в результате снижения инвестиционной привлекательности региона) превысит московские показатели в несколько раз.
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность постоянного населения Ставропольского края составила 2735,1 тыс. человек.
Главными участниками межэтнического взаимодействия в Ставропольском крае являются народы восточнославянской группы (белорусы, русские, украинцы), армянской группы (армяне), тюркской группы (азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы, туркмены, татары), нахско-дагестанской группы (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы), адыго-абхазской группы (абазины, адыгейцы, кабардинцы, черкесы), грузино-иберийской группы (грузины), иранской группы (осетины).
Наиболее крупными этническими группами являются: русские (более 2,2 миллиона), армяне (около 150 тысяч), украинцы (более 45 тысяч), даргинцы (более 42 тысяч), греки (около 35 тысяч) и другие.
На начало 2006 года в Ставропольском крае зарегистрировано около 60 национально-культурных организаций разнообразных организационно-правовых форм. Кроме них, по различным экспертным оценкам, на территории края без регистрации действуют более ста общественных объединений, созданных по этнокультурному признаку.
В муниципальных образованиях, в которых отсутствуют зарегистрированные национально-культурные автономии и религиозные объединения, их функции берут на себя национальные общины, которые неформально управляются авторитетными и уважаемыми людьми, входящими, как правило, в общественные этнические советы, созданные при главах администраций муниципальных районов.
Сложившаяся ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Ставропольском крае оценивается как относительно спокойная, со скрытым конфликтогенным потенциалом.
Стабилизации межэтнических отношений в крае, их позитивному развитию в условиях отсутствия залповой миграции и крупных межэтнических конфликтов в значительной мере способствовало принятие постановления Губернатора Ставропольского края от 31.12.99 N 798 "Об утверждении "Основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края" и "Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы".
Особенности этнополитической и этноконфессиональной ситуации в Ставропольском крае состоят в том, что:
русские, составляющие 81,6 процента населения края, по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений. Они включены в сложившуюся и обновляющуюся систему межэтнических отношений как с горскими и степными народами Северного Кавказа, так и с многочисленными национальными меньшинствами (диаспорами), представляющими ближнее и дальнее зарубежье;
благополучное этническое самочувствие восточнославянских этносов, составляющих 83,74 процента населения края, является важнейшим условием стабильности и безопасности межэтнических отношений в регионе. В этой связи особую стабилизирующую роль играет казачество как наиболее активная часть славянского населения;
в сравнении с численностью русского населения все иные этнические общности являются меньшинствами в численном отношении;
этнические меньшинства располагаются в непосредственной близости с соседствующими со Ставропольским краем субъектами Российской Федерации: Республикой Дагестан, Карачаево-Черкесской Республикой, Кабардино-Балкарской Республикой, Республикой Северная Осетия-Алания, Чеченской Республикой;
этнические меньшинства доминируют или преобладают в некоторых населенных пунктах Курского, Кочубеевского, Левокумского, Нефтекумского, Туркменского и других районов Ставропольского края;
крупные группы этнических меньшинств (диаспор) сосредоточены в районе Кавказских Минеральных Вод (армяне, грузины, греки, евреи, немцы, поляки, украинцы);
восточные районы края (Нефтекумский, Степновский, Левокумский, Туркменский) являются зонами потенциального межнационального противостояния и напряженности. Согласно данным Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы, взаимные претензии на почве межнациональных отношений друг к другу предъявляют русские и даргинцы, ногайцы и даргинцы, даргинцы и туркмены, русские и туркмены, а в районе Кавказских Минеральных Вод - русские и армяне, русские и карачаевцы, русские и греки;
в крае насчитается более 499 религиозных общин, представляющих христианство, ислам, иудаизм. Всего в Ставропольском крае насчитывается около 30 тысяч активных прихожан различных конфессий, большинство из которых принадлежит к Русской православной церкви.
В целом в этнополитических и этноконфессиональных отношениях, сложившихся в Ставропольском крае, преобладают положительные явления и тенденции. Вместе с тем в некоторых его населенных пунктах периодически возникают межэтнические противоречия, обусловленные характером социального развития Северного Кавказа в перестроечный и постперестроечный период, а также в период демократизации и реформирования.
По результатам социологических исследований, проведенных Пятигорским филиалом Северо-Кавказской академии государственной службы, 32,77 процента населения края считают, что имеются национальные группы, интересы и права которых ущемляются, 31,43 процента считают, что национальная принадлежность дает определенные преимущества, 48 процентов полагают, что в межнациональных отношениях присутствует скрытая или явная неприязнь людей различных национальностей.
Результаты социологических опросов позволяют судить о степени распространенности негативных стереотипов среди жителей Ставропольского края и обусловливают необходимость поиска новых форм и методов воздействия на отношения этнических групп, особенно в местах их компактного проживания.
Определяющие причины этнополитической нестабильности в Ставропольском крае:
противоречивость и скрытая конфликтогенность ряда правовых актов и управленческих решений, не согласующихся с традициями проживания народов, исторических сложившимися на Северном Кавказе;
отсутствие глубокого анализа этнополитических процессов, неквалифицированное прогнозирование характера их развития и возможных последствий, не оперативно принимаемые на разных уровнях руководства политические и управленческие решения по предотвращению негативного развития ситуации в межнациональных отношениях;
конкуренция между этническими группами при распределении и переделе собственности, в области землепользования и землевладения, в торговле, в предпринимательстве, в бизнесе, в сфере услуг, в санаторно-курортной сфере;
конкуренция на рынке труда;
изменения в исторически сложившемся этнодемографическом и социально-экономическом балансе, обусловленные миграционными процессами;
проблемы адаптации мигрантов и включения их в социокультурный ландшафт края из-за различий в ментальности населения, проживающего на Ставрополье, и граждан, вновь прибывших в Ставропольский край на жительство;
медленное взаимопроникновение культур, соблюдаемых обрядов и в этой связи заметные барьеры во взаимопонимании между этническими группами, особенно в восточных районах края;
социальная неустроенность молодежи и отсутствие в некоторых районах края для нее рабочих мест;
состояние латентного социального соперничества при попытках некоторых лидеров этнических общностей и религиозных групп политизировать этнический и религиозный факторы.
Для гармонизации межнациональных отношений в населенных пунктах Ставропольского края требуются конкретные решения, четкая последовательность, этапность, комплексный системный подход, сосредоточение усилий органов власти и управления на решении задач интеграции представителей различных национальностей в единый социум при сохранении самых широких возможностей для национально-культурного самовыражения и развития.
Проблема развития и гармонизации межнациональных отношений обладает набором признаков, характеризующих ее как комплексную, требующую решения программно-целевыми методами. К ним относятся:
масштабность и многогранность проблемы межэтнической интеграции и солидарности;
многоаспектность процесса регулирования межнациональных отношений;
взаимосвязанность социальных, этнических и экономических аспектов процесса формирования общегражданского согласия среди представителей различных этнических групп и проживающих на территории края народов;
необходимость взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, национально-культурных объединений и религиозных организаций в реализации государственной национальной политики, профилактики этноконфликтов и экстремизма.
В условиях административной реформы и реформы местного самоуправления данные характеристики актуализируют политическое и административное управление в сфере этнонациональных и этноконфессиональных отношений.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями и задачами настоящей Программы являются:
обеспечение конституционного права, гарантирующего равенство граждан любой расы и национальности, а также свободу вероисповедания;
формирование среди населения Ставропольского края гражданской солидарности через развитие межэтнической интеграции на основе духовных и нравственных устоев многонационального общества;
утверждение в сознании населения Ставропольского края общероссийской идентичности, общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей;
формирование культуры межнациональных и межконфессиональных отношений;
противодействие этнополитическому и этнорелигиозному экстремизму;
содействие дальнейшему развитию элементов гражданского общества - некоммерческих объединений этнокультурного характера, национально-культурных автономий и религиозных объединений граждан;
снижение уровня негативных этноконтактных установок и случаев неприятия иного вероисповедания;
содействие социальной и морально-психологической адаптации мигрантов, прибывших в Ставропольский край на постоянное жительство, с одновременной адаптацией старожильческого населения к новым этносоциальным условиям проживания;
выработка и реализация мер раннего предупреждения межнациональной напряженности и связанных с ней проявлений экстремизма.
Важнейшими условиями дальнейшего закрепления положительных тенденций в динамике этнонациональных отношений в Ставропольском крае являются:
переход от мероприятий по локализации последствий межэтнических противоречий и этноконфликтов к политике по предотвращению и урегулированию конфликтов с этническим компонентом через внедрение прогностической и упреждающей деятельности по их профилактике;
проактивная социокультурная политика, направленная на адаптацию мигрантов, прибывших и прибывающих на постоянное место жительства в Ставропольский край, и одновременная адаптация старожильческого населения края к проживанию в меняющейся этнической среде;
формирование у молодого поколения и упрочение у населения старших возрастов общероссийской идентичности, общих для граждан Российской Федерации идеалов и представлений, ценностей и ориентиров независимо от этнического происхождения, вероисповедания, политических убеждений;
преимущественное разрешение межнациональных конфликтов на локальном уровне, устранение факторов, провоцирующих этноконфликтную готовность социума;
взаимодействие с общественными объединениями и оказание им содействия в формировании и моделировании этносоциальных процессов;
приоритетный учет динамики этноконфессиональных отношений с учетом роста влияния в регионе радикальных вероучений, прежде всего, политизированного ислама, своевременная разработка и реализация адекватных управленческих решений;
сотрудничество и взаимодействие с журналистами с целью продвижения в средствах массовой информации материалов о позитивном характере межэтнических отношений, о положительном опыте урегулирования конфликтных ситуаций, заблаговременного разъяснения им последствий опубликования материалов и выпуска теле- и радиопрограмм с тенденциозным освещением проблем межэтнических процессов и конфликтов.
Первоочередными задачами по обеспечению развития этнонациональных и этноконфессиональных отношений на уровне взаимодействия с федеральными органами государственной власти являются:
инициирование законотворческой работы по совершенствованию межнациональных и государственно-конфессиональных отношений, демографической и миграционной политики;
активизация взаимодействия с профильными комиссиями Общественной палаты Российской Федерации, миротворческими и межэтническими советами субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, Ассамблеей народов России, Центром конфликтологии Института социологии Российской академии наук, сетью этнополитического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, отделом социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра Российской академии наук, государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Ставропольский государственный университет", Центром этнополитических исследований Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии государственной службы.
Первоочередными задачами по обеспечению развития этнонациональных и этноконфессиональных отношений на краевом уровне являются:
осуществление систематического комплексного мониторинга социальных, в том числе национальных, отношений с выявлением конфликтогенных факторов;
разработка научно обоснованных прогнозов развития этнополитических и этноконфессиональных отношений с учетом политико-правовых проблем национальной политики Российской Федерации;
разработка и апробация оптимальной модели социально-политического механизма формирования гражданских патриотических чувств у различных категорий населения;
удовлетворение этнокультурных потребностей людей в области образования, культуры и языка;
разработка комплекса мер по оптимизации демографических процессов;
усиление роли образовательных структур, научного сообщества, средств массовой информации в формировании позитивного представления о характере и перспективах межэтнических отношений;
развертывание широкой пропаганды, направленной на устранение причин и условий возникновения экстремизма, распространение идей общероссийского национального единства;
упрочение диалога власти и конфессий, создание условий для расширения сфер социального служения церкви с учетом насущных потребностей населения;
развитие новых возможностей институтов гражданского общества, в том числе этнокультурных объединений, в профилактике межэтнической напряженности и достижении общего социального прогресса;
обеспечение подготовки и переподготовки управленческих кадров, занимающихся проблемами регулирования межнациональных и этноконфессиональных отношений, формирование у них навыков воздействия на этнополитические процессы, обучение их современным методикам профилактики возникновения межэтнической напряженности;
привлечение к решению проблем этнокультурного развития бизнес-кругов и предпринимателей.
Первоочередными задачами по обеспечению развития этнонациональных и этноконфессиональных отношений на уровне местного самоуправления являются:
создание условий для деятельности на территориях муниципальных образований Ставропольского края этнических советов, общественных палат, общественных советов, общественно-депутатских комиссий по вопросам межэтнических отношений и этнокультурного развития, взаимодействия с общественными организациями и средствами массовой информации, учета этнокультурных инициатив общин, диаспор, национально-культурных автономий;
разработка механизма разрешения проблем в малочисленных этнических группах исключительно на местах как более гибкого способа организации и самоорганизации населения с учетом местных, в том числе и национальных, особенностей;
разработка управленческих технологий оптимизации сочетания гражданской, региональной и этнокультурной идентичности при предотвращении противоречий между приоритетом гражданских прав и обоснованием этнокультурных интересов;
разработка конкретных программ управления межэтническими отношениями на местах на основе федеральных, краевых и местных нормативных, правовых актов, а также целевых программ, направленных на решение задач гармонизации межнациональных отношений у населения конкретных территорий (восточные районы Ставропольского края, регион Кавказских Минеральных Вод).
3. Срок и этапы реализации Программы
Программа является одним из основных инструментов реализации государственной национальной политики.
Вместе с тем необходимость корректировки концептуальных подходов к национальной политике, разработки системы новых индикаторов эффективности работы в этой сфере обусловили формирование программы на трехлетний период - 2007-2009 годы. Этот период позволит выработать инновационные подходы к реализации поставленных задач этнокультурного развития муниципальных образований Ставропольского края и на базе достигнутых результатов с 2010 года уточнить цели, задачи и показатели следующей программы, а также объект и целевые группы воздействия.
В течение 2007 года при содействии сотрудников Южного научного центра Российской академии наук будет разработана и в последующем внедрена новая система количественных показателей эффективности работы в сфере межнациональных отношений. В первый год будут выработаны научно обоснованные методики мониторинга и оценки:
уровня этнокультурного развития территорий, входящих в состав Ставропольского края;
уровня межнациональной и межрелигиозной напряженности;
нарушений прав человека в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений;
индекса социализации;
индекса благосостояния общин;
степени активности некоммерческих общественных объединений этнокультурного характера и национально-культурных автономий.
Таким образом, Программа предполагает разработку и использование системы индикаторов, характеризующих не только текущие результаты этнокультурной деятельности, но и конечные показатели.
4. Система программных мероприятий
Программа охватывает основные сферы общественной жизнедеятельности. Каждое из направлений должно стать объектом объединенных усилий в деле формирования солидарного гражданского общества.
Достижение поставленных в Программе целей обеспечивается выполнением мероприятий, сгруппированных в следующие разделы:
1. Создание необходимых условий для осуществления государственной национальной политики на территории Ставропольского края.
2. Разработка и внедрение моделей регулирования этнополитических процессов.
3. Координация деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и национально-культурных автономий, направленной на гармонизацию межэтнических и этноконфессиональных отношений.
4. Воспитание патриотизма, формирование толерантности и культуры мира в молодежной среде.
5. Формирование общероссийской идентичности, культуры мира и согласия средствами образования.
6. Развитие культурной интеграции и формирование гражданской солидарности средствами культуры.
7. Повышение активности и роли средств массовой информации в отражении этносоциальных процессов и этноконфессиональных отношений.
8. Поддержка национально-культурных общественных объединений в гармонизации межнациональных отношений, формировании гражданской солидарности, культуры мира и согласия, адаптации и интеграции представителей этнических групп из среды мигрантов.
9. Содействие сохранению и поддержанию в Ставропольском крае межконфессионального мира и согласия.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Ставропольского края.
Прогнозируемые общие затраты на реализацию мероприятий Программы в 2007-2009 годах составляют 10000 тыс. рублей, в том числе соответственно по годам реализации:
в 2007 году - 1000 тыс. рублей;
в 2008 году - 5444 тыс. рублей;
в 2009 году - 3556 тыс. рублей.
Затраты на реализацию мероприятий Программы подлежат уточнению в пределах выделенных ассигнований на соответствующий финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Важнейшей особенностью Программы является реализация системно-целевого принципа ее построения, в соответствии с которым структура Программы (перечень разделов) определяется стратегическими целями и приоритетными направлениями, определенными Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Инновационный характер Программы существенно отличает ее от ранее действовавшей в Ставропольском крае "Комплексной программы гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы" тем, что по содержанию, формам и методам работы она будет взаимосвязана с другими краевыми и ведомственными целевыми программами в области культуры, образования, реализации молодежной политики, воспитания патриотизма, регулирования миграции.
Межотраслевой характер Программы позволит повысить эффективность реализуемых в ее рамках проектов и мероприятий и оказать максимально позитивное воздействие на развитие межнациональных и этноконфессиональных процессов в Ставропольском крае.
Механизм реализации Программы предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления Ставропольского края, национально-культурных автономий и религиозных объединений в реализации задач государственной национальной политики и государственно-конфессиональных отношений.
Для соответствия принимаемых управленческих решений культурологическим и этноконфессиональным особенностям межнациональных отношений, оценки данных мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений требуется комплексный подход при разработке проектов нормативных правовых документов и рекомендаций органам исполнительной власти Ставропольского края и органам местного самоуправления Ставропольского края, а также руководителям общественных объединений. В этих целях планируется создание краевой межведомственной комиссии по вопросам реализации государственной национальной политики, государственно-конфессиональных отношений, содействия обеспечению государственной поддержки казачества и осуществления государственной политики поддержки соотечественников, проживающих за рубежом.
Работу по реализации Программы организует государственный заказчик - комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества. Государственный заказчик:
разрабатывает ежегодные планы, организует и проводит мероприятия, обеспечивающие достижение заявленных целей;
согласовывает с основными участниками Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности и представляет ежегодно доклад о ходе реализации Программы;
готовит ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям;
заключает государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;
организует проведение специализированной экспертизы проектов разработанных нормативно-распорядительных документов и методических рекомендаций привлекаемыми организациями;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, осуществляет взаимодействие с ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение передовых информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
организует размещение информации о результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней заинтересованных сторон.
Отбор поставщиков, подрядчиков, исполнителей по мероприятиям в рамках Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества, который несет ответственность за реализацию заявленных целей, проведение в установленные сроки мероприятий и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств. С учетом ежегодно выделяемых на реализацию Программы средств уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации, состав исполнителей.
По согласованию с министерством экономического развития и торговли Ставропольского края комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества имеет право осуществлять перемещение финансовых средств в размере не более 10 процентов от средств, предусмотренных по Программе на соответствующий финансовый год, между мероприятиями Программы данного финансового года.
Министерство экономического развития и торговли Ставропольского края с участием министерства финансов Ставропольского края, комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, других заинтересованных органов исполнительной власти Ставропольского края организует проверки хода реализации Программы.
Государственный заказчик представляет в министерство экономического развития и торговли Ставропольского края отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы в порядке, определяемом постановлением Губернатора Ставропольского края от 11 февраля 2005 г. N 57 "О Порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ".
8. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы позволит:
создать целостную систему регулирования процессов межнациональных отношений;
развить нормативную и методическую базу в области совершенствования межнациональных отношений в Ставропольском крае;
внедрить управленческие и организационные методы работы, обеспечивающие формирование гражданской солидарности с целью противодействия проявлениям экстремизма, дискриминации по национальному и конфессиональному признакам;
утвердить в сознании жителей Ставропольского края представление о взаимодополняемости этнической и общегражданской идентичности;
консолидировать многонациональное население края на основе базовых ценностей гражданского общества;
снизить степень распространенности негативных этноконтактных установок до 35 процентов, в том числе по годам: 2007 г. - 41-42 процента, 2008 г. - 37-41 процент, 2009 г. - 35-37 процентов;
на регулярной основе осуществлять специализированную экспертизу и мониторинг проявлений экстремизма и дискриминации по этническому признаку, прогнозировать возможные риски в межэтнических и межконфессиональных отношениях, находить пути их предупреждения;
предотвращать потенциальные экономические потери инфраструктуры, отраслей производства и социальной сферы от возможных актов экстремизма и межнациональной розни;
повысить эффективность расходов бюджета Ставропольского края на обеспечение общественной безопасности;
заблаговременно выявить угрозу перерастания микроконфликтов на межэтнической почве в массовые протестные действия.
Результаты проведенных специализированных экспертиз и мониторинга будут докладываться Губернатору Ставропольского края, передаваться в органы охраны правопорядка для принятия ими своевременных решений и проведения соответствующих мероприятий, регулярно размещаться на сайте комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, публиковаться в специальных изданиях, а также освещаться в краевых средствах массовой информации.
Создание целостной системы регулирования процессов межнациональных отношений в Ставропольском крае обеспечит устойчивость социума к имеющимся противоречиям, неблагоприятным воздействиям латентной конфликтности. Управление в сфере этнонациональных и этноконфессиональных отношений позволит повысить эффективность политики Правительства Ставропольского края, направленной на формирование высокой культуры межнационального взаимодействия, дальнейшее развитие гражданского общества, достижение мира и гражданского согласия.
Приложение
"Развитие этнических и этноконфессиональных отношений
в Ставропольском крае на 2007 - 2009 годы"
Мероприятия
и прогнозируемые объемы финансирования
краевой целевой программы
"Развитие этнических и этноконфессиональных отношений
в Ставропольском крае на 2007 - 2009 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Срок испол- нения |
Прогнозируемые объемы финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемый результат |
|||
всего | 2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
|||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. Создание необходимых условий для осуществления государственной национальной политики на территории Ставропольского края |
||||||||
1.1. | Разработка и апробация модели мониторинга этносоциальных и этноконфессио- нальных отношений на территории Ставропольского края (с участием привлекаемых организаций*). Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов для реализации Программы на территории края |
комитет Ставрополь- ского края по делам националь- ностей и казачества (далее - комитет края по делам националь- ностей) |
2007 г. |
420 | 135 | 191 | - | создание системы мониторинга этнической, этноконфесси- ональной ситуации в крае |
1.2. | Проведение (с участием привлекаемых организаций*) исследований влияния миграционных процессов на социальное самочувствие жителей восточных районов края. Подготовка и внедрение в практику работы органов местного самоуправления методики оценки влияния миграции на состояние этнических и этноконфессио- нальных отношений |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2008 гг. |
90 | 45 | 45 | - | выявление конфликтоген- ных факторов в миграционном процессе, внедрение методики оценки уровня конфликтности |
1.3. | Издание и распространение методических материалов для органов местного самоуправления, этнических групп по проблематике формирования гражданской идентичности, профилактике экстремизма |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
256 | 60 | 86 | 110 | обеспечение органов местного самоуправле- ния и актива национально- культурных автономий необходимыми материалами |
1.4. | Проведение (с участием привлекаемых организаций*) научной, этнокультурной и лингвистической экспертизы подготовленных сотрудниками комитета края по делам национальностей методик работы с национально- культурными автономиями, активом этнических групп. Исследование правовых аспектов межэтнических отношений, выработка рекомендаций по повышению правовой культуры жителей края в области межэтнического взаимодействия |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
50 | - | 35 | 15 | соответствие методик работы ценностным установкам и ментальности этнических групп |
Итого | 726 | 244 | 357 | 125 | ||||
2. Разработка и внедрение моделей регулирования этнополитических процессов | ||||||||
2.1. | В рамках мониторинга проведение исследований этнодемографи- ческих и межконфессиона- льных процессов в социумах населенных пунктов Ставропольского края и подготовка материалов для методических рекомендаций, адресованных органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края |
комитет края по делам националь- ностей, органы местного самоуправ- ления муниципаль- ных образований Ставрополь- ского края (по согласова- нию) |
2007- 2009 гг. |
810 | - | 408 | 402 | получение достоверной информации о состоянии этнических и этноконфесси- ональных отношений в Ставропольс- ком крае |
2.2. | Приобретение и распространение в органах местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и в этнических группах справочной литературы по проблематике межнациональных отношений в молодежной среде |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
171 | 50 | 57 | 64 | формирование служебных библиотек специалистов этнополитики и библиотек для этнического актива |
2.3. | Специализирова- нная подготовка и обучение кадров из числа государственных гражданских служащих Ставропольского края формам и методам работы по направлениям гармонизации межнациональных отношений с учетом различий ментальности различных этнических общностей |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во образования Ставрополь- ского края (далее - минобразо- вания края), министерст- во культуры Ставрополь- ского края (далее - минкультуры края), комитет Ставрополь- ского края по делам молодежи (далее - комитет края по делам молодежи) |
2007- 2009 гг. |
1294 | - | 850 | 444 | подготовка служащих к работе с этническими объединениями |
2.4. | Создание и поддержка сайта комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества для проведения интернет-конфе- ренций, размещения материалов исследований этнодемографи- ческих и межконфессиона- льных процессов, рекомендаций по содержанию работы в области межнациональных отношений |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
570 | - | 295 | 275 | внедрение инновационных технологий в систему распростране- ния информации и управления общественными процессами |
Итого | 2855 | 50 | 1620 | 1185 | ||||
3. Координация деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и национально-культурных автономий, направленной на гармонизацию межэтнических и этноконфессиональных отношений |
||||||||
3.1. | Проведение семинаров с участием актива национально- культурных автономий по изучению форм и методов работы в этнических группах |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
498 | - | 318 | 180 | обучение методам работы |
3.2. | Ежегодное подведение итогов работы в сфере межэтнических и этноконфессио- нальных отношений с участием представителей национально- культурных автономий, религиозных конфессий и иных общественных организаций |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
209 | 66 | 65 | 78 | определение результатив- ности работы |
3.3. | Проведение заседаний "круглых столов" с руководителями национально- культурных автономий и иных общественных объединений по проблемам межнациональных отношений и вопросам их взаимодействия при реализации общественно значимых социальных проектов |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
312 | 84 | 112 | 116 | определение и согласование принципов объединения граждан в национально- культурных автономиях |
3.4. | Проведение форума актива национально- культурных автономий Ставропольского края "Мирное будущее наших детей и внуков решается сегодня" |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2009 г. |
110 | - | 110 | - | объединение актива национально- культурных автономий на позициях толерантности |
Итого | 1129 | 150 | 605 | 374 | ||||
4. Воспитание патриотизма, формирование толерантности и культуры мира в молодежной среде |
||||||||
4.1. | Создание краевого молодежного этнического совета (далее - Совет). Проведение информационно- просветитель- ских мероприя- тий с целью обучения членов Совета навыкам работы в области поддержания здорового межнационально- го общения, гражданской солидарности и культуры мира |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
498 | - | 318 | 180 | формирование позиций толерантности и идентичности российского общества |
4.2. | Проведение творческого конкурса на лучшую студенческую работу по проблематике межэтнических процессов и этнополитичес- ких отношений, решений урегулирования существующих противоречий. Поощрение победителей** |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
149 | 45 | 49 | 55 | воспитание у молодежи общенациона- льного сознания |
4.3. | Проведение с привлечением лидеров национально- культурных объединений Ставропольского края, старейшин этнических общин рабочих встреч, "круглых столов" с иногородней учащейся молодежью по тематике "Национальные особенности, культурные традиции и наследственные факторы народов Северного Кавказа" |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
12 | 3 | 4 | 5 | воспитание у молодежи общенациона- льного сознания, уважения к традициям, обычаям народов России |
4.4. | Проведение научно-практи- ческой конференции по проблемам национальной политики в молодежной среде |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
20 | - | 20 | - | вовлечение молодежи в регулирование межнациональ- ных отношений |
Итого | 679 | 48 | 391 | 240 | ||||
5. Формирование общероссийской идентичности, культуры мира и согласия средствами образования |
||||||||
5.1. | Разработка и апробация образовательных программ основ традиционной культуры и воспитания положительных этнических стереотипов поведения |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края |
2007 г. |
20 | 20 | - | - | формирование единой системы преподавания основ традиционной культуры |
5.2. | Проведение семинаров, деловых и обучающих игр, диспутов, других форм массовой работы с детьми и юношеством по тематике "Уважение традиций и культуры народов Кавказа - основа дружбы и мира" на базе краевой школы актива детского движения Ставропольского края |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
375 | 110 | 125 | 140 | формирование детского актива, действующего в сфере межнациона- льных отношений |
5.3. | Проведение конкурсов школьных сочинений на лучшее освещение проблем межнациональных отношений по теме: "Песни поем на разных языках, а Родина у нас одна - Россия"** |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
36 | 12 | 12 | 12 | формирование межнациона- льной культуры общения |
5.4. | Организация и проведение специализирова- нных семинаров "Этнические процессы и межнациональные отношения в Ставропольском крае (миграционный аспект)" для работников сферы культуры, образования, представителей средств массовой информации с изданием бюллетеня информационно-с правочных материалов |
комитет края по делам националь- ностей, минкультуры края, минобразо- вания края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
545 | - | 328 | 217 | повышение уровня специальных знаний в области межнациона- льных отношений |
Итого | 976 | 142 | 465 | 369 | ||||
6. Развитие культурной интеграции и формирование гражданской солидарности средствами культуры |
||||||||
6.1. | Проведение творческого конкурса коллективов художественной самодеятельнос- ти, представляющих культурно-наци- ональные автономии в программах Дня Ставропольского края** |
комитет края по делам националь- ностей, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
330 | 54 | 156 | 120 | содействие развитию условий для удовлетворе- ния этнокультур- ных потребностей жителей края |
6.2. | Проведение творческого конкурса среди исполнителей и коллективов прикладного и художественного творчества, распространяю- щих фольклорное наследие. Поощрение призами и денежными премиями победителей номинаций "Образцы национальной культуры", "Образцы национальной самобытности"** |
комитет края по делам националь- ностей, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
1025 | 90 | 560 | 375 | создание условий для образования фольклорных коллективов, развития этнокультуры |
Итого | 1355 | 144 | 716 | 495 | ||||
7. Повышение активности и роли средств массовой информации в отражении этносоциальных процессов и этноконфессиональных отношений |
||||||||
7.1. | Размещение в электронных средствах массовой информации сюжетов и серии теле-, радиопередач по истории этнических общностей и религий, о вкладе представителей народов и народностей в развитие общественной жизни Ставрополья, в улучшение условий жизни народов края |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи Ставрополь- ского края (далее - министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края) |
2007- 2009 гг. |
289 | - | 184 | 105 | распростра- нение знаний об истории, культуре народов, их обычаях и традициях |
7.2. | Проведение мониторинга публикаций по межнацио- нальной, миграционной и межконфессиона- льной тематике в средствах массовой информации Ставропольского края |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края |
2007- 2009 гг. |
105 | - | 70 | 35 | анализ объективнос- ти отражения информации в средствах массовой информации Ставропольс- кого края |
7.3. | Проведение среди журналистов ежегодного конкурса на лучшее освещение проблематики реализации в Ставропольском крае государственной национальной политики, роли конфессий в реализации общественно значимых проектов** |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края |
2007- 2009 гг. |
225 | 50 | 100 | 75 | повышение активности и заинтересо- ванности журналистс- кого сообщества к проблематике реализуемой национальной политики |
7.4. | Содействие национально- культурным автономиям по изданию газет, выпуску теле-, радиопрограмм, в том числе на национальных языках, способствующих гармонизации межнациональных и межконфес- сиональных отношений, взаимодействию этносов и конфессий при формировании культуры межнационально- го общения** |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края |
2007- 2009 гг. |
270 | - | 180 | 90 | повышение интереса журналистов к проблемам реализации в Ставропольс- ком крае государстве- нной национальной политики |
7.5. | Проведение конкурса среди районных газет на лучшее освещение проблем гармонизации межэтнических и этноконфессио- нальных отношений** |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края |
2007- 2009 гг. |
210 | - | 140 | 70 | активизация освещения реализуемой Программы в районных газетах |
7.6. | Проведение кампаний информационного сопровождения реализации Программы и пропаганды социально значимых проектов и программ. Открытие в средствах массовой информации рубрик: "Ставрополь- чане. Настоящее и будущее", "Как живешь, переселенец?" |
комитет края по делам националь- ностей, министерст- во массовых коммуника- ций, информацио- нных технологий и связи края |
2007- 2009 гг. |
311 | 56 | 144 | 111 | издание буклетов о деятельности национально- культурных автономий Ставропольс- кого края. Освещение проблематики национальной политики в печати |
Итого | 1410 | 106 | 818 | 486 | ||||
8. Поддержка национально-культурных общественных объединений в гармонизации межнациональных отношений, формировании гражданской солидарности, культуры мира и согласия, адаптации и интеграции представителей этнических групп из среды мигрантов |
||||||||
8.1. | Разработка и реализация инициативных проектов, направленных на решение проблем социально- психологической помощи мигрантам |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
175 | 80 | 62 | 33 | объединение мигрантов в национально- культурные общественные объединения |
8.2. | Проведение среди национально- культурных автономий конкурса на наиболее значимые социальные проекты (программы) под девизом: "Многонациона- льный потенциал - благополучию, единству и процветанию Ставрополья" |
комитет края по делам националь- ностей |
2008 г. |
300 | - | 150 | 150 | выявление и поддержка общественно значимых инициатив |
Итого | 475 | 80 | 212 | 183 | ||||
9. Содействие сохранению и поддержанию в Ставропольском крае межконфессионального мира и согласия |
||||||||
9.1. | Проведение конференций с активом религиозных объединений по проблематике противодействия тоталитарным сектам и религиозному экстремизму |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
50 | 20 | - | 30 | выработка единых взглядов на проявления религиозного экстремизма и противодейст- вия тоталитарным сектам |
9.2. | Комплексное исследование форм влияния религиозного фактора на общественную жизнь Ставрополья и определение системы мер противодействия религиозному экстремизму, свертывания деятельности тоталитарных сект |
комитет края по делам националь- ностей |
2007- 2009 гг. |
111 | - | 72 | 39 | выявление этноконфлик- тогенных факторов и определение степени их влияния на общественную жизнь |
9.3. | Проведение "круглых столов" с представителями религиозных организаций для обсуждения проблем соблюдения действующего законодательст- ва о свободе совести и о религиозных объединениях |
комитет края по делам националь- ностей, минобразо- вания края, минкультуры края, комитет края по делам молодежи |
2007- 2009 гг. |
70 | 16 | 24 | 30 | согласование действий по соблюдению норм действующего законодатель- ства |
9.4. | Проведение съезда православной и мусульманской молодежи Ставропольского края под девизом: "Созидательный потенциал религиозных организаций - во благо России и Ставропольского края" |
комитет края по делам националь- ностей, комитет края по делам молодежи |
2008 г. |
164 | - | 164 | - | принятие документов, определяющих толерантность поведения и взглядов молодежи |
Итого | 395 | 36 | 260 | 99 | ||||
Всего | 10000 | 1000 | 5444 | 3556 |
* Порядок проведения конкурса по отбору организаций утверждает комитет края по делам национальностей.
** Порядок и условия утверждаются комитетом края по делам национальностей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Ставропольского края от 26 марта 2007 г. N 163 "О краевой целевой программе "Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике законов и других правовых актов Ставропольского края" от 20 июня 2007 г. N 22 (232)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Ставропольского края от 3 декабря 2007 г. N 855
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Губернатора Ставропольского края от 25 мая 2007 г. N 289
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Настоящий документ снят с контроля
Настоящий документ снят с контроля