23 сентября, 31 декабря 2010 г., 1 апреля, 12 октября 2011 г.
В соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 01 июня 2009 г. N 149-п "О Порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ и Порядке проведения оценки эффективности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы" (далее - Программа).
См. постановление Правительства Ставропольского края от 20 июля 2011 г. N 269-п "О краевой целевой программе "Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2012-2014 годы"
2. Определить ответственными за реализацию мероприятий, предусмотренных в приложении к Программе:
по пунктам 1-10 - отдел растениеводства;
по пунктам 11-16 - отдел животноводства.
3. Возложить координацию работы по выполнению Программы на отдел растениеводства.
4. Признать утратившим силу следующие приказы министерства сельского хозяйства Ставропольского края:
от 26 ноября 2007 г. N 238 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие виноградарства и виноделия в Ставропольском крае на 2008-2010 годы";
от 27 февраля 2009 г. N 29 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие молочного животноводства и увеличение производства молока в Ставропольском крае на 2009-2011 годы";
от 27 февраля 2009 г. N 30 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Ставропольского края на 2009-2011 годы";
от 03 апреля 2009 г. N 59 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие плодоводства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы";
от 16 ноября 2009 г. N 275 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие виноградарства и виноделия в Ставропольском крае на 2008-2010 годы", утвержденную приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26 ноября 2007 г. N 238";
от 16 ноября 2009 г. N 276 "О внесении изменений в ведомственную целевую программу "Развитие плодоводства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы", утвержденную приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 03 апреля 2009 г. N 59";
от 15 декабря 2009 г. N 303 "О внесении изменений в приложение к ведомственной целевой программе "Развитие виноградарства и виноделия в Ставропольском крае на 2008-2010 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26 ноября 2007 г. N 238";
от 18 декабря 2009 г. N 312 "О внесении изменений в приложение к ведомственной целевой программе "Развитие плодоводства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 03 апреля 2009 г. N 59".
5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра сельского хозяйства Ставропольского края Ялового А. В. и заместителей министра сельского хозяйства Ставропольского края Брееву Т.М. и Чернова В.В.
6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.
Министр сельского хозяйства Ставропольского края |
А.В. Манаков |
Утверждена
приказом министерства
сельского хозяйства
Ставропольского края
от 31 декабря 2009 г. N 346
Ведомственная целевая программа
"Развитие отдельных направлений сельского хозяйства
в Ставропольском крае на 2010-2011 годы"
23 сентября, 31 декабря 2010 г., 12 октября 2011 г.
См. также краевую программу "Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 17 февраля 2010 г. N 48-п
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 1 апреля 2011 г. N 80 в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие отдельных направлений
сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы"
Наименование Программы |
ведомственная целевая программа "Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Ставропольского края от 17 мая 2004 г. N 29-кз "О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае"; Закон Ставропольского края от 06 февраля 2009 г. N 3-кз "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае"; распоряжение Правительства Ставропольского края от 18 ноября 2009 г. N 407-рп "Об итогах реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ за 9 месяцев 2009 года"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 495 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. N 494 "Об утверждении отраслевой целевой программы "Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы" |
Государственный заказчик Программы |
министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - минсельхоз края) |
Разработчики Программы |
минсельхоз края; государственное учреждение "Ставропольвиноградпром" (далее - ГУ "Ставропольвиноградпром"); государственное учреждение "Центр племенных ресурсов"; открытое акционерное общество "Ставропольское" по племенной работе" (по согласованию) |
Цели Программы |
стимулирование увеличения площадей промышленных виноградников для обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности - сырьем; создание условий для развития плодоводства в Ставропольском крае; создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного животноводства, увеличение объемов производства молока и удовлетворение нужд населения Ставропольского края в молоке и молочных продуктах; создание экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития специализированного мясного скотоводства, увеличение производства говядины на территории Ставропольского края и удовлетворение нужд населения Ставропольского края в высококачественной говядине |
Задачи Программы |
увеличение площадей плодовых, ягодных культур и виноградников; обеспечение населения Ставропольского края плодово-ягодной продукцией; внедрение новых технологий возделывания плодов и ягод с целью увеличения объемов их производства; повышение уровня механизации при возделывании плодовых и ягодных культур; обеспечение устойчивого, поступательного развития материальной базы молочного животноводства и мясного скотоводства в Ставропольском крае; создание массива скота молочного направления с высоким генетическим потенциалом; оптимизация численности молочных коров, повышение продуктивности дойного стада до уровня, обеспечивающего гарантированно прибыльное ведение молочного животноводства в Ставропольском крае; увеличение объемов производства молока, повышение его конкурентоспособности на рынке молочной продукции и сырья; обеспечение устойчивого, поступательного развития материальной базы мясного скотоводства в Ставропольском крае; совершенствование формирования племенной базы мясного скотоводства в Ставропольском крае; увеличение производства высококачественной говядины на территории Ставропольского края; обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения Ставропольского края |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
валовой сбор винограда, в том числе реализация в свежем виде; производство виноматериалов; закладка виноградников; производство плодово-ягодной продукции; производство саженцев плодовых культур и рассады земляники; площадь установки систем мелиоративного орошения; площадь закладки и уходных работ за молодыми садами; площадь закладки и уходных работ за ягодниками; поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств Ставропольского края; поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего, в том числе коров; валовое производство молока; валовое производство говядины в живой массе; удой на одну корову в год; покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных и мясных пород; выход телят на 100 коров в молочном скотоводстве |
Сроки реализации Программы |
2010-2011 годы |
Прогнозируемые объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составит 811 200 тыс. рублей, за счет средств: бюджета Ставропольского края - 83 200 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2010 году - 41 600 тыс. рублей; в 2011 году - 41 600 тыс. рублей; внебюджетных источников 728 000 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2010 году - 484 700 тыс. рублей; в 2011 году - 243 300 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
реконструкция имеющихся старых виноградников и плодовых насаждений, увеличение их площадей за счет закладки новых; увеличение производства винограда; увеличение производства плодово-ягодной продукции; увеличение производства саженцев плодовых культур и рассады земляники; насыщение рынка конкурентоспособной животноводческой продукцией собственного производства; увеличение численности молочных коров, разводимых во всех категориях хозяйств Ставропольского края; рост продуктивности дойного стада сельскохозяйственных организаций Ставропольского края; увеличение объемов производства молока; увеличение численности скота специализированных мясных пород; увеличение объемов производства высококачественной говядины в живом весе; увеличение реализации племенного молодняка мясных пород; повышение занятости населения Ставропольского края, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней |
Раздел 1. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Природно-климатические условия Ставропольского края, особенно восточная часть, благоприятны для выращивания определенных сортов винограда, из которых можно получить прекрасные коньяки и уникальные вина.
Ставропольский край по площади виноградников и валовому сбору винограда занимает третье место в Российской Федерации (ранее было пятое) после Краснодарского края и Республики Дагестан.
Виноград выращивают в 29 сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, в том числе 26 специализированных, на общей площади 6,7 тыс. га.
Согласно реестру виноградных насаждений на 01 января 2008 года числится 6,9 тыс. га виноградных насаждений, из которых 5,56 тыс. га - плодоносящих и 1,34 тыс. га - молодых.
В период с 2004 по 2008 годы сохраняется тенденция уменьшения площади виноградников, валового сбора винограда и его урожайности в Ставропольском крае.
Основные показатели развития виноградарства в Ставропольском крае приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателей |
годы |
||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Площади виноградных насаждений (тыс. га), в том числе: |
9,30 |
9,30 |
8,80 |
7,20 |
6,90 |
плодоносящие (тыс. га) |
6,50 |
6,80 |
6,50 |
5,37 |
5,56 |
|
2. |
Валовой сбор винограда (тыс. тонн) |
61,40 |
40,00 |
23,30 |
36,6 |
27,0 |
3. |
Средняя урожайность (центнеров с га) |
94,00 |
59,00 |
36,00 |
68,20 |
48,60 |
Значительная часть старовозрастных виноградников характеризуется недостаточно высокой продуктивностью и в настоящее время необходимо продолжить работу по закладке молодых виноградников и уходу за ними, что возможно при условии государственной поддержки за счет средств бюджета Ставропольского края.
Также для производства высококачественных вин необходим виноград европейских сортов. Возделывание такого винограда в Ставропольском крае осуществляется с применением технологии укрывки кустов земляным валом в холодный период года и специальных работ по их защите от болезней и вредителей. Поэтому на выполнение указанных мероприятий виноградарским организациям Ставропольского края требуются дополнительные финансовые средства.
Абзац девятый утратил силу
Абзац десятый утратил силу
Абзац одиннадцатый утратил силу
Значимой для условий Ставропольском крае является и плодоводство, которое берет начало с пятидесятых годов прошлого века. Максимального развития плодоводство достигло к середине восьмидесятых годов прошлого века. Валовое производство плодовых культур составляло более 100 тыс. тонн, ягодных культур - 1,5 тыс. тонн, посадочного материала плодовых насаждений - 3 млн. штук, рассады земляники - 15 млн. штук, среднегодовая урожайность плодов составляла более 34,3 центнеров с гектара, земляники 50 центнеров с га. Уровень развития плодоводства соответствовал потребностям населения и перерабатывающих организаций Ставропольского края. Плодоводство являлось одной из основных составных частей агропромышленного комплекса Ставропольского края.
С 1991 года объемы закладки многолетних насаждений уменьшились по различным культурам в 6 раз. В связи с этим площади плодовых и ягодных культур, производство плодово-ягодной продукции в Ставропольском крае сократились в 2 раза, а рынок заполнился импортным сырьем.
Развитие плодоводства сдерживается наличием ряда особенностей возделывания плодовых и ягодных культур:
значительное сокращение закладки многолетних насаждений в 1991-1997 годах. Чтобы остановить спад в плодоводстве, необходимо обеспечить самые высокие за последние 5 лет темпы реновации многолетних насаждений (около 20 процентов в год);
высокая капиталоемкость работ около 365 тыс. рублей на один гектар;
большой (7-8 лет) срок окупаемости, обусловленный биологическими факторами;
ограниченные финансовые возможности организаций для обеспечения закладки плодовых насаждений в необходимых объемах;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок. При использовании кредитов стоимость закладки многолетних насаждений увеличивается в 1,5 раза. По этой причине объемы закладки плодовых насаждений в значительной мере зависят от государственной поддержки;
сложившийся породно-сортовой состав садов, который не отвечает требованиям рынка и снижает экономическую эффективность производства плодово-ягодной продукции;
низкий уровень механизации. Доля ручного труда при возделывании плодовых и ягодных культур составляет 68 процентов, а переход на инновационные технологии сдерживается из-за недостатка специальной сельскохозяйственной техники, которая в Российской Федерации не производится;
низкое качество и малые объемы производимого в Ставропольском крае посадочного материала из-за отсутствия элитных маточников, современных систем орошения и специальной техники для питомников;
значительная зависимость урожайности садов и качества продукции от погодных условий и наличия систем орошения.
Кроме того, наращиванию прогнозируемых темпов роста плодоводства могут помешать риски, связанные с климатическими условиями, а также сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющиеся в аграрном секторе экономики Ставропольского края социально-экономические проблемы.
Поэтому в плодоводстве кардинальных положительных изменений не происходит. В настоящий момент требуется раскорчевать 2645 га плодовых насаждений, имеющих низкую рентабельность.
Социально-экономическое значение плодоводства, одного из главных компонентов устойчивого функционирования перерабатывающей промышленности и обеспечения населения плодово-ягодной продукцией, трудность самостоятельного выхода сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края из сложившейся кризисной ситуации и большая зависимость данного направления от государственной поддержки определяют необходимость программно-целевого метода решения проблемы.
Недостаточное ресурсное обеспечение мероприятий Программы может привести к неверно регулируемой финансовой поддержке намеченных мероприятий, снижению эффективности использования бюджетных средств. В связи с этим высокому риску будет подвержен процесс создания условий и эффективных механизмов по обеспечению приемлемого уровня реконструкции имеющихся плодовых насаждений и увеличение их площадей за счет закладки новых.
В составе агропромышленного комплекса Ставропольского края немаловажное значение имеет молочное животноводство. В силу своей специфики оно обеспечивает рабочими местами большое количество сельского населения Ставропольского края. Постоянное получение и реализация продукции молочного животноводства обеспечивает ежедневное поступление денежных средств сельскохозяйственным организациям Ставропольского края, что очень важно в условиях круглогодового сельскохозяйственного цикла.
В продовольственном балансе Ставропольского края молоко играет исключительно важную роль. По медицинским нормам каждый человек в год должен потреблять не менее 360 кг молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко). Основу полноценного детского питания так же составляет молоко, отвечающее специально установленным требованиям.
Низкий уровень закупочных цен в Ставропольском крае на молочную продукцию, убыточность молочного животноводства в период после 1991 года вызвали значительное снижение поголовья коров и объемов производства молока. В настоящее время за счет собственного производства молочной продукции в Ставропольском крае обеспечивается потребление 226 кг молока и молочных продуктов на одного жителя. Недостающее до медицинских норм количество молочной продукции ввозится из-за пределов Ставропольского края.
Начиная с 2005 года в Ставропольском крае предприняты эффективные меры по восстановлению молочного животноводства.
Показатели состояния молочного животноводства в Ставропольском крае приведены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели состояния молочного животноводства
в Ставропольском крае
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2006 году (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Поголовье молочных коров во всех категориях хозяйств, всего |
голова |
158113 |
154899 |
164349 |
104 |
2. |
Удой молока на корову в год в сельскохозяйственных организациях |
кг |
4155 |
4446 |
4377 |
105 |
3. |
Валовое производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
574,4 |
596,0 |
610,7 |
106 |
4. |
Производство молока и молочных продуктов на душу населения |
кг |
212 |
220 |
226 |
106 |
5. |
Покупка племенного молодняка крупного рогатого скота молочных пород |
голова |
1257 |
867 |
724 |
57 |
6. |
Выход телят на 100 коров |
голова |
75 |
77 |
78 |
104 |
7. |
Удельный вес племенных коров в общей численности коров молочных пород во всех категориях хозяйств |
процент |
14,0 |
17,8 |
22,5 |
- |
8. |
Рентабельность производства молока с учетом государственной поддержкой |
процент |
23 |
24 |
30 |
- |
9. |
Рентабельность производства молока без учета государственной поддержки |
процент |
13 |
12 |
20 |
- |
Таким образом, до полного обеспечения населения Ставропольского-# края молоком и молочными продуктами за счет собственного производства, необходимо произвести дополнительно на каждого жителя 134 кг молока в год.
Основными причинами медленного развития молочного животноводства в Ставропольском крае являются:
низкие темпы структурно-технологической модернизации молочного животноводства, обновления основных производственных фондов;
низкий уровень производства высококачественных кормов по причине высокого износа кормозаготовительной техники;
неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
недостаточный уровень селекционно-племенной работы в Ставропольском крае;
низкий уровень воспроизводства стада крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края;
низкая обеспеченность в финансовых и инвестиционных ресурсах сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Анализ показывает, что строительство, реконструкция и модернизация современных молочных комплексов (ферм) с комплектованием их высокопродуктивным поголовьем коров несут в себе затраты, которые не под силу большинству сельскохозяйственных организаций Ставропольского края. Данные мероприятия могут осуществлять только крупные холдинговые и инвестиционные компании, которые в основном и реализуют проекты по животноводству на территории Российской Федерации и которых в Ставропольском крае недостаточно для решения задач ускоренного развития молочного животноводства.
Недостаточный уровень обеспеченности сельскохозяйственных организаций Ставропольского края кормами по объему и качеству приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам и тем самым недополучению среднесуточных привесов и приплода.
Абзац сорок четвертый утратил силу
Мясное скотоводство является одной из важнейших составляющих (по своему значению) агропромышленного комплекса для обеспечения занятости населения Ставропольского края и снабжения его мясом. Вместе с тем, в мясном скотоводстве накопилось наибольшее количество нерешенных проблем.
С 1991 по 2008 годы численность крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края снизилась с 851,5 тыс. голов до 115,9 тыс. голов или в 7,3 раза. Производство говядины уменьшилось с 102,9 тыс. тонн в 1991 году до 12,0 тыс. тонн в 2007 году или в 8,6 раза.
За этот же период в расчете на душу населения в Ставропольском крае уменьшилось производство мяса всех видов со 104 кг до 64 кг, потребление - с 68 кг до 54 кг. При этом медицинская норма потребления мяса всех видов на одного человека в год составляет 77 кг.
В последнее время, несмотря на сокращение поголовья крупного рогатого скота, отмечается рост поголовья специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края. Данную тенденцию целесообразно не только сохранить, но и придать ей устойчивый характер для достижения цели настоящей Программы.
Ускоренное развитие мясного скотоводства в Ставропольском крае не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему, решение которой позволит в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства, а так же создать дополнительные рабочие места на территории Ставропольского края, что положительно скажется на занятости населения и увеличит поступление налогов в бюджеты всех уровней.
Основной проблемой ведения мясного скотоводства в Ставропольском крае являются сложности технологического и финансового характера, связанные с необходимостью соблюдения всех элементов технологии мясного скотоводства.
Главными препятствиями для решения названной проблемы являются недостаточный уровень технического оснащения мясного скотоводства, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности части скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных организаций Ставропольского края в откорме скота и производстве говядины.
Экономическая неэффективность мясного скотоводства в Ставропольском крае в определенной степени обусловлена его низкими показателями:
выход телят на 100 коров за 2008 год составил 78 процентов, вместо 85-90 процентов;
среднесуточные привесы молодняка на откорме ниже 400 грамм вместо планируемых 750-800 граммов;
средняя живая масса молодняка при реализации 320-340 кг вместо планируемых 450-500 кг.
Для обеспечения потребности мясной коровы в кормах при современном состоянии пастбищ требуется не менее 5-7 га. В тоже время при коренном и поверхностном улучшении пастбищ потребности в площади сокращаются в 3-4 раза. В связи с этим, одним из главных условий для роста поголовья мясного скота, повышения его продуктивности и уровня рентабельности станет разработка и осуществление системы организационно-хозяйственных мер, направленных на улучшение пастбищ.
Развитие мясного скотоводства в Ставропольском крае сдерживает не только слабая кормовая база, нарушение технологий и условий содержания животных, но и отсутствие экономических стимулов. Применяемые закупочные цены на скот мясных и молочных пород должны быть дифференцированы, так как говядина, получаемая от крупного рогатого скота мясных пород, более высококачественная.
Для создания специализированного мясного скотоводства в перспективе до 2011 года Ставропольский край располагает всеми необходимыми предпосылками:
наличие 1,58 млн. га естественных пастбищ и сенокосов;
апробированная на территории Ставропольского края малозатратная пастбищная технология мясного скотоводства;
ресурсы маточного поголовья в мясных стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.
Восстановление поголовья крупного рогатого скота мясного направления в Ставропольском крае должно привести к устойчивому ежегодному приросту производства говядины, как важного источника пополнения мясных ресурсов.
Показатели состояния мясного скотоводства в Ставропольском крае приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели состояния мясного скотоводства в Ставропольском крае
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2008 год к 2006 году (процентов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего |
голова |
117000 |
117800 |
115855 |
99,0 |
2. |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего |
голова |
35551 |
38990 |
41500 |
116,0 |
3. |
Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных организациях Ставропольского края, всего |
тыс. тонн |
11222 |
11877 |
12029 |
107,0 |
4. |
Производство говядины на душу населения |
кг |
25,0 |
24,2 |
20,8 |
83,0 |
5. |
Рентабельность производства мяса с учетом государственной поддержкой |
процент |
-19 |
-23 |
-29 |
- |
6. |
Рентабельность производства мяса без учета государственной поддержки |
процент |
-22 |
-25 |
-30 |
- |
Вместе с тем наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы могут помешать риски, связанные с климатическими условиями, сложившиеся под воздействием негативных факторов, и имеющиеся в аграрном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов настоящей Программы, относятся:
внешние риски, включающие в себя:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии государственно-частного партнерства, а также сельскохозяйственных организаций за счет собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села и непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
внутренние риски, включающие в себя:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров для мясного скотоводства;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы проводится в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 1 апреля 2011 г. N 80 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цели и задачи, целевые индикаторы
и показатели Программы, сроки ее реализации
Основными целями Программы являются:
стимулирование увеличения площадей промышленных виноградников для обеспечения населения свежей продукцией и перерабатывающей промышленности - сырьем;
создание условий для развития плодоводства в Ставропольском крае;
создание экономических и технологических условий устойчивого развития молочного животноводства, увеличение объемов производства молока и удовлетворение нужд населения Ставропольского края в молоке и молочных продуктах;
создание экономических и технологических условий формирования и устойчивого развития специализированного мясного скотоводства, увеличение производства говядины на территории Ставропольского края и удовлетворение нужд населения Ставропольского края в высококачественной говядине.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих основных задач:
увеличение объемов производства винограда;
создание современной индустрии переработки плодов на основе прогрессивных технологий и новой техники;
увеличение площадей плодовых и ягодных культур;
обеспечение населения Ставропольского края плодово-ягодной продукцией;
внедрение новых технологий возделывания плодов и ягод с целью увеличения объемов их производства;
повышение уровня механизации при возделывании плодовых и ягодных культур;
обеспечение устойчивого, поступательного развития материальной базы молочного животноводства и мясного скотоводства в Ставропольском крае;
создание массива скота молочного направления с высоким генетическим потенциалом;
оптимизация численности молочных коров, повышение продуктивности дойного стада до уровня, обеспечивающего гарантированно прибыльное ведение молочного животноводства в Ставропольском крае;
увеличение объемов производства молока, повышение его конкурентоспособности на рынке молочной продукции и сырья;
обеспечение устойчивого, поступательного развития материальной базы мясного скотоводства в Ставропольском крае;
совершенствование формирования племенной базы мясного скотоводства в Ставропольском крае;
увеличение производства высококачественной говядины на территории Ставропольского края;
обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения Ставропольского края.
Решение поставленных задач будет осуществляться в ходе реализации Программы с 2010 по 2011 годы.
По итогам реализации Программы при достижении значений целевых индикаторов менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице 4.
Таблица 4
Целевые индикаторы и показатели Программы
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 1 апреля 2011 г. N 80 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 3. Перечень мероприятий Программы
Для решения задач Программы и достижения целей необходимо реализовать комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по следующим направлениям:
закладка и уходные работы за молодыми виноградниками;
производство укрывных европейских сортов винограда;
абзац четвертый утратил силу
абзац пятый утратил силу
приобретение виноматериалов для производства коньячных спиртов и столовых вин;
приобретение специализированной техники для производства винограда;
закладка плодовых насаждений и уход за молодыми плодовыми насаждениями;
выращивание посадочного материала плодовых насаждений;
посадка и уходные работы за ягодными культурами, выращивание их посадочного материала;
приобретение оборудования систем мелиоративного орошения для плодовых и ягодных культур;
строительство, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение молочных комплексов (ферм) и объектов мясного скотоводства на территории Ставропольского края;
повышение генетического потенциала продуктивности молочного и мясного скота;
укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов.
Не менее 20 процентов от объема средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, будет направлено на развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае.
Мероприятия и прогнозируемые объемы финансирования Программы указаны в приложении к настоящей Программе.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 1 апреля 2011 г. N 80 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет бюджета Ставропольского края и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 811 200 тыс. рублей, в том числе средства:
бюджета Ставропольского края - 83200 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2010 году - 41600 тыс. рублей;
в 2011 году - 41600 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 728 000 тыс. рублей, в том числе по годам:
в 2010 году - 484700 тыс. рублей;
в 2011 году - 243 300 тыс. рублей.
Конкретные мероприятия и объемы финансирования Программы, предусмотренные в приложении к настоящей Программе, уточняются ежегодно при формировании проекта бюджета Ставропольского края на соответствующий финансовый год.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 31 декабря 2010 г. N 352 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 5. Механизм реализации Программы
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края является государственным заказчиком Программы.
Механизм управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения основываются на формах и методах управления, определяемых государственным заказчиком Программы и направлены на координацию исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, непосредственный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы, подготовку отчетов о реализации Программы, внесение предложений по корректировке Программы.
Механизм реализации предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих выполнение Программы.
Государственный заказчик Программы:
согласовывает с исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;
несет ответственность за реализацию Программы в целом;
осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию Программы;
на основании отчетов исполнителей Программы формирует в установленные сроки сводный отчет о ходе финансирования и выполнения Программы и предоставляет его в министерство экономического развития Ставропольского края.
Финансирование программных мероприятий в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет средств бюджета Ставропольского края устанавливается Правительством Ставропольского края.
Исполнителями мероприятий Программы являются министерство сельского хозяйства Ставропольского края, государственные учреждения "Ставропольвиноградпром" и "Центр племенных ресурсов", садоводческий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Сады Ставрополья" и субъекты государственной поддержки сельскохозяйственного производства Ставропольского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) (по согласованию).
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ и Порядком проведения оценки эффективности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ, утвержденными постановлением Правительства Ставропольского края от 01 июня 2009 г. N 149-п "О Порядке разработки и реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ и Порядке проведения оценки эффективности реализации краевых целевых и ведомственных целевых программ".
Контроль за целевым использованием средств бюджета Ставропольского края, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет министерство сельского хозяйства Ставропольского края.
Текст Программы и информация о значениях целевых индикаторов и показателей Программы, результатах мониторинга реализации Программы, мероприятиях Программы и об условиях участия в них исполнителей мероприятий Программы, размещается на официальном сайте министерства сельского хозяйства Ставропольского края (http://www.mshsk.ru).
Публикация информации о результатах мониторинга реализации программных мероприятий в средствах массовой информации осуществляется не реже двух раз в год.
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 октября 2011 г. N 384 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
провести реконструкцию имеющихся старых виноградников и плодовых насаждений;
увеличить производство винограда до 36,5 тыс. тонн в год, из них:
абзац четвертый утратил силу
для потребления в свежем виде до 0,7 тыс. тонн в год;
абзац шестой утратил силу
абзац седьмой утратил силу
увеличить производство плодово-ягодной продукции до 50,0 тыс. тонн в год;
увеличить производство саженцев плодовых культур до 800 тыс. штук;
снизить ресурсозатраты в структуре издержек производства и создать условия для одновременного полива и внесения минеральных удобрений, за счет применения комбинированных систем мелиоративного орошения;
насытить рынок конкурентоспособной сельскохозяйственной продукцией собственного производства;
обеспечить занятость и повышение уровня жизни населения Ставропольского края путем создания до 850 дополнительных (в том числе сезонных) рабочих мест.
Абзац тринадцатый утратил силу
Для снижения ресурсозатрат в структуре издержек производства применение комбинированной системы капельного орошения позволит проводить одновременно полив виноградников с внесением удобрений и ядохимикатов, как на маточнике и школке, так и на производственных виноградниках. При применении капельного орошения урожайность повысится до 200 центнеров с га и более, эффективность использования минеральных удобрений на 85-90 процентов с одновременным снижением расхода воды на 50-70 процентов и экономии электроэнергии на 50-60 процентов.
Абзац пятнадцатый утратил силу
Также реализация мероприятий Программы позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям значительно снизить производственные затраты на закладку и уходные работы за плодовыми и ягодными культурами за счет сокращения издержек производства, повысить конкурентоспособность плодово-ягодной продукции товаропроизводителей Ставропольского края.
Влияние данных факторов приведет к снижению доли убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей и росту налогооблагаемой базы рентабельных сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края, что позволит увеличить объем поступлений в консолидированный бюджет Ставропольского края.
При формировании экологической политики в рамках выполнения Программы проектами по организации территории, закладке и уходу за молодыми виноградниками, садами и ягодниками предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды. Таким образом, при реализации Программы существующая экологическая ситуация не ухудшится.
Реализация Программы создаст условия и предпосылки для устойчивого развития молочного животноводства и производства молока в Ставропольском крае, что позволит в перспективе снизить импортную зависимость (провести полное импортозамещение) в снабжении населения Ставропольского края молоком и молочными продуктами, а также создать в Ставропольском крае стартовые условия для ускоренного развития специализированного мясного скотоводства в период реализации и после действия Программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и организаций по откорму крупного рогатого скота, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентности мясного скотоводства в Ставропольском крае.
Показатели эффективности реализации Программы приведены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели эффективности реализации Программы
Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 октября 2011 г. N 384 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к ведомственной целевой
программе "Развитие отдельных
направлений сельского хозяйства
в Ставропольском крае
на 2010-2011 годы"
Мероприятия
и прогнозируемые объемы финансирования ведомственной
целевой программы "Развитие отдельных направлений
сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы"
23 сентября, 31 декабря 2010 г., 1 апреля, 12 октября 2011 г.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок исполнения |
Источник финансирования |
Прогнозируемые объемы финансирования (тыс. рублей) |
Ожидаемый результат реализации мероприятия |
||
всего |
в том числе по годам |
|||||||
2010 год |
2011 год |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. Мероприятия, направленные на развитие виноградарства и виноделия в Ставропольском крае | ||||||||
1. |
Закладка и уходные работы за молодыми виноградниками** |
министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - минсельхоз края), государственное учреждение "Ставропольвиноградпром" (далее - ГУ "Ставропольвиноградпром"), виноградарские организации Ставропольского края и крестьянские (фермерские) хозяйства Ставропольского края (далее - организации края) (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
бюджет Ставропольского края (далее - краевой бюджет) |
36683,45263 |
16683,45263 |
20 000,0 |
увеличение площадей виноградных насаждений |
внебюджетные источники |
171 000,0 |
85 000,0 |
86 000,0 |
|||||
в том числе: субсидии по затратам, связанным с закладкой и уходными работами за молодыми виноградниками |
|
краевой бюджет |
36683,45263 |
16683,45263 |
20 000,0 |
|||
2. |
Производство укрывных европейских сортов винограда |
минсельхоз края, ГУ "Ставропольвиноградпром", организации края (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет, |
2 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
увеличение площадей европейских сортов винограда, улучшение качества винодельческой продукции |
внебюджетные источники |
20 000,0 |
10 000,0 |
10 000,0 |
|||||
в том числе: субсидии по затратам, связанным с производством укрывных европейских сортов винограда |
|
краевой бюджет |
2 000,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
|||
3. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 3 |
|||||||
4. |
Информация об изменениях:См. текст пункта 4 |
|||||||
5. |
Приобретение виноматериалов для производства коньячных спиртов и столовых вин |
минсельхоз края, ГУ "Ставропольвиноградпром", винодельческие организации края (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет, |
3316,54737 |
3316,54737 |
- |
улучшение качества винодельческой продукции, повышение качества и конкурентоспособности продукции |
внебюджетные источники |
30000,0 |
30000,0 |
- |
|||||
в том числе: субсидии на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам (на срок до четырех лет) на приобретение виноматериалов для производства коньячных спиртов и столовых вин, полученным в российских кредитных организациях |
|
краевой бюджет |
3316,54737 |
3316,54737 |
- |
|||
6. |
Приобретение специализированной техники для производства винограда |
минсельхоз края, ГУ "Ставропольвиноградпром", винодельческие организации края (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет*, |
1 200,0 |
600,0 |
600,0 |
повышение урожайности и качества производимого винограда |
внебюджетные источники |
2 400,0 |
1 200,0 |
1 200,0 |
|||||
в том числе: субсидии затратам субсидий по затратам, связанным с приобретением специализированной техники для производства винограда |
|
краевой бюджет* |
1 200,0 |
600,0 |
600,0 |
|||
|
Итого по разделу I |
|
|
266600,0 |
147800,0 |
118800,0 |
|
|
|
в том числе: |
|
краевой бюджет |
43200,0 |
21600,0 |
21600,0 |
|
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
223400,0 |
126200,0 |
97200,0 |
|
II. Мероприятия, направленные на развитие плодоводства в Ставропольском крае | ||||||||
7. |
Закладка плодовых насаждений и уход за молодыми плодовыми насаждениями** |
минсельхоз края, организации, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет* |
16900,0 |
8900,0 |
8 000,0 |
увеличение площадей плодовых насаждений |
внебюджетные источники |
108 500,0 |
49 000,0 |
59 500,0 |
|||||
в том числе: субсидии на возмещение части затрат, связанных с раскорчевкой старовозрастных садов, закладкой и уходными работами за молодыми садами до вступления их в плодоношение, с учетом затрат, связанных с изготовлением научно обоснованной проектно-сметной документации |
|
краевой бюджет* |
16900,0 |
8900,0 |
8 000,0 |
|||
8. |
Выращивание посадочного материала плодовых насаждений |
минсельхоз края, организации, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет* |
5000,0 |
900,0 |
4 100,0 |
увеличение производства саженцев плодовых культур |
внебюджетные источники |
56700,0 |
25700,0 |
31 000,0 |
|||||
в том числе: субсидии на возмещение части затрат, связанных с выращиванием посадочного материала плодовых насаждений |
|
краевой бюджет* |
5000,0 |
900,0 |
4 100,0 |
|||
9. |
Посадка и уходные работы за ягодными культурами, выращивание их посадочного материала* |
минсельхоз края, организации, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет |
3700,0 |
2800,0 |
900,0 |
увеличение площадей ягодных культур, рассады земляники, производства ягод земляники |
внебюджетные источники |
12000,0 |
9800,0 |
2 200,0 |
|||||
в том числе: субсидии на возмещение части затрат, связанных с посадкой и уходными работами за ягодными культурами, выращиванием их посадочного материала, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации |
|
краевой бюджет |
3700,0 |
2800,0 |
900,0 |
|||
10. |
Приобретение оборудования систем мелиоративного орошения для плодовых и ягодных культур |
минсельхоз края, организации, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
краевой бюджет* |
14 400,0 |
7 400,0 |
7 000,0 |
увеличение площадей высокопродуктивных садов, питомника и ягодных культур |
внебюджетные источники |
110 800, |
57 400,0 |
53 400,0 |
|||||
в том числе: субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования систем мелиоративного орошения сада, ягодных культур, питомника, его шефмонтажом, пусконаладочными работами, с учетом затрат, связанных с изготовлением проектно-сметной документации |
|
краевой бюджет* |
14 400,0 |
7 400,0 |
7 000 |
|||
|
Итого по разделу II: |
|
|
328 000,0 |
161 900 |
166 100 |
|
|
|
в том числе: |
|
краевой бюджет |
40 000,0 |
20 000,0 |
20 000,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
288 000,0 |
141 900,0 |
146 100,0 |
|
|
III. Мероприятия, направленные на развитие молочного животноводства в Ставропольском крае | ||||||||
11. |
Модернизация и техническое перевооружение молочных комплексов (ферм) на территории края, |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
130 400,0 |
130 400,0 |
- |
создание дополнительных мощностей для содержания коров, увеличение численности крупного рогатого скота молочного направления продуктивности |
12. |
Повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
50 000,0 |
50 000,0 |
- |
увеличение продуктивных качеств крупного рогатого скота молочного направления |
13. |
Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
25 000,0 |
25 000,0 |
- |
снижение затрат корма на единицу продукции |
|
Итого по разделу III: |
|
|
205 400,0 |
205 400,0 |
- |
|
|
|
в том числе: |
|
внебюджетные источники |
205 400,0 |
205 400,0 |
- |
|
|
IV. Мероприятия, направленные на развитие мясного скотоводства в Ставропольском крае | ||||||||
14. |
Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов мясного скотоводства на территории края |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
5 000,0 |
5 000,0 |
- |
создание дополнительных мощностей для содержания коров, увеличение численности |
15. |
Повышение генетического потенциала продуктивности мясного скота |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
1 200,0 |
1 200,0 |
- |
увеличение продуктивных качеств мясного скота |
16. |
Укрепление кормовой базы и улучшение качества кормов |
сельскохозяйственные товаропроизводители Ставропольского края, привлекаемые в установленном порядке (по согласованию) |
2010- 2011 годы |
внебюджетные источники |
5 000,0 |
5 000,0 |
- |
снижение затрат корма на единицу продукции |
|
Итого по разделу IV: |
|
|
11 200,0 |
11 200,0 |
- |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
11 200,0 |
11 200,0 |
- |
|
|
|
Итого по программе всего: |
|
|
811 200,0 |
526300,0 |
284 900,0 |
|
|
|
в том числе: |
|
краевой бюджет |
83200,0 |
41600,0 |
41600,0 |
|
|
|
|
|
внебюджетные источники |
728 000,0 |
484700,0 |
243 300,0 |
|
________________________________________
* Мероприятие направлено на развитие инновационной деятельности в Ставропольском крае.
** Мероприятие в 2011 году финансируется за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446
Согласована
Первый заместитель
председателя Правительства
Ставропольского края
___________________ Ю.В. Белый
от 30 декабря 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 31 декабря 2009 г. N 346 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие отдельных направлений сельского хозяйства в Ставропольском крае на 2010-2011 годы"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 26 декабря 2011 г. N 450
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12 октября 2011 г. N 384
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 1 апреля 2011 г. N 80
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 31 декабря 2010 г. N 352
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа
Приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 23 сентября 2010 г. N 237
Изменения вступают в силу со дня подписания названного приказа