Указом Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 ноября 1994 г. N 74-16 в настоящий Закон внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Указа
Закон Республики Коми от 25 октября 1991 г.
"О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (О приватизации)"
24 сентября, 22 декабря 1992 г., 12 января, 23 ноября 1993 г., 1 апреля, 22 июля, 24 ноября 1994 г., 29 июня 1995 г.
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы процесса приватизации объектов государственной и муниципальной собственности и устанавливает основные правила и процедуры приобретения прав собственности гражданами и юридическими лицами.
I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации
Приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и Местных представительных органов власти в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и Местных представительных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.
Статья 2. Законодательство о приватизации
1. Законодательство о приватизации государственной и муниципальной собственности состоит из Закона Республики Коми "О собственности в Республики Коми", настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Республики Коми и Российской Федерации.
2. Приватизация долей (паев, акций) государства и органов местного самоуправления в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с другими государствами, иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Коми и Российской Федерации, а также соглашениями с иностранными государствами.
Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством Российской Федерации об иностранных инвестициях, другими законодательными актами Республики Коми и Российской Федерации.
3. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.
Приватизация жилищного фонда, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Республики Коми и Российской Федерации.
Статья 3. Республиканская программа приватизации
1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Республике Коми устанавливаются республиканской программой приватизации.
Программа вносится Главой Республики Коми и утверждается Государственным Советом Республики Коми не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о республиканском бюджете Республики Коми.
Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.
2. Программа содержит:
- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;
- требования к местным программам приватизации;
- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;
- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;
- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Республики Коми, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;
- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;
- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования отдельных регионов Республики Коми, восстановления природной среды или других целей.
3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации.
В программу могут быть включены также перечни объектов, приватизация которых может быть разрешена по решению Главы Республики Коми.
При приватизации предприятий, включенных в указанные перечни, Глава Республики Коми вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов их акций в государственной собственности Республики Коми. Все акции, входящие в состав указанных пакетов, являются обыкновенными (голосующими) и до истечения срока закрепления или принятия решения об их продаже, находятся в распоряжении Минимущества Республики Коми.
Министерство Республики Коми по управлению государственным имуществом и приватизации может передавать право управления в акционерных обществах, пакеты акций или "Золотая акция" которых закреплены в государственной собственности Республики Коми, в порядке устанавливаемом Главой Республики Коми.
Статья 4. Министерство Республики Коми по управлению государственным имуществом и приватизации
1. Приватизацию государственного имущества Республики Коми организует Министерство Республики Коми по управлению государственным имуществом и приватизации (далее по тексту Минимущество Республики Коми). Минимущество Республики Коми является юридическим лицом. Полномочия Минимущества Республики Коми могут быть переданы городскому, районному комитету по управлению имуществом в части управления, распоряжения имуществом республики. При этом Минимущество Республики Коми своим распоряжением наделяет правами территориального агентства районный, городской комитет по управлению имуществом. Не допускается передача иных полномочий Минимущества Республики Коми никаким другим государственным органам и юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных пунктом третьим статьи 3 настоящего Закона.
Положение о Минимуществе Республики Коми утверждается Главой Республики Коми.
Деятельность комитета финансируется за счет средств от приватизации государственных предприятий, а также из республиканского бюджета.
2. Для проведения единой государственной политики приватизации Минимущество Республики Коми:
разрабатывает с учетом требований государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и представляет в установленном порядке на утверждение Государственному Совету Республики Коми проект республиканской программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Коми, изменения и дополнения к ней, а также проекты нормативных актов по вопросам приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом;
разрабатывает и вносит в установленном порядке в Государственный Совет Республики Коми проекты решений по разграничению государственной собственности;
организует и контролирует реализацию государственной, республиканской и местной программ приватизации, отчитывается об их выполнении перед Государственным Советом Республики Коми, Главой Республики Коми, Госкомимуществом России:
принимает и регистрирует заявки на приватизацию предприятий федеральной и государственной собственности, подразделений и составных частей имущественных комплексов предприятий федеральной и государственной собственности (далее - государственных предприятий);
создает комиссии по приватизации государственных предприятий;
утверждает планы приватизации государственных предприятий;
осуществляет защиту экономических интересов Республики Коми в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;
является учредителем акционерных обществ открытого типа, создаваемых на основе государственных предприятий в соответствии со статьей 21 Закона Республики Коми "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (О приватизации)" и со статьей 22 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР ";
содействует созданию инвестиционных фондов и учреждает холдинговые компании;
анализирует ход и эффективность мероприятий по приватизации государственных предприятий;
направляет своих представителей в состав создаваемых Госкомимуществом России комиссий по приватизации объектов федеральной собственности;
создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке государственные предприятия;
утверждает уставы государственных предприятий;
по представлению Главы Республики Коми заключает, изменяет и расторгает контракты с руководителями государственных предприятий;
обеспечивает проведение инвентаризации и оценку государственного имущества в установленном порядке;
ведет совместно с Государственным комитетом по статистике Республики Коми реестр государственного имущества, находящегося на территория Республики Коми;
выступает арендодателем государственного имущества;
выдает разрешения на передачу с баланса на баланс объектов государственной собственности в соответствии с действующим законодательством;
осуществляет сотрудничество с государственными органами, неправительственными организациями, и научно-исследовательскими центрами внутри страны и зарубежных стран по вопросам разгосударствления и приватизации;
устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации, предприятий и учреждений, физических лиц, участвующих в выполнении программ приватизации;
осуществляет иные функции, предоставленные Комитету действующем законодательством;
координирует деятельность Фонда государственного имущества, координирует деятельность территориальною агентства федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) в части рассмотрения дел предприятий, находящихся в государственной собственности Республики Коми.
3. Решения Комитета по управлению государственным имуществом, принятые в пределах его компетенции во исполнение Государственной, Республиканской и местных программ приватизации, являются обязательными для всех органов государственного управления и местных администраций.
Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 5. Комитеты по управлению имуществом районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения)
1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом районов, городов, входящие в состав соответствующих местных администраций (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом районов и городов). Комитеты по управлению имуществом районов и городов являются юридическими лицами. Правомочия комитетов не могут быть переданы никаким другим органам государственного управления, местной администрации или иным юридическим лицам.
Министр Республики Коми по управлению государственным имуществом и приватизации района и города по должности является заместителем главы администрации района, города.
Положение о Комитете по управлению имуществом утверждается главой местной администрации. Оно не может противоречить Положению о Минимуществе Республики Коми, утвержденному Главой Республики Коми.
Деятельность комитетов по управлению имуществом районов и городов финансируется за счет средств от приватизации муниципальной собственности, а также из местных бюджетов.
2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом районов и городов разрабатывают с учетом требований Государственной и республиканской
программ приватизации и представляют на утверждение местных Советов проекты местных программ приватизации, изменения к дополнения к ним, а также проекты нормативных актов но вопросам приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом;
организуют к контролируют реализацию Государственной, республиканской и местных программ приватизации, отчитываются об их выполнении перед соответствующими местными представительными органами власти и Минимуществом Республики Коми;
принимают и регистрируют заявки на приватизацию муниципальных предприятий и по поручению Минимущества Республики Коми - на предприятия государственной собственности;
создают комиссии по приватизации муниципальных предприятий;
утверждают планы приватизации муниципальных предприятий;
являются учредителями акционерных обществ открытого типа, создаваемых на основе муниципальных предприятий;
содействуют созданию инвестиционных фондов холдинговых компаний;
анализируют ход и эффективность мероприятий по приватизации муниципальных предприятий;
направляют своих представителей в состав создаваемых Минимуществом Республики Коми комиссий по приватизации объектов республиканской собственности;
создают, реорганизуют и ликвидируют в установленном порядке муниципальные предприятия;
утверждают уставы муниципальных предприятий;
по представлению глав администраций заключают, изменяют в расторгают контракты с руководителями муниципальных предприятий;
обеспечивают инвентаризацию к оценку муниципального имущества в установленном порядке;
выступают арендодателями муниципального имущества;
выдают разрешения на передачу с баланса на баланс объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством;
устанавливают систему премирования работников органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, физических лиц, участвующих в выполнении программ приватизации;
осуществляют иные функции, предоставленные действующим законодательством.
3. Решения указанных комитетов, принятые в пределах их компетенции во исполнение местных программ приватизации в отношении объектов, находящихся в собственности районов и городов, являются обязательными для соответствующих органов управления. Споры, возникающие в связи с указанными решениями, рассматриваются судом или арбитражным судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 6. Фонд государственного имущества Республики Коми
1. Продавцами приватизируемых предприятий, находящихся в собственности Республики Коми, а также принадлежащих Республики Коми долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Фонд государственного имущества Республики Коми (далее - Фонд) и назначенные им представители.
Фонд является специализированным финансовым учреждением при Минимуществе Республики Коми с правом юридического лица Положение о Фонде утверждается Главой Республики Коми.
Деятельность Фонда финансируется за счет средств, полученных от продажи и других сделок по приватизации предприятий, находящихся в собственности Республики Коми, дивидендов и других доходов по ценным бумагам, находящимся во владении Фонда, по нормативам, устанавливаемым Государственным Советом Республики Коми.
Фонд может создавать на местах свои отделения.
2. Фонд выполняет следующие функции:
- временно до момента продажи владеет принадлежащими Республике Коми свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Минимуществом Республики Коми;
- осуществляет полномочия Республики Коми как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;
- продает указанные доли (паи, акции) предприятия;
- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении;
- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в республиканском бюджете Республики Коми, и нормативами, установленными Республиканской программой приватизации;
- обменивает находящиеся в собственности Республики Коми акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний при их учреждении;
- осуществляет контроль за предоставлением предусмотренных действующим законодательством льгот работникам приватизируемых предприятий.
Фонд не вправе делегировать свои полномочия министерствам и ведомствам, холдинговым компаниям, создаваемым на базе государственных концернов, корпораций, ассоциаций, а также иным хозяйствующим субъектам, не являющимися покупателями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Закона.
Фонд вправе передавать имеющиеся у него полномочия по контролю за выполнением инвестиционных программ по предприятиям, приватизируемым путем продажи пакетов акций этих предприятий на инвестиционных конкурсах, торгах.
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет Фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие Фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными. При продаже Фондом указанных акций они конвертируются в обыкновенные.
Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Республики Коми и Российской Федерации.
4. Исключен.
См. текст пункта 4 статьи 6
Статья 7. Фонды имущества районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)
В районах (кроме районов в городах), городах (кроме городов районного подчинения) по решению соответствующих органов местного самоуправления могут создаваться фонды муниципального имущества.
В районах и городах, где фонды муниципального имущества не созданы, их функции по поручению соответствующих Местных представительных органов власти временно выполняют комитеты по управлению имуществом районов и городов.
Статья 8. Покупатели
1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, органов местного самоуправления, общественных объединений, благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.
2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций, приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют Фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию или выработавшие на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее пяти лет для мужчин и трех лет и шести месяцев для женщин и уволенные по собственному желанию, в порядке перевода, по сокращению штатов или численности, а также лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
Статья 9. Представители и посредники
1. При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников - государственных и негосударственных органов в соответствии с законодательством Республики Коми и Российской Федерации.
2. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды.
Для содействия кооперации предприятий-смежников создаются холдинговые компании.
Статья 10. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий
1. Для приобретения государственних# и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, личные лицевые приватизационные счета, собственные средства юридических лиц, определенных в п.1 статьи 8 настоящего Закона, а также заемные средства.
Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом Российской Федерации "Об именных приватизационных счетах и вкладах".
Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных республиканской программой приватизации.
2. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 500 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда.
Статья 11. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным республиканскими и местными программами приватизации.
Указанные средства не подлежат обложению всеми видами налогов.
2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п.1 настоящей статьи, определяются Государственным Советом Республики Коми и местными представительными органами власти.
II. Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 12. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Минимущества Республики Коми, комитетов по управлению имуществом районов и городов, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 8 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.
Заявка на приватизацию предприятия подается в Минимущество Республики Коми либо в соответствующий комитет по управлению имуществом. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Глава Республики Коми.
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15, 32 и 33 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.
Статья 13. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию
1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий регистрируются Минимуществом Республики Коми или соответствующими комитетами по управлению имуществом в день их подачи. Решение о приватизации или об отказе в приватизации предприятия должно быть принято Минимуществом Республики Коми или соответствующим комитетом по управлению имуществом в месячный срок с момента регистрации заявки. Решение по данной заявке о приватизации или об отказе в приватизации в письменной форме доводится до сведения граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших зарегистрированную заявку, в трехдневный срок с момента его принятия.
2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации;
- указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее.
3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать трех месяцев со дня подачи заявки.
Срок разработки плана приватизации может быть продлен по решению Минимущества Республики Коми, но не более чем до шести месяцев. Комиссия по приватизации обязана рассмотреть проекты планов приватизации, представленные заявителями.
4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Минимущества Республики Коми или соответствующего комитета по управлению имуществом и работники финансовых органов. Местный представительный орган власти по месту нахождения предприятия, администрация и трудовой коллектив предприятия, Коми территориальное управление государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур вправе направлять своих представителей в состав комиссии. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.
5. Комиссия по приватизации рассматривает план приватизации предприятия и направляет на согласование местному представительному органу власти или уполномоченному им представителю, а также трудовому коллективу предприятия. Если местный представительный орган власти и трудовой коллектив предприятия в недельный срок с момента получения плана приватизации не приняли соответствующие решения, план считается согласованным. Срок согласования плана приватизации местным представительным органом власти и трудовым коллективом может быть продлен по их просьбе, но не более чем до двух недель. План приватизации утверждает Минимущество Республики Коми или соответствующий комитет по управлению имуществом.
Приватизация объектов и предприятий, включенных в Государственный реестр объединений и предприятий-монополистов, осуществляется по согласованию с Коми территориальным управлением государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
При приватизации не допускаются слияние, присоединение предприятий, а также лишение предприятий статуса юридического лица (за исключением случая его ликвидации с последующей продажей его активов).
7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий местный представительный орган власти или уполномоченный им орган.
8. В случае принятия плана приватизации предприятие включается Минимуществом Республики Коми или соответствующим комитетом по управлению имуществом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.
9. По требованию Фонда комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию.
Статья 14. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду полностью или частично.
Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Порядок преобразования определяется Положением, которое утверждается Госкомимуществом Российской Федерации.
2. Приватизация имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду по договору аренды с правом выкупа, заключенному до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" осуществляется следующими способами:
- в соответствии с договором аренды, если размеры, сроки, порядок и иные условия внесения выкупа установлены договором аренды с предоставлением трудовому коллективу арендного предприятия всех льгот, предусмотренных для трудового коллектива государственного и муниципального предприятия;
- путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа с правом первоочередного приобретения арендаторами акций, принадлежащих государству, местным представительным органом власти, если такое решение принято общим собранием (конференцией) арендаторов.
Арендаторам предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, не имеющим права на выкуп арендованного имущества в соответствии с условиями договоров аренды, заключенных с ними до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", такое право может быть предоставлено в случае согласия членов коллектива арендаторов на выделение в процессе приватизации отдельных структурных подразделений.
Порядок предоставления права на выкуп и преобразования арендного предприятия в акционерное общество определяется Положением о порядке приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду, утверждаемым Госкомимуществом России.
В остальных случаях арендатор имущества государственного или муниципального предприятия, признаваемый покупателем в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, может получить право на приобретение арендованного имущества только в порядке, установленном статьями 19, 20, 23 настоящего Закона.
3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:
- мнение трудового коллектива предприятия;
- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- оценку его уставного капитала;
- социально-экономическое значение предприятия для территории;
- мнение представителя фонда имущества.
4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает Минимущество Республики Коми или соответствующий комитет по управлению имуществом в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона.
5. После завершения работы комиссии по приватизации Минимущество Республики Коми или соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет реорганизацию или ликвидацию государственного (муниципального) предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо активы ликвидированного предприятия соответствующему фонду имущества для продажи.
6. Фонд государственного имущества Республики Коми, фонды имущества районов и городов ежегодно в месячный срок после утверждения Республиканской и местных программ приватизации заключают с Минимуществом Республики Коми и соответствующими комитетами по управлению имуществом соглашения, определяющие порядок передачи приватизируемых предприятий, долей (паев, акций) в их капитале, активов ликвидируемых предприятий, оформления необходимой для этого документации, порядок и нормативные сроки продажи объектов приватизации (в том числе по группам), порядок взаиморасчетов и устанавливающие взаимную ответственность сторон.
Указанными соглашениями могут определяться также правомочия комитетов как представителей фондов имущества.
7. Акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью), часть уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа. Порядок и сроки преобразования определяются Республиканской программой приватизации".
Законом Республики Коми от 29 июня 1995 г. N 19-РЗ настоящий Закон дополнен статьей 14.1, вступающей в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Статья 14.1. Приватизация объектов недвижимого имущества, сданных в аренду
Право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, предоставляется их арендаторам:
- гражданам и юридическим лицам, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, в случае, если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона;
- физическим а юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий на аукционе (конкурсе) и заключившим договор аренды на имущество, не вошедшее в состав приобретенного ими имущества;
- товариществам и акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, доля государства (местных представительных органов власти) в уставном капитале которых не превышает 25 процентов, при условии, если договор аренды заключен до вступления в силу Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
Статья 15. Подготовка предприятия к приватизации
1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).
2. В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства Республики Коми и Российской Федерации, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.
Законом Республики Коми от 29 июня 1995 г. N 19-РЗ в статью 16 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Статья 16. Определение начальной цены приватизируемого предприятия и цены продажи объектов недвижимого имущества
1. Определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утверждаемыми Госкомимуществом России.
2. Определение цены продажи объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности Республики Коми, устанавливается в соответствии с положением, утверждаемым Главой Республики Коми, а объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности - местными представительными органами власти.
Статья 17. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях
1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы предприятия за последний год;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;
- среднесписочная численность работников.
По представлению Коми территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке.
3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных объединений и депутатов.
Статья 18. Формы платежа
1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.
Статья 19. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу
1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных (в том числе находящихся в стадии ликвидации) предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых Минимуществом Республики Коми или соответствующим комитетом по управлению имуществом.
2. Общий порядок проведения конкурса регулируется положением, которое утверждается Правительством Российской Федерации. В указанном положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.
Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее двух недель.
3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая соответствующими фондами имущества при участии трудовых коллективов, местных представительных органов власти, а также привлекаемых ими экспертов.
4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.
5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже чем на 30%. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано за такую цену, оно снимается с конкурса. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.
6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.
Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе
1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.
При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Главой Республики Коми.
3. Аукционы проводят соответствующие фонды имущества или назначаемые ими представители.
4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30% от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия и (или) его начальную цену.
Статья 21. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ
1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Минимущество Республики Коми или соответствующий комитет по управлению имуществом. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в местную администрацию по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав.
2. После регистрации акционерного общества Минимущество Республики Коми или соответствующий комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций для продажи в соответствующий фонд имущества.
3. Соответствующий фонд имущества продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 22 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия (ФАРП), образованный в соответствии со статьей 24 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. Реализация акций осуществляется в соответствии с Положением о продаже акций в процессе приватизации, утверждаемым Госкомимуществом России.
4. Нереализованные акции остаются в распоряжении соответствующего фонда имущества.
Статья 22. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций
1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой республиканской программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.
Порядок предоставления рассрочки при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, устанавливается Республиканской программой приватизации.
2. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее пяти лет для мужчин и трех лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, в порядке перевода, по сокращению штатов или численности, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.
3. Республиканской программой приватизации могут быть установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий или групп предприятий (отраслей).
4. Исключен.
См. текст пункта 4 статьи 22
Статья 23. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)
1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" могут учредить товарищество (акционерное общество) либо заключить договор о совместной деятельности.
2. Если товарищество (акционерное общество или участники соответствующего договора о совместной деятельности), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то при покупке предприятия (подразделения) оно имеет право на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество), заключивших договор.
3. Указанное товарищество (акционерное общество, участники договора о совместной деятельности) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Порядок предоставления рассрочки и сумма первоначального взноса определяется Республиканской программой приватизации.
4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).
Статья 24. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий
1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из Фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия в соответствия с планом приватизации.
2. ФАРП формируется за счет вкладов Фонда государственного имущества Республики Коми и фондов имущества районов, городов.
Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.
Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.
При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.
Статья 25. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий
1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Республики Коми и Российской Федерации о труде и занятости.
III. Заключительные положения
Статья 26. Оформление сделок приватизации
1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Республики Коми и Российской Федерации.
2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.
3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в администрации города или района, на территории которого находится приватизируемое предприятие. При этом право собственности на акции переходит от продавца к покупателю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. Неисполнение предусмотренных законодательством действий по регистрации договоров купли-продажи обжалуется в суд или арбитражный суд.
Государственная пошлина по всем сделкам и актам приватизации не взимается.
4. Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Статья 27. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного или муниципального предприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, оформить сделку, передать предприятие (имущество, паи, акции) покупателю, а также выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.
2. Покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Республики Коми и Российской Федерации.
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.
4. Споры о признании сделок приватизации недействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
Статья 28. Государственные гарантии прав участников приватизации
При приватизации государство гарантирует соблюдение прав продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если приватизация осуществлялась с нарушением законодательства Российской Федерации и Республики Коми, Минимущество Республики Коми или соответствующие комитеты по управлению имуществом, органы прокуратуры, продавцы, покупатели, их представители и посредники вправе в судебном порядке предъявлять иски (возбуждать дела) о расторжении сделок, устранений нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц.
Местные представительные органы власти, осуществляют контроль за процессом приватизации с точки зрения соответствия действующему законодательству.
Статья 29. Недействительность сделок приватизации
1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:
- приватизация предприятия не была разрешена Минимуществом Республики Коми или соответствующим комитетом по управлению имуществом;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место сговор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акций);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства Российской Федерации;
- по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в судебном порядке по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, местного представительного органа власти, Минимущества Республики Коми или соответствующего комитета по управлению имуществом, иных органов, предусмотренных законодательством.
Статья 30. Ответственность за нарушение порядка приватизации
Отказ в регистрации заявки на приватизацию, нарушение сроков принятия решения о приватизации, неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе имущества либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона, необоснованный отказ от продажи предприятия (акций), необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий, разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона, отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе влекут за собой административную ответственность в установленном порядке.
Минимущество Республики Коми и комитеты по управлению имуществом, фонды имущества по вопросам, отнесенным к их компетенции законодательством, вправе выступать в суде и арбитражном суде от имени Республики Коми, направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
При обращении в судебные органы Минимущество Республики Коми и комитеты по управлению имуществом и фонды имущества освобождаются от уплаты госпошлины.
Председатель Верховного Совета
Коми ССР |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
25 октября 1991 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Коми Республики Коми от 25 октября 1991 г. "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (О приватизации)"
О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Коми ССР от 25 октября 1991 г.
Текст Закона опубликован в газете "Красное знамя" от 13 ноября 1991 г. N 224
Законом Республики Коми от 4 декабря 2000 г. N 79-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования указанного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Коми от 9 апреля 1999 г. N 16-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Закон Республики Коми от 29 июня 1995 г. N 19-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 ноября 1994 г. N 74-16
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 июля 1994 г. N 70-7
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 1 апреля 1994 г. N 65-3
Изменения вступают в силу с момента опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 23 ноября 1993 г. N 60-3
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 12 января 1993 г. N 48-1
Изменения вводятся в действие с момента опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 г. N 47-5
Указ Президиума Верховного Совета Коми ССР от 24 сентября 1992 г.
Изменения вводятся в действие с момента опубликования указанного Указа