Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы процесса приватизации объектов государственной и муниципальной собственности и устанавливает основные правила и процедуры приобретения прав собственности гражданами и юридическими лицами.
I. Общие положения
Статья 1. Понятие приватизации
Приватизация государственных и муниципальных предприятий приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и органов местного самоуправления в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и органов местного самоуправления в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Далее по тексту Закона под приватизацией государственных и муниципальных предприятий понимается приватизация всех перечисленных выше объектов собственности.
Статья 2. Законодательство о приватизации
1. Законодательство о приватизации государственной и муниципальной собственности состоит из Закона Коми ССР "О собственности в Коми ССР", настоящего Закона и других регулирующих приватизацию законодательных актов Коми ССР и РСФСР.
2. Приватизация государственных предприятий, находящихся в общей собственности Коми ССР и РСФСР регулируется настоящим Законом, законодательными актами РСФСР и соглашениями с РСФСР.
3. Приватизация долей (паев, акций) государства и органов местного самоуправления в капитале акционерных обществ (товариществ), находящихся в общей собственности с иностранными физическими и юридическими лицами, международными организациями, регулируется настоящим Законом, иными законодательными актами Коми ССР и РСФСР, а также соглашениями с иностранными государствами.
Приобретение государственных и муниципальных предприятий иностранными физическими и юридическими лицами регулируется настоящим Законом, законодательством РСФСР об иностранных инвестициях, другими законодательными актами Коми ССР и РСФСР.
4. Настоящий Закон не регламентирует восстановления имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.
Приватизация жилищного фонда, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Коми ССР и РСФСР.
Статья 3. Республиканская программа приватизации
1. Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в Коми ССР устанавливаются республиканской программой приватизации.
Программа вносится Советом Министров Коми ССР и утверждается Верховным Советом Коми ССР не позже чем за месяц до обсуждения в первом чтении закона о республиканском бюджете Коми ССР.
Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года.
2. Программа содержит:
- перечень объектов (групп объектов) государственной собственности, намеченных к приватизации, и обоснование их выбора;
- требования к местным программам приватизации;
- задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества;
- определение предпочтительных способов приватизации и форм платежа, льгот членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации;
- величину суммы приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Коми ССР в планируемом периоде, и размер вклада на одного получателя;
- условия использования при приватизации иностранных инвестиций;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Коми ССР, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели;
- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;
- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования отдельных регионов Коми ССР, восстановления природной среды и других целей.
3. В программе устанавливается перечень государственных предприятий, объединений или их подразделений, не подлежащих приватизации.
Статья 4. Комитет по управлению имуществом Коми ССР
1. Приватизацию государственного имущества Коми ССР организует Комитет по управлению имуществом Коми ССР (далее по тексту - Комитет по управлению имуществом).
Председатель Комитета по управлению имуществом входит в состав Совета Министров Коми ССР и является заместителем Председателя Совета Министров Коми ССР по должности.
Положение о Комитете по управлению имуществом утверждается Верховным Советом Коми ССР.
Деятельность Комитета по управлению имуществом финансируется за счет средств от приватизации государственной собственности.
2. Для проведения единой государственной политики приватизации Комитет по управлению имуществом Коми ССР:
- разрабатывает и представляет Совету Министров Коми ССР проект республиканской программы приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ней, а также проекты законов и других нормативных актов по приватизации;
- организует и контролирует реализацию указанной программы;
- ежегодно отчитывается о выполнении программы перед Верховным Советом Коми ССР;
- обобщает предложения по приватизации, поступившие от органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных объединений, министерств и ведомств;
- устанавливает систему премирования работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения республиканской программы приватизации;
- осуществляет методическое руководство и контроль за проведением приватизации. В случаях нарушения законодательства о приватизации и республиканской программы приватизации заявляет в судебном порядке иски об отмене незаконных решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;
- создает комиссии по приватизации предприятий, находящихся в собственности Коми ССР;
- принимает решения о приватизации предприятий, находящихся в собственности Коми ССР, осуществляет необходимые преобразования их организационно-правовой формы и передает свидетельства о собственности на них для продажи Фонду государственного имущества Коми ССР в соответствии со статьей 14 настоящего Закона;
- содействует созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
3. Решения Комитета по управлению имуществом, принятые во исполнение республиканской программы приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности Коми ССР и в ведении органов государственного управления РСФСР, являются обязательными.
Статья 5. Комитеты по управлению имуществом районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения)
1. Приватизацию имущества, находящегося в собственности районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом районов, городов, входящие в состав соответствующих органов местного самоуправления (далее по тексту - комитеты по управлению имуществом районов и городов).
Председатель комитета по должности является заместителем высшего должностного лица соответствующего органа управления.
Положение о комитете по управлению имуществом утверждается соответствующим органом местного самоуправления.
Деятельность комитетов финансируется за счет средств, полученных от приватизации муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих органов местного самоуправления.
2. Для проведения приватизации комитеты по управлению имуществом районов и городов:
- разрабатывают и представляют соответствующим органам местного самоуправления проекты местных программ приватизации, ежегодные изменения и дополнения к ним, а также проекты нормативных актов по приватизации;
- организуют и контролируют реализацию Государственной, республиканских и местных программ приватизации и ежегодно отчитываются об их выполнении перед соответствующим органом местного самоуправления;
- устанавливают систему премирования работников органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, участвующих в выполнении программ приватизации;
- создают комиссии по приватизации предприятий, находящихся в муниципальной собственности районов, городов;
- принимают решения о приватизации этих предприятий, осуществляют преобразования их организационно-правовой формы и передают свидетельства о собственности на них для продажи соответствующим фондам имущества;
- содействуют созданию инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
3. Решения указанных комитетов, принятые во исполнение местных программ приватизации в отношении предприятий, находящихся в собственности районов и городов, являются обязательными.
Статья 6. Фонд государственного имущества Коми ССР
1. Продавцами приватизируемых предприятий, находящихся в собственности Коми ССР, а также принадлежащих Коми ССР долей (паев, акций) в капитале предприятий признаются только Фонд государственного имущества Коми ССР и назначенные им представители.
Фонд создается по решению Верховного Совета Коми ССР и ему подотчетен. Положение о Фонде утверждается Верховным Советом Коми ССР.
Деятельность Фонда финансируется за счет средств, полученных от продажи предприятий, находящихся в собственности Коми ССР, дивидендов и других доходов по ценным бумагам, находящимся во владении Фонда, а также средств из республиканского бюджета Коми ССР.
Фонд может создавать на местах свои отделения.
2. Фонд государственного имущества Коми ССР выполняет следующие функции:
- временно владеет принадлежащими Коми ССР свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Комитетом по управлению имуществом Коми ССР;
- осуществляет полномочия Коми ССР как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;
- продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;
- выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, наиболее отсталых в социально-экономическом отношении;
- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов республиканского бюджета Коми ССР и республиканской программой приватизации;
- обменивает принадлежащие Коми ССР акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний.
3. Из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет Фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие Фонду акции, независимо от их количества и номинального статуса, по настоящему Закону являются привилегированными с фиксированным дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже Фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.
Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Коми ССР и РСФСР.
4. Верховный Совет Коми ССР ежегодно рассматривает и утверждает отчет о деятельности Фонда государственного имущества Коми ССР за прошедший год.
Статья 7. Фонды имущества районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)
В районах (кроме районов в городах), городах (кроме городов районного подчинения) по решению соответствующих органов местного самоуправления могут создаваться фонды муниципального имущества.
Статья 8. Покупатели
1. При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, органов местного самоуправления, общественных объединений, благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов.
2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций, приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют Фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством РСФСР.
3. Члены трудового коллектива государственного или муниципального предприятия могут выступать его покупателями и образовать с этой целью товарищество или акционерное общество. Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию, лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
Статья 9. Представители и посредники
1. При приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей (доверенных лиц) и при содействии посредников - государственных и негосударственных органов в соответствии с законодательством Коми ССР и РСФСР.
2. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска покупателей акций создаются инвестиционные фонды.
Для содействия кооперации предприятий-смежников создаются холдинговые компании.
Статья 10. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий
1. Для приобретения государственних# и муниципальных предприятий используются личные сбережения граждан, именные приватизационные вклады, собственные средства юридических лиц, определенных в п.1 статьи 8 настоящего Закона, а также заемные средства.
Порядок безвозмездной передачи гражданам государственной и муниципальной собственности путем перечисления государством приватизационных вкладов на именные приватизационные счета и использования этих вкладов в процессе приватизации устанавливается Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах".
Средства из фондов экономического стимулирования приватизируемых предприятий могут быть использованы их трудовыми коллективами в порядке и размерах, установленных республиканской программой приватизации.
2. При приобретении приватизируемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерного общества (товарищества) граждане обязаны предъявить справку налоговой инспекции, если их вклад рублями превышает 10 тысяч рублей.
Статья 11. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Средства, полученные от приватизации государственных и муниципальных предприятий, распределяются по нормативам, установленным республиканскими и местными программами приватизации.
2. Направления расходования средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, в пределах, установленных п.1 настоящей статьи, определяются Верховным Советом Коми ССР и органами местного самоуправления.
II. Порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 12. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий может исходить от Комитета по управлению имуществом Коми ССР, комитетов по управлению имуществом районов и городов, руководителя предприятия, трудового коллектива предприятия, цеха, производства, иного подразделения предприятия, от покупателей, определенных в статье 8 настоящего Закона, а также от иных лиц, в том числе от предприятий-смежников, банков, кредиторов, органов власти и управления.
Заявка на приватизацию предприятия подается в соответствующий комитет по управлению имуществом. Форму заявки и размер госпошлины, уплачиваемой при ее подаче, устанавливает Совет Министров Коми ССР.
2. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15 и 32 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия.
Статья 13. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию
1. Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий должны быть рассмотрены комитетом по управлению имуществом в течение месяца с момента их поступления в соответствующий комитет. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки.
2. Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 8 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации.
3. В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки.
4. В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители соответствующего комитета по управлению имуществом, органа местного самоуправления по месту расположения предприятия, работники финансовых органов, администрации и совета трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации.
5. Комиссия составляет план приватизации предприятия, согласовывает его с органом местного самоуправления, трудовым коллективом предприятия. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом.
6. План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
7. В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий орган местного самоуправления.
8. В случае принятия плана приватизации предприятие включается соответствующим комитетом в план-график конкурсов, аукционов, акционирования.
Статья 14. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий осуществляется путем их купли-продажи по конкурсу или на аукционе, посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.
Приватизация предприятий в форме продажи долей в их капитале (акций) осуществляется после преобразования государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:
- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;
- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном статьями 19, 20, 23 настоящего Закона.
3. При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:
- мнение трудового коллектива предприятия;
- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- оценку его капитала;
- социально-экономическое значение предприятия для территории;
- мнение представителя фонда имущества.
4. Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает комитет по управлению имуществом в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона.
5. После завершения работы комиссии по приватизации комитет по управлению имуществом ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи соответствующему фонду имущества.
Статья 15. Подготовка предприятия к приватизации
1. Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).
2. В ходе реорганизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства Коми ССР и РСФСР, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора.
Статья 16. Определение начальной цены приватизируемого предприятия
Определение начальной ценя для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов.
Статья 17. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях
1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- перечень основных фондов по группам;
- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;
- запасы материальных ценностей;
- состояние денежных средств;
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы предприятия за три последних года;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.
3. Приватизация проводится под общественным контролем работников приватизируемых предприятий, покупателей, общественных объединений и народных депутатов.
Статья 18. Формы платежа
1. Оплата стоимости приобретаемых предприятий или долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ) может производиться единовременно или в рассрочку.
2. Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку.
Арендная плата за пользование имуществом государственных и муниципальных предприятий не может засчитываться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
3. Форма платежа устанавливается в договоре между продавцом и покупателем и может быть одним из условий приобретения предприятия по конкурсу.
Статья 19. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу
1. По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.
При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом.
2. Общий порядок проведения конкурса регулируется Положением, которое утверждается Советом Министров Коми ССР. В Положении определяются условия участия покупателей в конкурсе, порядок рассмотрения их предложений, а также процедуры утверждения принятого решения и оформления прав собственности на предприятие.
Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее чем за 30 дней до даты проведения конкурса.
3. Продажу предприятия по конкурсу осуществляет конкурсная комиссия, формируемая соответствующими фондами имущества при участии трудовых коллективов, органов местного самоуправления, а также привлекаемых ими экспертов.
4. Конкурсная комиссия определяет условия, порядок и сроки проведения конкурса.
5. Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже, чем на 30 процентов. В случае, если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на него возвращается комитету по управлению имуществом. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия.
6. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел народностей Севера пользуются коренные жители. Приватизация таких предприятий производится по их остаточной стоимости.
Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе
1. С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.
При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
2. Порядок проведения аукциона, условия участия в нем покупателей, порядок расчетов, а также процедура оформления прав собственности регулируются Положением, которое утверждается Советом Министров Коми ССР.
3. Аукционы проводят соответствующие фонды имущества или назначаемые ими представители.
4. Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 процентов от начальной цены. В случае, если предприятие не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается комитету по управлению имуществом для пересмотра плана приватизации и начальной цены.
Статья 21. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ
1. Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является соответствующий комитет по управлению имуществом. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" представляет для регистрации в орган местного самоуправления по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об оплате государственной пошлины.
2. После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества.
3. Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 22 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 24 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов. После этого 10 процентов от общего числа акций продается на аукционе. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг ежемесячно равными частями в течение шести последующих месяцев или более продолжительного срока.
4. Нереализованные акции остаются в распоряжении фонда.
Статья 22. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций
1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой республиканской программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 процентов номинальной стоимости акций.
2. Акции, приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются.
3. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии.
4. Совет Министров Коми ССР в рамках республиканской программы приватизации, утвержденной Верховным Советом Коми ССР, может предоставлять при приватизации дополнительные льготы работникам отдельных предприятий (отраслей), вплоть до передачи им части активов этих предприятий безвозмездно.
Статья 23. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)
1. Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" должны учредить товарищество (акционерное общество).
2. Если товарищество (акционерное общество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество).
3. Указанное товарищество (акционерное общество) при приобретении государственного или муниципального предприятия имеет право на рассрочку платежа. Рассрочка не может превышать трех лет, а сумма первоначального взноса не может быть меньше 30 процентов цены, за которую приобретено предприятие.
Данное положение действительно в отношении договоров купли-продажи или аренды, заключенных до введения в действие настоящего Закона.
4. В случае, если указанное товарищество (акционерное общество) и другие покупатели предлагают равные конкурсные условия, приоритет в приобретении предприятия имеет данное товарищество (акционерное общество).
Статья 24. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий
1. Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.
2. ФАРП формируется за счет вкладов Фонда государственного имущества Коми ССР и фондов имущества районов, городов.
Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.
Размеры ФАРП не могут превышать 10 процентов от уставного капитала предприятия.
При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет соответствующий фонд имущества. Свободные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (пай), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.
Статья 25. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий
1. Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Коми ССР и РСФСР о труде и занятости.
III. Заключительные положения
Статья 26. Оформление сделок приватизации
1. Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия заключается договор в соответствии с законодательством Коми ССР и РСФСР.
2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) или условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон.
3. Право собственности на предприятие переходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в порядке, установленном законодательством Коми ССР и РСФСР, если иное не предусмотрено данным договором.
4. Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Статья 27. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного или муниципального предприятия обязан опубликовать объявление о его приватизации, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, после оформления сделки передать предприятие и свидетельство о собственности на него (пай, акции), а также выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупателем.
2. Покупатель государственного или муниципального предприятия становится правопреемником его имущественных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора и законодательством Коми ССР и РСФСР.
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.
4. Споры о признании сделок приватизации недействительными рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством.
Статья 28. Государственные гарантии прав участников приватизации
При приватизации государство гарантирует соблюдение прав продавцов, покупателей, их представителей и посредников. Если приватизация осуществлялась с нарушением настоящего Закона, комитеты по управлению имуществом, органы Прокуратуры заявляют в судебном порядке иски о расторжении сделок и привлечении к ответственности виновных лиц.
Статья 29. Недействительность сделок приватизации
1. Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:
- приватизация предприятия не была разрешена комитетом по управлению имуществом;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акций);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства РСФСР;
- по другим основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР.
2. Сделки приватизации, заключенные с нарушением настоящего Закона, признаются недействительными в порядке, установленном законодательством РСФСР.
3. Споры о признании недействительными сделок приватизации рассматриваются в судебном порядке по иску продавца, покупателя, посредника, прокурора, органа местного самоуправления, комитета по управлению имуществом, иных органов, предусмотренных законодательством.
Статья 30. Ответственность за нарушение порядка приватизации
Отказ в принятии заявки на приватизацию, нарушение сроков рассмотрения заявки на приватизацию, неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона и другие нарушения, влекут за собой административную ответственность в соответствии со статьей 31 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".
Председатель Верховного Совета
Коми ССР |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
25 октября 1991 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Коми Республики Коми от 25 октября 1991 г. "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (О приватизации)"
О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета Коми ССР от 25 октября 1991 г.
Текст Закона опубликован в газете "Красное знамя" от 13 ноября 1991 г. N 224
Законом Республики Коми от 4 декабря 2000 г. N 79-РЗ настоящий Закон признан утратившим силу со дня официального опубликования указанного Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Коми от 9 апреля 1999 г. N 16-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Закон Республики Коми от 29 июня 1995 г. N 19-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Закона
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 ноября 1994 г. N 74-16
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 июля 1994 г. N 70-7
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 1 апреля 1994 г. N 65-3
Изменения вступают в силу с момента опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 23 ноября 1993 г. N 60-3
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 12 января 1993 г. N 48-1
Изменения вводятся в действие с момента опубликования указанного Указа
Указ Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 г. N 47-5
Указ Президиума Верховного Совета Коми ССР от 24 сентября 1992 г.
Изменения вводятся в действие с момента опубликования указанного Указа