Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 13 июля 2007 г. N А29-3952/2007
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 14 августа 2007 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: муниципального учреждения к Министерству финансов Республики Коми о возмещении вреда, причиненного бездействием государственных органов при участии третьего лица Агентства Республики Коми по социальному развитию,
при участии в заседании представителей от истца, от ответчика и от третьего лица
установил:
Муниципальное учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к Министерству финансов Республики Коми о взыскании 2240 руб. 52 коп. убытков, связанных с предоставлением доплат к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет в соответствии с Законом РК от 20.10.1992 г."О дополнительных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства".
Определением от 28 июня суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Агентство Республики Коми по социальному развитию.
С согласия представителей участвующих в деле лиц, присутствующих в предварительном судебном заседании, суд завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению спора по существу в судебном заседании арбитражного суда.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения присутствующих в деле лиц, суд признает заявленные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что методисту муниципального учреждения (далее - учреждение) П. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в период с февраля по декабрь 2004 года.
Согласно статьям 1 и 7 Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" от 20.10.1992 г. (в редакции Законов РК от 12.05.1998 г.N 15-РЗ; от 17.10.2000 г. N 58-РЗ; от 29.12.2000 г. N 86-РЗ), для лиц, проживающих в Республике Коми, установлена доплата к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 200 рублей и единовременная доплата к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), в размере 100 руб., которая производится работодателем по месту работы получателя доплаты ежемесячно за счет средств Фонда социального страхования Республики Коми.
Во исполнение данного нормативного акта истец за счет собственных средств с февраля по декабрь 2004 годов должен был произвести выплаты доплат к пособию указанному, на общую сумму 2240 руб. 52 коп., однако не производил в связи с тем, что является учреждением, финансируемым из муниципального бюджета и не имеющим в распоряжении свободных денежных средств.
Расчет убытков произведен, исходя из 200 руб. 00 коп. по ежемесячным доплатам с применением районного коэффициента, установленного Указом Главы Республики Коми от 03.07.1998 года N 232 в размере 1,2.
Правильность начисления данных сумм и наличие права на получение выплат подтверждаются справкой по пособиям по уходу за ребенком в отношении П. за 2004 год, справкой о том, что П. является методистом учреждения с 09.11.2000 по настоящее время, свидетельством о рождении ребенка П.А.
Как усматривается из материалов дела, расходы, подлежащие выплате истцом, связаны с отсутствием финансирования из республиканского бюджета Республики Коми расходов по выплате дополнительных пособий, предусмотренных Законом Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" от 20.10.1992 года.
Таким образом, по рассматриваемому иску противоправность поведения заключается в уклонении (бездействии) субъекта Российской Федерации - Республики Коми от исполнения обязательств по возмещению расходов, которые истец должен понести в связи с исполнением Закона Республики Коми от 20.10.1992 года.
В соответствии со статьей 8 Закона Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" финансирование расходов, связанных с осуществлением выплат, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам.
Средства, необходимые для выполнения Закона, выделяются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.
Таким образом, законодательством установлен источник финансирования доплат по вышеуказанному Закону - республиканский бюджет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 4 раздела I указанного Положения в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.01.1995 N 1 "Об утверждении Положения об отделении Фонда социального страхования Российской Федерации" определено, что средства отделения Фонда направляются на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетом и сметой отделения Фонда, в том числе на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (п.3.2. р.III Положения). При этом, денежные средства, находящиеся в оперативном управлении отделения Фонда, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней.
Следовательно, Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми не могло нести ответственность за невыполнение обязательств по возмещению расходов по выплате дополнительных пособий, финансирование которых предусмотрено Законом РК от 20.10.1992 из республиканского бюджета Республики Коми.
Кроме того, согласно Закону РК от 20.10.1992 доплату к пособию по уходу за ребенком предполагалось производить за счет средств Фонда социального страхования Республики Коми. Однако, Фонд социального страхования Республики Коми как юридическое лицо уже не существовал в 2002 году.
Из смысла Закона РК "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" следует, что через органы по социальным вопросам производится выплата доплат не работающим гражданам, то есть, не имеющим постоянного места работы, службы. Следовательно, Министерство Республики Коми по социальным вопросам (в 2002 году) и Министерство труда и социального развития Республики Коми (в 2003 году), о которых указано в отзыве Минфина РК, также не могли быть лицами, ответственными за выделение истцу денежных средств из республиканского бюджета в целях реализации Закона РК от 20.10.1992.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 30.04.2002 года N 49, министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, организует в установленном порядке исполнение и исполняет республиканский бюджет Республики Коми, обеспечивает контроль исполнения республиканского бюджета Республики Коми.
Кроме того, на основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Следовательно, обязанность Министерства финансов Республики Коми по финансированию доплат, предусмотренных республиканским законодательством, является первичной по отношению к обязанностям Фонда социального страхования по перечислению полученных из бюджета денежных средств работодателю и обязанности самого работодателя по выплате данных доплат своим работникам.
Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Таким образом, заявленная сумма убытков истца подлежит взысканию с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми.
В отзыве на иск от 4 июля 2007 года ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам, возникшим до июня 2004 года.
Арбитражный суд считает обоснованным довод Минфина РК о пропуске истцом срока исковой давности в части взыскания убытков за пределами срока исковой давности, который исчисляется с даты обращения в арбитражный суд к Минфину РК, по следующим основаниям.
В силу статей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности составляет три года, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало либо должно было узнать о нарушении своего права. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга (статья 203 Кодекса).
Истцом не представлены надлежащие доказательства перерыва течения срока исковой давности, признания Минфином РК долга, частичной оплаты задолженности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку исковые требования к Минфину РК по настоящему спору заявлены 26.06.2007, то требования учреждения о взыскании убытков за пределами срока исковой давности, то есть за период до июня 2004 года, удовлетворению не подлежат.
Судом произведен перерасчет суммы убытков, в связи с чем за период с июня по декабрь 2004 года в соответствии с Законом Республики Коми "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" истцу надлежало выплатить работнику 1664 руб.
В остальной части требований суд отказывает в связи с истечением срока исковой давности.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу муниципального учреждения 1664 руб. убытков и 371 руб. 50 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 июля 2007 г. N А29-3952/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 14 августа 2007 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании