Решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми
от 6 декабря 2007 г. N 2-1450/07
Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи В.А.Пантелеевой
при секретаре О.Н.Минич,
с участием прокурора В.А.Володиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 6 декабря 2007 года дело по заявлению прокурора г.Ухты Республики Коми о признании недействующими и не порождающими правовых последствий некоторых норм Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом", утверждённого постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" N 2623 от 14 сентября 2007 года, установил:
Прокурор г.Ухты обратился в суд с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству и не действующими пункта 1.1, пункта 1.3 в части регистрации изменений и дополнений, вносимых в трудовой договор, пунктов 2.1-2.4, пункта 3 Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом", утвержденного постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" N 2623 от 14 сентября 2007 года.
В суд вызывался заявитель, представитель органа местного самоуправления, извещенные надлежащим образом. Представитель администрации МОГО "Ухта" в суд не явился, причину неявки не сообщил, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть заявление прокурора г.Ухты в отсутствие представителя администрации МОГО "Ухта". Прокурор в судебном заседании на заявленном требовании настаивал, уточнил требование в части признания не соответствующим федеральному законодательству и не действующим не пункта 3, а раздела 3 оспариваемого Положения.
В отзыве на заявление представитель администрации МОГО "Ухта" по доверенности П.В.Белонин требование прокурора не признал, указал, что регистрация трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, осуществляется путём внесения соответствующей записи в журнал регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора. Все письменные изменения и дополнения к трудовому договору подлежат регистрации, так как они могут изменять его существенные условия и являются его неотъемлемой частью, необходима также регистрация прекращения трудового договора.
Считает, что в связи с отсутствием ТК РФ и в федеральном законодательстве порядка регистрации указанных трудовых договоров, необходимо применять нормативные акты органов местного самоуправления. Раздел 3 оспариваемого Положения не содержит оснований для отказа в регистрации трудового договора и его возврата, поскольку в случае составления трудового договора с нарушением законодательства п.3.2. Положения предлагает заявителю доработать договор, а в случае отказа в доработке, данный договор не регистрируется.
Выслушав доводы заявителя, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявление прокурора г.Ухты удовлетворить.
Суд установил, что 14 сентября 2007 года руководителем администрации МОГО "Ухта" было утверждено постановление N 2623 "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателем - физическим лицом". Постановление опубликовано в информационном бюллетене "Город" Совета и администрации МОГО "Ухта" N 81 (599) от 22 сентября 2007 года.
Согласно статьям 15 и 76 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 16, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (с изменениями) органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления по вопросам своего ведения и в пределах полномочий принимают (издают) правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.
Пунктом "к" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которому издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных трбований#, при этом суд рассматривает заявление прокурора в пределах заявленных требований.
Согласно ст.303 ТК РФ работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). Статья 307 ТК РФ предусматривает, что работодатель - физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.
Исходя из норм действующего трудового законодательства РФ, регистрация заключения и прекращения трудового договора в органах местного самоуправления производится в уведомительном порядке. Регистрация в органах местного самоуправления вносимых в трудовые договоры изменений и дополнений Трудовым кодексом РФ не предусмотрена, поэтому в п.1.3 Положения о регистрации изменений и дополнений, вносимых в трудовой договор, противоречит действующим нормам ст.303 и 307 ТК РФ.
Указав в пунктах 2.1 и 2.2 оспариваемого Положения на необходимость предоставления в регистрирующий орган для регистрации трудовых договоров работодателем - физическим лицом и для регистрации факта прекращения действия трудового договора дополнительных документов, кроме самого трудового договора, руководитель администрации МОГО "Ухта" вышел за пределы компетенции, предусмотренной ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поэтому пункты 2.1 и 2.2 Положения следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Пункт 2.3 Положения, устанавливающий, что документы для регистрации предоставляются работодателем или его представителем и работодатель несёт установленную законом ответственность за достоверность указанных в документах сведений и за ущерб, который может быть причинён третьим лицам в результате регистрации документов, содержащих недостоверные сведения, противоречит действующему законодательству, поскольку ст.303 и 307 ТК РФ предусмотрен лишь уведомительный характер регистрации трудового договора и факта прекращения указанного договора.
В пункте 2.4 Положения указано, каким требованиям должен отвечать трудовой договор. Между тем содержание трудового договора указано в статье 57 ТК РФ.
Не основан на действующем законодательстве и раздел 3 Положения, где на регистрирующий орган возлагается оценка условий трудового договора с точки зрения действующего трудового законодательства и передача информации о выявленном несоответствии условий договора требованиям действующего законодательства в Государственную инспекцию труда РК. Тем самым в нарушение Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава МОГО "Ухта" Раздел 3 Положения возлагает на регистрирующий орган местного самоуправленя# несвойственные ему контролирующие функции.
Доводы представителя администрации МОГО "Ухта" о том, что порядок регистрации трудовых договоров в органах местного самоуправления не определен ни нормами трудового законодательства, ни иными федеральными нормативными актами, поэтому он может регулирваться# органами местного самоуправления, в частности, оспариваемым Положением, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований. Трудовое законодательство отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которому издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, поэтому указанные выше пункты Положения непосредственно затрагивают те вопросы, которые могут быть урегулированы только в федеральных законах, в указанных пунктах фактически подменяются нормы трудового законодательства РФ. Между тем, трудовое законодательство отнесено к предметам ведения Российской Федерации, по вопросам трудового законодательства принимаются исключительно федеральные законы и иные правовые акты федеральных органов государственной власти, а не органов и должностных лиц местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.194, 195, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора г.Ухты удовлетворить частично.
Признать не соответствующими федеральному законодательству и не порождающими правовых последствий со дня вынесения решения следующих пунктов Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом", утверждённым постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 14 сентября 2007 года N 2623:
пункт 1.1; пункт 1.3; пункты 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 и раздел 3 Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом".
Обязать администрацию МОГО "Ухта" опубликовать в газете "НЭП+С", информационном бюллетене админстрации# МОГО "Ухта" и в гродской# газете "Ухта" о признании не соответствующими федеральному законодательству и не порождающими правовых последствий со дня вынесения решения следующих пунктов Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом", утверждённым# постановлением руководителя администрации МОГО "Ухта" от 14 сентября 2007 года N 2623: пункт 1.1; пункт 1.3; пункты 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 и раздел 3 Положения "О порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в полной форме 11 декабря 2007 года.
Судья |
В.А.Пантелеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ухтинского федерального городского суда Республики Коми от 6 декабря 2007 г. N 2-1450/07
Текст решения опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город" от 9 февраля 2008 г. N 5 (617)