Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 11 сентября 2007 г. N А29-4654/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ч., г.Печора к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми, г.Печора, третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Печоре о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании возвратить указанные платежи,
установил:
Ч. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 138626 руб. и обязании ответчика возвратить указанные платежи.
Межрайонная Инспекция ФНС N 2 по РК требования Ч. не признает, возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, Ч. 27.10.2003 г. Администрацией муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей N 1 от 02.08.2007 г. Ч. статус предпринимателя не утратил.
В связи с наличием переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, которая образовалась в результате ошибок, допущенных при оформлении платежных поручений NN 29, 30 от 02.07.2007 г., Ч. обратился в Межрайонную Инспекцию ФНС N 2 по РК с заявлением от 04.07.2007 г. о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 138626 руб., в удовлетворении которого было отказано.
Как указано в письме Межрайонной Инспекции ФНС N 2 по РК N 09-16/9896 от 11.07.2007 г., основанием для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов явилось то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, и, соответственно, к отношениям по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов не могут применяться положения статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Полагая, что действия налогового органа являются незаконными, Ч. обратился в суд с заявлением о признании отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 138626 руб. незаконным и обязании ответчика возвратить указанные платежи, обосновав заявленные требования ссылкой на статью 78 Налогового кодекса РФ.
Возражая против заявленных требований, ответчик указывает на то, что к отношениям по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов не могут применяться положения статьи 78 Налогового кодекса РФ, так как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся к налоговым платежам; что Законом Российской Федерации N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, уполномоченный производить возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации N 116н от 16.12.2004 г. (в редакции приказа Минфина РФ N 73н от 02.05.2006 г.), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Пунктом 1 Порядка предусмотрено, что настоящий Порядок устанавливает единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетной системой понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, вышеуказанный Порядок устанавливает правила поступления и учета операций по кассовым поступления в бюджет Пенсионного фонда РФ, и, соответственно, возврат (зачет) плательщикам излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должен производиться Федеральным казначейством на основании платежных документов администратора поступлений.
Перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации установлен в Приложении N 11.1 к Федеральному закону N 115-ФЗ от 15.08.1996 г. "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 174-ФЗ от 23.12.2004 г.), согласно которому администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Исходя из вышеизложенного, решение вопроса о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование относится к компетенции налоговых органов.
Следует отметить, что статьей 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что страховщик имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Однако данная норма не может являться основанием для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, поскольку возврат страховых взносов является правом, а не обязанностью страховщика, возможность реализации которого нормативными актами, регламентирующими порядок взаимодействия территориальных органов Пенсионного фонда РФ, налоговых органов и органов Федерального казначейства, не предусмотрена, то есть принятие Управлением Пенсионного фонда РФ по г.Печоре, не являющемся администратором поступлений, решения о возврате не будет являться основанием для возврата Федеральным казначейством денежных средств.
Кроме того, согласно статье 25 указанного Закона контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов; а к компетенции территориальных органов Пенсионного фонда РФ лишь взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафам, причем основанием для взыскания являются документы, подтверждающие наличие задолженности, представленные налоговыми органами.
Ссылка Инспекции на отсутствие порядка возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и невозможность применения к спорным правоотношениям положений статьей 78, 79 Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок возврата (зачета) налоговых платежей, к числу которых страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не относятся, несостоятелен исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 г. Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов не установлен, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса РФ.
Исходя из вышеизложенного, отказ Межрайонной Инспекции ФНС N 2 по РК в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является незаконным.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 10 статьи 7 Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Факт наличия переплаты в сумме, указанной в заявлении, а также отсутствие задолженности по платежам, подлежащим зачислению в Пенсионный фонд РФ, в счет которых могла бы быть зачтена имеющаяся переплата, подтверждается справкой Межрайонной Инспекции ФНС N 2 по РК N 11256 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10 сентября 2007 года.
Таким образом, основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Поскольку требование об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование оплачено государственной пошлиной в размере, превышающем размер, установленный подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 174, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявление Ч. удовлетворить.
Признать незаконным выраженный в письме N 09-16/9896 от 11.07.2007 г. отказ Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 138626 руб.
Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми возвратить Ч. излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 138626 руб.
2. Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми в пользу Ч. 4372 руб. 52 коп. государственной пошлины.
3. Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
4. Выдать Ч. справку на возврат из федерального бюджета 7 руб. 48 коп. государственной пошлины.
5. Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 сентября 2007 г. N А29-4654/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании