Решение Верховного суда Республики Коми
от 28 ноября 2007 г. N 3-41-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2008 г. N 3-Г08-3 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 28 ноября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия пункта 1 в той части, в какой он предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми лишь представителей российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации; подпункта 1 пункта 9 в той части, в какой он предусматривает представление редакцией средства массовой информации в Управление по связям с общественностью и информации Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов; подпункта 2 пункта 15 в той части, в какой он предусматривает возможность отказа в аккредитации при представлении средством массовой информации заявки, не содержащей сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов, Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми "Об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми" от 19 декабря 2006 года N 143, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня принятия пункта 1 в той части, в какой он предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми лишь представителей российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации; подпункта 1 пункта 9 в той части, в какой он предусматривает представление редакцией средства массовой информации в Управление по связям с общественностью и информации Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов; подпункта 2 пункта 15 в той части, в какой он предусматривает возможность отказа в аккредитации при представлении средством массовой информации заявки, не содержащей сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов, Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми "Об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми" от 19 декабря 2006 года N 143.
В обоснование заявления указал, что в нарушение ст.48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" оспариваемые нормы Положения исключают право редакций зарегистрированных средств массовой информации, не имеющих статуса российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации, на подачу заявок в Управление по связям с общественностью и информации Администрации Главы Республики Коми на аккредитацию при Главе своих журналистов. Кроме того, Положением предусмотрено, что в заявке на аккредитацию указываются сведения о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов, хотя Федеральный закон "О персональных данных" не относит Главу Республики Коми к операторам, осуществляющим обработку персональных данных, и при этом запрещает обработку таких данных без согласия аккредитуемого журналиста.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Главы Республики Коми Родов А.С. и Лукина А.Н. заявление прокурора Республики Коми не признали и полагали, что приведенные выше нормы Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми согласуются с действующим федеральным законодательством и не нарушают прав редакций средств массовой информации и журналистов.
Заслушав прокурора, представителей Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."и" ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.5 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 с изменениями и дополнениями законодательство о средствах массовой информации находится в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Анализ содержания пункта 1 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 декабря 2006 года N 143, применительно к приведенному выше правилу свидетельствует о несоответствии данной нормы действующему федеральному законодательству о средствах массовой информации в той части, в какой она не предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми журналистов зарегистрированных средств массовой информации, не имеющих статуса российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации.
Так, в силу требований ст.5 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года N 2124-1 с изменениями и дополнениями законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии же с положениями ст.1, 38, 39, 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" редакция средства массовой информации с целью оперативного получения полной информации о деятельности государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений и доведения этой информации до граждан вправе подать заявку на аккредитацию при указанных выше органах, организациях, учреждениях своих журналистов.
При этом правила аккредитации журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений устанавливаются данными субъектами самостоятельно, но с соблюдением прописанных в ст.48 настоящего Закона требований, согласно которым реализация права редакций средств массовой информации на подачу заявок не обусловлена статусом этих средств массовой информации в части их наименования, местонахождения, территории распространения.
Однако в нарушение приведенных положений Закона в пункте 1 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми предусмотрена возможность аккредитации только представителей российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации, что исключает гарантированное Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" право редакций средств массовой информации, не попадающих под указанный перечень, на подачу заявок в Управление по связям с общественностью и информации Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми на аккредитацию при Главе Республики Коми своих журналистов.
При таких обстоятельствах пункт 1 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми "Об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми" от 19 декабря 2006 года N 143, в той части, в какой он не предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми представителей средств массовой информации, не имеющих статуса российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении приведенной нормы, суд находит, что она подлежит признанию не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении (в его указанной части) после вступления этого решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит законных оснований для признания недействующими подпункта 1 пункта 9 в той части, в какой он предусматривает представление редакцией средства массовой информации в Управление по связям с общественностью и информации Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов, и подпункта 2 пункта 15 в той части, в какой он предусматривает возможность отказа в аккредитации при представлении средством массовой информации заявки, не содержащей сведений о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитуемых журналистов, Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 декабря 2006 года N 143.
Так, согласно положениям ст.1, 38, 39, 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" аккредитация по заявкам редакций средств массовой информации журналистов при государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений направлена, как отмечено выше, на оперативное получение полной информации о деятельности данных органов, организаций, учреждений и доведение этой информации до неопределенного круга лиц.
В связи с этим аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.
Для исполнения же указанной обязанности у уполномоченных должностных лиц органов, организаций и учреждений должны иметься сведения о фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов каждого из аккредитованных журналистов, поскольку непредставление редакцией средства массовой информации данного минимума персональных данных может привести как к нарушению предусмотренных ст.47, 48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" прав журналистов, так и к ущемлению права граждан на получение через средство массовой информации оперативной и достоверной информации о деятельности органов, организаций и учреждений, аккредитовавших журналистов.
Кроме того, в силу требований Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" аккредитация журналиста по правилам, установленным соответствующими органами, организациями и учреждениями, возможна только на основании его волеизъявления, в связи с чем согласие этого журналиста на передачу редакцией сведений о его фактическом адресе, почтовом (электронном) адресе, номерах служебных и мобильных (домашних) телефонов презюмируется.
Следует также отметить, что аккредитация журналиста при органах, организациях и учреждениях непосредственно связана с его профессиональной деятельностью по поиску, получению и распространению информации и поэтому в соответствии с п.6 ч.2 ст.6 Федерального закона "О персональных данных" от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ необходимый для реализации требований ст.48 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" минимум персональных данных журналиста может передаваться в орган, осуществляющий его аккредитацию, и без согласия этого журналиста.
При таких обстоятельствах суд не усматривает противоречий между подпунктом 1 пункта 9, подпунктом 2 пункта 15 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми и действующим федеральным законодательством о средствах массовой информации, защите персональных данных и приходит к выводу, что заявление прокурора (в его указанной части) подлежит отклонению.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми "Об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми" от 19 декабря 2006 года N 143, в той части, в какой он не предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми представителей средств массовой информации, не имеющих статуса российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации.
Сообщение о решении в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 1 Положения об аккредитации представителей средств массовой информации при Главе Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 декабря 2006 года N 143, в той части, в какой он не предусматривает возможность аккредитации при Главе Республики Коми представителей средств массовой информации, не имеющих статуса российских, республиканских и сыктывкарских городских средств массовой информации, после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 28 ноября 2007 г. N 3-41-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 19 апреля 2008 г. N 76-77 (3750-3751)