Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 24 декабря 2007 г. N А29-7456/2007
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2008 г. N А29-7456/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2008 г. N А29-7456/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО к Государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании недействительным требования от 07.09.2007 года N 136 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени,
при участии представителей от заявителя и от ответчика
установил:
ООО обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным требования Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Коми от 07.09.2007 года N 136 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени.
Ответчик требования не признаёт, доводы и возражения изложены в отзыве на заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
Актом выездной документальной проверки N 164 н/с от 23.07.2007 г. по вопросам правильности исчисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, проведённой ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Коми, установлено, что ООО за период с 01.10.2004 года по 31.12.2006 года в нарушение Правил начисления учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года N 184 не начислены страховые взносы, в связи с тем, что Общество неправомерно не включило в базу для исчисления страховых взносов следующие суммы: на выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет; оплату стоимости новогодних подарков; частичное возмещение расходов по оплате за проживание работников в общежитиях; на возмещение расходов за пользование работниками услуг спорткомплекса и лыжной базы.
По результатам проверки в адрес заявителя направлено требование N 136 от 07.09.2007 года, согласно которого ООО предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 55783 руб. 08 коп, а также перечислить в срок до 24.09.2007 года пени в сумме 5411 руб. 74 коп.
Заявитель, не согласившись с указанным требованием, в порядке статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ обжаловал его в арбитражный суд.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Причём обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
В пункте 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, определено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации дано понятие оплаты труда как системы отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
В статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определено, что виды выплат, на которые начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Региональное отделение сослалось на то, что спорные суммы, являющиеся выплатами стимулирующего и компенсационного характера, не вошли в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, а потому на них следовало начислить страховые взносы.
Действующим законодательством, однако, не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между Обществом и физическими лицами не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным физическим лицам, по существу, представляют собой оплату их труда.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).
Таким образом, на оспариваемые суммы выплат, выплаченные работникам за счет чистой прибыли Общества, не должны начисляться страховые взносы на обязательное социальное страхование, поскольку эти выплаты не относятся к системе оплаты труда, не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и достижением ими определенных трудовых результатов, носят разовый и необязательный характер.
Кроме того, факт наличия переплаты в размере 14677 руб. 42 коп. ответчиком не опровергается и представляется суду обоснованным.
Следовательно, у Фонда отсутствовали законные основания для доначисления Обществу страховых взносов в размере 55783 руб. 08 коп, а также пени в сумме 5411 руб. 74 коп.
При таких обстоятельствах, требование Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Республике Коми от 07.09.2007 года N 136 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени подлежит признанию недействительным (незаконным).
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени N 136 от 07.09.2007 года, вынесенное ГУ - Регионального отделения фонда социального страхования по Республике Коми.
Обязать ГУ - Региональное отделение фонда социального страхования по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с ГУ - Регионального отделения фонда социального страхования по Республике Коми в пользу ООО 2000 рублей государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана жалоба в месячный срок во второй арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 24 декабря 2007 г. N А29-7456/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании