Могут ли пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXIX "Связь") телефонисты, оказывающие услуги местной телефонной связи, предприятий и организаций, не являющихся предприятиями связи?
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Спискам N 1 и N 2 рассматривается в соответствии с данными Списками, которые построены по производственному признаку.
Вопросы, связанные с особенностями определенных производств (работ), решаются с учетом законодательных и иных нормативных актов, регулирующих соответствующие виды деятельности.
Вопросы о праве на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 конкретных работников решаются на основании документов, подтверждающих соответствие фактической работы требованиям Списков.
Действие Списков N 1 и N 2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1992 N 10, распространяется на все периоды выполнения работ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26.01.1991"
При этом периоды работы до 01.01.1992 могут рассматриваться в соответствии со Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, правомерность применения которых подтверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 N 239.
До 01.01.1992 правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXI "Связь"), утвержденному в 1956 году, пользовались телефонисты междугородных телефонных станций, переговорных пунктов с круглосуточным действием и городских телефонных станций, емкостью от 300 номеров и выше.
При этом телефонистам городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше пенсионные льготы предоставлялись вне зависимости от того являлись ли эти городские телефонные станции самостоятельными предприятиями или же входили в состав контор или узлов связи (разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8).
Действующим законодательством право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 2 (раздел XXIX "Связь") установлено телефонистам междугородной телефонной связи, постоянно работающим с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием, телефонистам местной телефонной связи городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше, а также телефонистам справочной службы городской телефонной сети.
Таким образом, как по действующему разделу "Связь" Списка N 2, так и разделу "Связь", утвержденному в 1956 году, основным условием для приобретения права на пенсионные льготы телефонистам является выполнение работ по оказанию услуг телефонной связи на соответствующих объектах связи.
В настоящее время деятельность организаций, осуществляющих оказание услуг телефонной связи, регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Ранее, Федеральным законом от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи"; Уставом связи, утвержденным постановлением Совмина СССР от 27.05.1971 N 316; Уставом связи Союза ССР от 10.08.1953.
Согласно этим законодательным актам междугородная, международная и местная (предназначенная для обеспечения телефонной связью абонентов города или сельского района) телефонная связь, которую осуществляют телефонисты, является частями сетей связи общего пользования, которые предназначены для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам.
Сети связи общего пользования включают в себя все сети электросвязи, кроме выделенных и ведомственных (технологических) сетей связи, которые создаются для оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей и для обеспечения производственной деятельности организации (ведомства).
В настоящее время все виды деятельности в области связи, осуществляемой органами государственной власти, юридическими и физическими лицами, подлежат обязательному лицензированию, которое было введено постановлением Совмина РСФСР от 22.12.1990 N 596, за исключением некоторых случаев, в том числе, если сеть используется для внутрипроизводственных или технологических целей.
Так, всем организациям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предоставлено право оказывать услуги связи на основании соответствующей лицензии, вне зависимости также от того, осуществляется ли данный вид деятельности в качестве основного.
В случае, если в организации имеются только выделенные или технологические (ведомственные) сети связи законодательство о связи предусмотрело возможность их перевода в сети связи общего пользования. В этом случае они переходят в категорию сетей связи общего пользования и предоставление услуг связи осуществляется согласно соответствующим Правилам оказания услуг связи.
Законодательство о связи СССР аналогично предусматривало предоставление средств связи внутриведомственного пользования для обслуживания населения, предприятий, организаций и учреждений с их переводом в категорию связи общего пользования, которое при этом осуществлялось по согласованию с Министерством связи СССР (или министерствами связи союзных республик) в тех местностях, где связь общего пользования отсутствовала.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются телефонисты всех организаций, которые заняты в сетях связи общего пользования, при соблюдении условий, предусмотренных пенсионным законодательством.
Занятость телефонистов на обслуживании выделенных и ведомственных (технологических) сетей организаций (ведомств) права на пенсионные льготы не дает.
(письмо Исполнительной дирекции ПФР в адрес ОПФР по Свердловской области от 01.12.2005 N 25-27/13055).
А.Н.Пудов,
начальник Департамента организации
назначения и выплаты пенсий
февраль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст документа предоставлен Отделением ПФР по Республике Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве