Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 14 января 2005 г. N А29-4512/04А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 апреля 2005 г. N А29-4512/2004а настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Сыктывкарской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2004 г. по делу N А29-4512/04А, принятое по заявлению ЗАО к Сыктывкарской таможне,
установил:
ЗАО обратилось с заявлением о признании недействительным требования Сыктывкарской таможни N 9 от 17.05.2004 г. об уплате таможенных платежей и признании незаконными действий по выставлению указанного требования. Обжалуемым требованием обществу предписано произвести уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара вне места нахождения таможенного поста и вне времени работы таможенного органа по заявлению заинтересованной стороны, которое производится в двойном размере, поскольку сборы уплачены в однократном размере.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из того, что общество не обращалось с заявлением о таможенном оформлении товаров в ином месте и вне времени работы таможенного органа. Кроме того, суд указал, что общество расположено в регионе деятельности таможенного поста производившего оформление товаров.
В апелляционной жалобе Сыктывкарская таможня просит отменить судебное решение. Заявитель настаивает на том, что общество обязано было произвести уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара в двойном размере. Требование N 9 от 17.05.2004 направлено ответчику правомерно, поскольку заявитель производил таможенное оформление товара в период с июня по ноябрь 2003 года вне места нахождения таможенного органа, в связи с чем, в соответствии со ст.114 Таможенного кодекса Российской Федерации обязано было произвести уплату таможенных сборов за таможенное оформление товара в двойном размере. Фактически сборы уплачены обществом в однократном размере.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО просит оставить судебное решение в силе, считая его законным и обоснованным. Общество указало, что таможенное оформление производилось Микуньским таможенным постом в п.Жешарт, расположенном в регионе его деятельности. С заявлением об осуществлении таможенного оформления товаров вне зоны деятельности таможенного поста и вне времени его работы общество не обращалось. Размещение отделения Микуньского таможенного поста в п.Жешарт произведено по инициативе Сыктывкарской таможни. Данное обстоятельство подтверждено ранее заключавшимися договорами аренды помещения на возмездной основе, а также фактом дислокации работников таможни в п.Жешарт на постоянной основе. Кроме того, общество обращает внимание на то обстоятельство, что размещение таможенного поста в п.Жешарт произведено еще до создания ЗАО.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
Сыктывкарская таможня, требованием N 9 от 17.05.2004 года уведомила ЗАО о наличии задолженности уплате таможенных платежей в сумме 328728,51 руб., возникшей в связи с оформлением грузовых таможенных деклараций за период июнь-ноябрь 2003 года вне места постоянного расположения таможенного поста и предложила погасить имеющуюся задолженность, а также пени за просрочку уплаты таможенных сборов в размере 42596,14 руб.
Вместе с тем, указанное требование таможенного органа не основано на нормах материального права и фактических обстоятельствах возникших правоотношений.
Согласно статье 114 Таможенного кодекса Российской Федерации, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, за таможенное оформление товаров взимаются таможенные сборы. За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации таможенные сборы взимаются в двойном размере.
Согласно статье 127 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель либо его структурное подразделение. При этом, таможенное оформление может производиться и в иных местах, вне времени работы таможенного органа Российской Федерации по просьбе заинтересованного лица, за его счет и согласия таможенного органа Российской Федерации.
Предприятия, заинтересованные в том, чтобы таможенное оформление производилось непосредственно на их территориях или в их помещениях, а не в местах нахождения таможенных органов Российской Федерации, предоставляют этим органам необходимые служебные и бытовые помещения, оборудование и средства связи в безвозмездное пользование, что установлено в ст.14 Таможенного кодекса РФ.
Из указанных норм следует, что под таможенным оформлением товаров вне определенных для этого мест понимается таможенное оформление, которое производится за пределами региона деятельности таможенного органа, в котором находится получатель (отправитель) товаров или его структурное подразделение и вне времени работы таможенного органа. При этом обязательным условием такого оформления должно быть обращение заинтересованного лица в таможенный орган, оформленное соответствующим образом, с последующим предоставлением помещения в пользование на основании договора заключенного в соответствии с требованиями ст.689 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приказом ГТК СССР от 11.04.1991 N 113 "О создании таможенных учреждений" создан Микуньский таможенный пост. Однако данным приказом не было установлено постоянное место расположения таможенного поста и соответственно не определены зоны таможенного контроля в Усть-Вымском районе РК. Кроме того, приказом не был обозначен регион деятельности таможенного поста.
Приказом Сыктывкарской таможни от 21 сентября 2000 N 316 "О постоянных и временных зонах таможенного контроля" в Усть-Вымском районе постоянные зоны таможенного контроля установлены в г.Микунь по ул.Ленина 32-70 и в п.Жешарт по ул.Гагарина, 1.
Приказом ГТК Российской Федерации N 809 от 23 июля 2003 года "О регионе деятельности Северо-западного таможенного управления" определено, что регионом деятельности Микуньского таможенного поста является Усть-Вымский район Республики Коми в состав которого входит и п.Жешарт на территории которого расположено ЗАО.
Изложенное свидетельствует, что Сыктывкарской таможней в п.Жешарт, фактически образовано структурное подразделение Микуньского таможенного поста, в пределах региона его деятельности, с постоянной его дислокацией.
Доказательств создания структурного подразделения Микуньского таможенного поста в п.Жешарт по заявлению общества, осуществления таможенного оформления товаров за пределами региона деятельности таможенного поста и осуществления такой деятельности вне времени работы таможенного органа, заключения договора безвозмездного пользования помещением, Сыктывкарской таможней не представлено.
Работники таможенного органа, при оформлении товара, находились по месту нахождения заявителя, в арендуемых им помещениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 сентября 2004 года по делу N А29-4512/04А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 14 января 2005 г. N А29-4512/04А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании