Решение Верховного суда Республики Коми
от 3 февраля 2004 г. N 3-3-2004
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего Кретова В.В. при секретаре Махлинец Т.В. с участием прокурора Бадулиной Т.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 3 февраля 2004 года дело # заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего налогового законодательства Российской Федерации оспариваемым постановлением изменены порядок и сроки уплаты юридическими лицами указанного выше земельного налога.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Республики Коми подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями п."и" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст.76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N 119-ФЗ (ст.3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст.1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что предусмотренный этим постановлением порядок и сроки уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми не согласуется с действующим налоговым законодательством Российской Федерации.
Так, постановлением Государственного Совета Республики Коми предусмотрена уплата юридическими лицами земельного налога путем внесения авансовых платежей, а также установлено, что учет налогоплательщиков, являющихся юридическими лицами, и начисление налога производится органами Государственной налоговой инспекции по Республике Коми.
Однако в силу требований ст.17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11 октября 1991 года N 1738-1 с последующими изменениями и дополнениями суммы земельного налога уплачиваются юридическими лицами дважды в год и равными долями и внесение ими каких-либо авансовых платежей при этом не требуется. Поэтому в этой части постановление Государственного Совета Республики Коми противоречит федеральному законодательству и не может быть признано законным.
Не может быть признано соответствующим федеральному законодательству постановление Государственного Совета Республики Коми и в части установления полномочий Государственной налоговой инспекции по Республики Коми.
Согласно положениям ст.30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы входят в единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и осуществляют свои функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе регулировать своими нормативными правовыми актами вопросы деятельности налоговых органов, поскольку эти вопросы находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 в полном объеме следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу постановления Государственного Совета Республики Коми от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу постановление Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12.
Сообщение о решении о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу постановления Государственного Совета Республики Коми "О порядке и сроках уплаты юридическими лицами земельного налога за несельскохозяйственные земли городов и поселков Республики Коми" от 16 июня 1995 года N 1-3/12 подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 3 февраля 2004 г. N 3-3-2004
Текст решения официально опубликован не был