Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Ю.В.Гаврюсова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы М.Д.Щербакова, установил:
1. М.Д.Щербаков обратился в Конституционный Суд Республики Коми с просьбой признать не соответствующим Конституции Республики Коми Указ Главы Республики Коми от 5 мая 2000 года N 203 "О мерах по упорядочению водопотребления населением Республики Коми".
Заявитель полагает, что данным Указом нарушаются его конституционные права, так как необоснованно повышаются нормативы горячего, холодного водопотребления и водоотведения, вследствие этого - незаконное удержание платы за непредоставляемые жилищно-коммунальные услуги. По его мнению, стимулирование населения для установки приборов квартирного учета, как отмечается в Указе, не может служить основанием для установления повышенных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и изъятия, таким образом, у нанимателей жилья дополнительных средств на покрытие расходов жилищно-коммунальной отрасли. Изменение нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг должно осуществляться с учетом приказа Минэкономики Российской Федерации от 6 мая 1999 года N 240 "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства".
2. В соответствии с части второй статьи 32 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" основанием к рассмотрению дела по жалобам граждан в Конституционном Суде Республики Коми является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми закон или иной нормативный акт, затрагивающий конституционные права и свободы граждан и примененный или подлежащий применению в конкретном деле. В жалобе заявитель не указал, какое его конституционное право было нарушено, и не сослался на номер статьи Конституции Республики Коми, хотя на основании пункта 7 части второй статьи 33 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" должен был это сделать. Не представил он и копию официального документа, подтверждающего возможность применения нормативного акта при разрешении конкретного дела.
Из жалобы неусматривается#, что в соответствии с Указом Главы Республики Коми "О мерах по упорядочению водопотребления населением Республики Коми" заявитель вынужден платить по повышенным тарифам, поскольку соответствующие расчеты не представлены. Вместе с тем, отношения, связанные со снабжением водой, в том числе оплата стоимости воды, осуществляется в соответствии со статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому решение указанного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции. При рассмотрении в судах общей юрисдикции дел этой категории, суд не только устанавливает факт нарушения закона, но и конкретную сумму ущерба, причиненную гражданину, взыскивает в пользу истца излишне выплаченные суммы.
3. Заявитель считает, что содержащаяся в Указе норма, направленная на стимулирование установки приборов учета потребления воды, не может служить основанием для изъятия у нанимателей жилья дополнительных средств на покрытие расходов жилищно-коммунальной отрасли и установления повышенных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг. Фактически же Указ Главы Республики Коми направлен на снижение нормативов потребления населением воды за счет улучшения учета потребляемой воды. В Методических рекомендациях по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минэкономики России от 6 мая 1999 года N 240, на которые ссылается заявитель, отмечается, что потери воды составляют 25-30 процентов. Стимулирующая роль установки квартирных приборов учета заключается только в точном определении количества используемой воды. По данным Минархстройэнерго Республики Коми тариф по городу Сыктывкару за 1 куб.м горячей воды составляет 8 руб. 91 коп., за 1 куб.м холодной воды - 4 руб. 61 коп. независимо от наличия у граждан приборов учета горячей и холодной воды. Доля платежей населения г.Сыктывкара от себестоимости услуг на 1 апреля 2001 года по горячему водоснабжению составляет 33,8 процентов, по холодному водоснабжению - 80,8 процентов.
Таким образом, по настоящему делу отсутствует повод и основание к рассмотрению дела в Конституционном Суде Республики Коми.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 39 и частью первой статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Михаила Дмитриевича ввиду не подведомственности поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Республики Коми и несоответствии его обращения требованиям статьей 33 и 90 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
2. Определение Конституционного Суда Республики Коми окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 10 мая 2001 г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Щербакова Михаила Дмитриевича о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 5 мая 2000 года N 203 "О мерах по упорядочению водопотребления населением Республики Коми"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 12 февраля 2002 г. N 27, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 26 ноября 2001 г. N 11 ст.1800, в сборнике "Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации 1992-2008", том 7