Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 16 марта 2005 г. N А29-1192/05-3Э
(извлечение)
Постановлением Арбитражного суда Республики Коми от 19 мая 2005 г. N А29-1192/05-3Э настоящее решение оставлено без изменения
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ОАО к Администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория", к Министерству финансов Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Коми, третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Управление судебного департамента в Республике Коми, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, МВД Республики Коми, МВД Российской Федерации, МУП, Прокуратура Российской Федерации, Прокуратура Республики Коми, Главное управление ГО и ЧС по РК, Комитет ГО и ЧС РК, Министерство юстиции Российской Федерации о взыскании убытков,
при участии в заседании представителей от истца и от ответчиков
установила:
ОАО обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория", Министерству финансов РК и Министерству РФ о взыскании убытков в сумме 780699 руб. 79 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате газа работникам милиции, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и противопожарной службы за период с 1997 по 2001 г.
Определениями Арбитражного суда от 11 ноября 2004 г. и от 10 декабря 2004 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление судебного департамента в Республике Коми, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, МВД Республики Коми, МВД Российской Федерации, МУП, Прокуратура Российской Федерации, Прокуратура Республики Коми.
Определением Арбитражного суда 07 февраля 2005 г. из дела N А29-9832/04-ЗЭ в отдельное производство выделены исковые требования ОАО к Администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория, к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Коми о взыскании убытков, причиненных предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам (газ) в соответствии с Законом РФ "О милиции", постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" с присвоением делу номера А29-1192/05-3Э. Определением Арбитражного суда от 07 февраля 2005 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Главное управление ГО и ЧС по РК, Комитет ГО и ЧС РК, Министерство юстиции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца просила удовлетворить заявленный иск.
Администрация МО "Город Печора и подчиненная ему территория" надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, обеспечила явку своего представителя в судебное заседание. В ранее представленном отзыве администрация иск не признала.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Коми иск не признала.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации иск не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
ОАО в течение 1997-2001 г. во исполнение Закона РФ "О милиции", постановления Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" предоставляло льготы по коммунальным услугам. Затраты, произведенные истцом по предоставлению этих услуг, не были ему возмещены.
В соответствии со ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Представители ответчиков Министерства финансов Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации заявили о применении сроков исковой давности по требованиям с 01 января 1997 г. по 01 ноября 2001 г.
На основании ст.195 ГК Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности в соответствии со ст.196 Кодекса устанавливается в три года. В силу ст.200 Кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Суд считает, что заявление ответчиков о применении срока исковой давности подлежит удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств перерыва течения срока исковой давности, признания ответчиками долга, частичной оплаты задолженности.
С учетом изложенного требования истца о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам в соответствии Закона РФ "О милиции" в размере 129843,92 руб. за период с 1997 г. по октябрь 2001 г. включительно и постановления Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" с размере 35848,52 руб. за период с 1999 г. по октябрь 2001 г. включительно не подлежат удовлетворению.
Требования истца в части взыскания убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам за период с ноября по декабрь 2001 г. в соответствии с Законом РФ "О милиции" в размере 5780,24 руб., а также в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" в размере 2488,33 руб. подлежат удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии с ч.3 ст.30 Закона "О милиции", утратившей силу с 01 июля 2002 г., сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляет 50% скидка по оплате жилых помещений, технического обслуживания, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых домах (включая капитальный ремонт), коммунальных услуг. Указанная скидка предоставляется сотрудникам милиции и членам их семей, проживающим в домах, независимо от вида жилищного фонда, и компенсируется за счет средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.
Механизм компенсации расходов на предоставление льгот по Закону "О милиции" не определен, поэтому поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом, до надлежащего урегулирования расходов между бюджетами различных уровней, финансирование должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст.54 "Положения о службе в органах внутренних дел", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. N 4202-1 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей, проживающих с ними, предоставляется 50% скидка в оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищного фонда, всех коммунальных услуг (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение и др.) независимо от принадлежности жилых домов.
В соответствии с п.4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Минюста, регулировались не только Законом РФ "Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", но и "Положением о службе внутренних дел". Этим же пунктом указа установлено, что упомянутым работникам и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Как следует из Указа Президента РФ от 08.10.1997 г. N 1100, Положения о Главном управлении исполнения наказаний Минюста Российской Федерации финансирование подразделений, где служат граждане, которым предоставляются льготы, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.8 Закона "О пожарной безопасности" на сотрудников, военнослужащих государственной противопожарной службы распространяется установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами для сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ гарантии правовой и социальной защиты и льгот.
Таким образом, возмещение убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по жилищно-коммунальным услугам в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции", постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", Законом "О пожарной безопасности", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" должно производиться за счет казны Российской Федерации.
Доказательств достаточности финансирования прямых получателей средств либо главных распорядителей средств по льготам на жилищно-коммунальные услуги Министерством финансов Российской Федерации не предоставлено.
Представители ответчиков указывали на необоснованность включения истцом в расчет убытков суммы налога на добавленную стоимость, поскольку убытки не являются объектом обложения НДС.
Суд полагает, что данный довод является обоснованным и должен быть учтен при определении суммы убытков, подлежащих взысканию, исходя из следующего.
Источниками компенсации льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан определены средства федерального бюджета или средствами бюджетов субъектов Российской Федерации.
Операции по реализации коммунальных услуг на территории Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством предусмотрен пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Согласно вышеуказанному пункту Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня, в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с этим при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, согласно вышеуказанной норме Кодекса, налоговая база определяется из фактической цены их реализации.
При этом суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на окрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Разница, возникающая у налогоплательщиков в результате превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.
Кроме того, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъясняется, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Таким образом, требование истца о взыскании убытков подлежит удовлетворению без учета сумм НДС.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Иск ОАО удовлетворить частично.
2. Взыскать за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО убытки в размере 8268 руб. 57 коп.
3. В остальной части иска, а также во взыскании убытков с администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория", Министерства финансов РК отказать.
4. Возвратить ОАО из бюджета Российской Федерации госпошлину в размере 330 руб. 74 коп.
5. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16 марта 2005 г. N А29-1192/05-3Э (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании