Решение Верховного суда Республики Коми
от 25 февраля 2003 г. N 3-12/03
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2003 г. N 3-Г03-6 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е. при секретаре Добровольской Н.В. с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, суде, 25 февраля 2003 года, дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий", установил:
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий", указывая, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по регулированию правоотношений в указанной сфере и оспариваемый закон субъектом Российской Федерации принят с превышением полномочий.
В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал и указал, что оспариваемый закон регулирует правоотношения в сфере гражданского законодательства а согласно Конституции Российской Федерации правоотношения в указанной сфере относятся к исключительному ведению Российской Федерации и, что право совершения нотариальных действий в населенных пунктах, где нет нотариусов, имеют только должностные лица органов исполнительной власти и этот порядок устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Юрова М.А. с заявлением прокурора Республики Коми не согласна и указала, что согласно пункта "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и что в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации Республика Коми как субъект Российской Федерации вправе по данным правоотношениям осуществлять собственное правовое регулирование.
Глава Республики Коми о рассмотрении дела извещен надлежащим образом Представитель Главы Республики Коми в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы Республики Коми.
Заслушав прокурора и представителя Государственного Совета Республики Коми Юрову М.А., исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп.2 п.1 ст.26, ст.251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.3 Федерального Закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Анализ правовых норм Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" показывает, что оспариваемый Закон регулирует отношения, которые установлены нормами гражданского законодательства.
Согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации, ст.3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Оспариваемый Закон Республики Коми вопросы организации деятельности нотариата не регулирует.
Нотариальные действия осуществляются нотариусами от имени Российской Федерации, а совершение ими действий, в частности, по удостоверению завещаний, доверенностей регулируется нормами Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по регулированию правоотношений в указанной сфере деятельности нотариусов.
Согласно п.7 ст.1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.
Согласно п.5 ст.4 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции 21.03.2002 г.) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией.
Таким образом, право совершения нотариальных действий может быть предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления только федеральным законом.
Нельзя признать в связи с этим состоятельными доводы представителя Государственного Совета Республики Коми, что Закон Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ регулирует деятельность нотариата, а в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 ст.72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому Республика Коми, как субъект Российской Федерации вправе передать органам местного самоуправления в Республике Коми государственные полномочия по совершению нотариальных действий указанных в оспариваемом Законе.
В соответствии с положениями ст.37, 39 Основ законодательства о нотариате, ст.1125 ГК РФ, п.1, 3, 6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (от 19.03.1996 г. N 1055) нотариальные действия нотариусами, должностными лицами органов исполнительной власти и должностными лицами органов местного самоуправления и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации должны осуществляются от имени Российской Федерации.
Федеральный закон о совершении должностными лицами местного самоуправления отдельных нотариальных действий в Российской Федерации не принят.
Таким образом, исходя из положений п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, что регулирование правоотношений в сфере гражданское# законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Закон Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" противоречит федеральному законодательству, поэтому его следует признать недействующим и не подлежащим применению.
Суд считает, что оспариваемый Закон Республики Коми следует признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу, чтобы не нарушить права и охраняемые законом интересы граждан по уже совершенным должностными лицами органов местного самоуправления нотариальным действиям в период действия и на основании Закона Республики Коми N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий".
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Закон Республики Коми от 31 мая 1999 года N 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий".
Решение суда подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в 10 дневный срок.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 25 февраля 2003 г. N 3-12/03
Текст решения официально опубликован не был