Решение Верховного суда Республики Коми
от 19 августа 2003 г. N 3-52/03
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Белова Н.Е. при секретаре Старцевой Е.В. с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре, суде, 19 августа 2003 года, дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующим Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 года N 168 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми" (в редакции Указов Главы Республики Коми от 13.11.2000 г. N 473; от 22.03.2002 г. N 130), установил:
Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 года N 168 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми" (в редакции Указов Главы Республики Коми от 13 ноября 2000 года N 473 и от 22 марта 2002 года N 130), указывая, что данный Указ принят за рамками полномочий Главы Республики Коми в отношении территориального органа федерального органа исполнительной власти (Министерства внутренних дел Российской Федерации).
В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал и указал, что министерства внутренних дел республики в составе Российской Федерации входят в систему органов внутренних дел, возглавляемую Министерством внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Республики Коми является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, не входит в систему органов исполнительной власти Республики Коми, поэтому Глава Республики Коми не вправе был издавать Указ и утверждать положение по регулированию деятельности Министерства внутренних дел Республики Коми
Представитель Главы Республики Коми Мартюкова М.А. с заявлением прокурора согласна в части, что в оспариваемом Положении о Министерстве внутренних дел Республики Коми противоречат федеральному законодательству только нормы в части включающей подразделения Государственной противопожарной службы в систему органов внутренних дел. В остальном требования не признала и пояснила, что при удовлетворении требований прокурора Республики Коми и отмены Указа Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 года N 168 будет парализована работа Министерства внутренних дел Республики Коми и повлечет ликвидацию министерства как юридического лица.
Заслушав прокурора и представителя Главы Республики Коми, исследовав материалы дела, суд в соответствии с пп.2 п.1 ст.26, ст.251, 252 ГПК РФ находит заявление прокурора процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.15, 76 Конституции Российской Федерации, ст.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 311), пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 1039, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Согласно статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской федерации, действует федеральный закон.
Министерства внутренних дел республик в составе Российской Федерации входят в систему органов внутренних дел, возглавляемую Министерством внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации), в связи с чем Министерство внутренних дел Республики Коми - территориальный орган федерального органа исполнительной власти.
Согласно ст.7 Закона РФ от 18.04.1991 г. N 1026-1 (ред. 07.07.2003 г.) Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.
Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники Управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом Российской Федерации по представлению министра внутренних дел Российской Федерации (часть четвертая в ред. Федерального закона от 04.08.2001 N 108-ФЗ).
Таким образом, установленная федеральным законодательством вертикальная подчиненность в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации министров внутренних дел, начальников управлений (Главных управлений) в субъектах Российской Федерации Министру внутренних дел Российской Федерации, назначение министров внутренних дел, начальников управлений субъектов Российской Федерации Президентом Российской Федерации прямо свидетельствует о том, что министерства внутренних дел в субъектах Российской Федерации, в том числе и Министерство внутренних дел Республики Коми относятся к территориальным органам федерального органа исполнительной власти.
Закон Российской Федерации "О милиции" регламентирует деятельность милиции как составной части органов внутренних дел. В частности, статьей 7 данного Закона определяется, что в своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим исполнительным органам субъектов Российской Федерации. Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О милиции" создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Из этого следует, что на уровне субъекта Российской Федерации возможно только принятие нормативного правового акта, определяющего порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений милиции общественной безопасности, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, регулирование правоотношений в сфере организации и деятельности Министерства внутренних дел Республики Коми в целом выходит за рамки полномочий Главы Республики Коми, которое в свою очередь не входит в систему органов исполнительной власти республики (ст.4 Закона Республики Коми "О схеме управления Республикой Коми").
Кроме того, согласно пункта 1.3 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми в систему органов внутренних дел входят органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы, что противоречит статье 5 Федерального закона "О пожарной безопасности", в соответствии с которой Государственная противопожарная служба входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
По аналогичному основанию не соответствуют федеральному законодательству пункт 2.4 (в части обеспечения пожарной безопасности) и пункт 3.17 Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 г. N 168
Нельзя признать состоятельным довод представителя Главы Республики Коми как основание к отказу в удовлетворении требований прокурора, что отмена Указа Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 года N 168 повлечет невозможность исполнения Министерством внутренних дел Республики Коми своих полномочий.
Признание противоречащим федеральному законодательству и недействующим названного выше Указа автоматически не повлечет невозможность исполнения Министерством внутренних дел Республики Коми своих полномочий, так как в данном случае следует руководствоваться Законом Российской Федерации "О милиции", Указами Президента Российской Федерации от 17.05.2000 г. N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" и от 18.07.1996 г. N 1039 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации" и другими федеральными правовыми актами
Таким образом, Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 г. N 168 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми" (в редакции Указов Главы Республики Коми от 13 ноября 2000 г. N 473 и от 22 марта 2002 г. N 2002) издан Главой Республики Коми с превышением пределов компетенции и противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежит отмене.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Указа от 22 марта 2002 г. следует читать как "N 130"
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу Указа Главы Республики Коми от 9 апреля 2000 года N 168 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-198, 253 ГПК РФ Верховный суд Республики Коми решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия Указ Главы Республики Коми от 19 апреля 2000 года N 168 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Республики Коми" (в редакции Указов Главы Республики Коми от 13.11.2000 г. N 473, от 22 03.2002 г. N 130).
Решение суда подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Российской Федерации в 10 дневный срок.
Председательствующий |
Н.Е.Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 19 августа 2003 г. N 3-52/03
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 2 декабря 2003 г. N 229-230