Определение Верховного суда Республики Коми
от 15 июня 2006 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Сажина А.В., судей Белова Н.Е. и Кореневой И.В., рассмотрела в судебном заседании 15 июня 2006 года дело по кассационной жалобе Совета муниципального района "Прилузский" на решение Прилузского районного суда РК от 15 мая 2006 года, по которому заявление прокурора Прилузского района РК в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету Муниципального района "Прилузский" о признании недействительным решения Совета Муниципального района "Прилузский" N 17 от 31.03.2006 года удовлетворено.
Решение Совета Муниципального района "Прилузский" от 31.03.2006 года за N 17 "О мерах социальной поддержки специалистов образования муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности" признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с 13 апреля 2006 года.
Совет Муниципального района "Прилузский" от уплаты госпошлины освобожден.
Редакция районной газеты "Знамя труда" обязана опубликовать решение суда после вступления его в законную силу.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., заключение прокурора Криштоповой Т.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия установила:
Прокурор Прилузского района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Совету Муниципального района "Прилузский" о признании решения Совета от 31.03.2006 года "О мерах социальной поддержки специалистов образования муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности", противоречащим федеральному законодательству.
Представитель Совета требования прокурора не признала.
Суд вынес указанное выше решение.
В кассационной жалобе Совет Муниципального района "Прилузский" не согласен с решением суда и просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения Совета от 31.03.2006 года в части 100-процентного освобождения указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг - непосредственно только на самого специалиста. В остальной части решение суда следует оставить без изменения, жалобу Совета Муниципального района - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, пунктом 1 решения Совета Муниципального района "Прилузский" от 31.03.2006 года N 17 "О мерах социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности" предусмотрено специалистам образования муниципальных учреждений Прилузского района, работающим и проживающим в сельской местности, предоставить следующие меры социальной поддержки
- 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья. Указанная мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда - непосредственно только на самого специалиста,
- 100-процентное освобождение указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению или компенсация в размере 100 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению - непосредственной только на самого специалиста.
В данной редакции решение было опубликовано в районной газете "Знамя труда" от 13.04.2006 года, вступило в законную силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
Разрешая заявленные требования, суд правильно указал, что в соответствии с подпунктом "е" и "к" ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На основании подпунктов 2 и 5 ст.76 Конституции РФ, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принимаемые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральному законодательству.
Законом Республики Коми от 31.12.2004 года N 81-РЗ "О наделении на 2005 год органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями в области обеспечения социальной защиты населения# по предоставлению мер социальной поддержки (в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг) наделены были на 2005 год органы местного самоуправления в Республике Коми.
В соответствии с положениями ст.55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 18 Закона Республики Коми предусмотрены меры социальной поддержки специалистов государственных учреждений Республики Коми (образования, культуры, здравоохранения, ветеринарной службы, физической культуры и спорта), работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Меры социальной поддержки в отношении специалистов образования муниципальных учреждений предусмотрены оспариваемым решением Совета МО "Прилузский" от 31.03.2006 г. N 17 "О мерах социальной поддержки специалистов образования муниципальных учреждений Прилузского района, работающих и проживающих в сельской местности".
Анализируя положение п.1 вышеприведенного решения в части предоставления мер социальной поддержки специалистам муниципальных учреждений образования по освобождению указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной нормы площади жилья, непосредственно только на самого специалиста независимо от вида жилищного фонда, а также освобождение от оплаты за электрическую и тепловую энергию в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению или компенсация стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению - непосредственно только на самого специалиста, суд обоснованно признал его противоречащим федеральному законодательству.
В соответствии с положениями ст.55 Закона РФ "Об образовании" льготы педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в сельской местности, с 01 января 2005 года сохранены в объеме, предусмотренном указанным законом. При этом размер общей площади жилья на федеральном уровне не ограничен, в связи с чем данная категория граждан освобождена от оплаты за отопление и освещение независимо от размера занимаемого жилого помещения и нормативов потребления.
При таком положении нормативного регулирования льгот специалистов образования на федеральном уровне суд обоснованно признал п.1 решения Совета МО "Прилузский" от 31.03.2006 года N 17 "О мерах социальной поддержки специалистов образования муниципальных учреждений Прилузского района работающих и проживающих в сельской местности" в части освобождения указанных специалистов от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах занимаемой жилой площади) в пределах установленной социальной нормы площади жилья, независимо от вида жилищного фонда непосредственно только самого специалиста и освобождения указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг за электрическую и тепловую энергию в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, от оплаты топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению или компенсация стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению - непосредственно только на самого специалиста.
По изложенным основаниям доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права в этой части при рассмотрении дела не могут быть признаны состоятельными.
Доводы жалобы о том, что оспариваемое решение направлено на реализацию мер социальной поддержки специалистов муниципальных учреждений за счет собственных материальных ресурсов и финансовых средств, необходимость предъявления заявителем требований к непосредственным исполнителям Закона РФ "Об образовании", не могут быть приняты во внимание в качестве основания, влекущего отмену решения суда, поскольку утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 377 Правила предоставления бюджетам субъектов субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, предусматривают, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.
То обстоятельство, что в спорный период законом субъекта не был установлен порядок возмещения льгот, не препятствует муниципальным образованиям до урегулирования данного вопроса предусматривать в своих решениях о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот с последующим предъявлением требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
Доводы жалобы, что при рассмотрении настоящего дела не подлежат применению акты Совета Министров СССР от 10.02.1948 года N 246, от 04.05.1971 года N 255, от 24.07.1949 года N 11433р, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в силу ст.4 Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР" указанные нормативные акты являются действующими.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название названного Закона следует читать как "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что орган местного самоуправления не имел права изменять и ограничивать право специалистов образования на освобождение от квартирной платы и оплаты жилищных услуг в пределах регионального стандарта социальной площади жилья, а также в части предоставления льгот по оплате за отопление и освещение только специалисту образования без учета совместно проживающих с ним членов его семьи, поскольку порядок реализации указанного выше права педагогических работников установлен федеральным законодательством.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в этой части по доводам кассационной жалобы.
Вместе с тем, признание несоответствующими федеральному законодательству предоставленные меры социальной поддержки работников образования спорным решением Совета по освобождению указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, вооотведение#, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ) в пределах установленных нормативов потребления непосредственно только на самого специалиста нельзя признать законным, поскольку федеральным законодательством для указанной категории специалистов в сельской местности предусмотрено предоставление льгот по бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.
При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору Прилузского района РК в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия определила.
Решение Прилузского районного суда РК 15 мая 2006 года отменить в части признания недействительным решения Совета Муниципального района "Прилузский" N 17 от 31.03.2006 года о 100-процентном освобождении указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, вооотведение#, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ) в пределах установленных нормативов потребления непосредственно только на самого специалиста.
Прокурору Прилузского района РК отказать в удовлетворении заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц к Совету Муниципального района "Прилузский" о признании недействительным решения Совета Муниципального района "Прилузский" N 17 от 31.03.2006 года, в части 100-процентного освобождения указанных специалистов от оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, вооотведение#, вывоз бытовых и других отходов, содержание и текущий ремонт лифтов, газ) в пределах установленных нормативов потребления непосредственно только на самого специалиста, отказать.
В остальной части решение Прилузского районного суда РК от 15.05.2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета Муниципального района "Прилузский" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного суда Республики Коми от 15 июня 2006 г.
Текст определения опубликован в газете "Знамя труда" от 20 июля 2006 г. N 87