Решение Верховного суда Республики Коми
от 27 апреля 2005 г. N 3-5-2005
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 3-Г05-5 настоящее решение отменено
Определением Верховного суда Республики Коми от 20 мая 2005 г. N 3-5-2005 исправлена описка, допущенная в водной, описательной, мотивировочной и резолютивной частях настоящего решения, в части нумерации пунктов ч.1 ст.14 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" и указано, что противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу признаны п.1 и 2 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 г. N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 г. N 17-РЗ
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В. при секретаре Добровольской Н.В. с участием прокурора Сметаниной Н.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 27 апреля 2005 года дело по заявлению Колцуна Ярослава-Николая Николаевича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ, установил:
Являющийся реабилитированным лицом Колцун Я-Н.Н. обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ в части 50% освобождения совместно проживающих с реабилитированными лицами и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий, членов семей от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг. В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего федерального законодательства указанная мера социальной поддержки предусмотрена в Законе Республики Коми не для всех членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, а только для родителей и супругов, достигших возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), несовершеннолетних детей и детей, обучающихся по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В судебном заседании Колцун Я-Н.Н. настаивал на удовлетворении заявления, дал соответствующие ему пояснения и просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ.
Представители Государственного Совета Республики Коми Туркова А.В., Главы Республики Коми Лукина А.Н., Мартынов В.А. и Разумовская Н.А. считали, что требования Колцуна Я-Н.Н. подлежат отклонению. Полагали, что оспариваемые заявителем нормы Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и полностью согласуются с федеральным законодательством о социальной поддержке граждан.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Колцуна Я-Н.Н. подлежит удовлетворению.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания п.2 и 3 ч.1 ст.14 и ст.22 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует о не соответствии указанных норм действующему федеральному законодательству о социальной поддержке граждан в Российской Федерации.
Так, в силу положений ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки указанных выше лиц являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, но при этом Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности и в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно ст.2; 3; 14 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде 50% освобождения совместно проживающих с этими лицами и указанных в ст.22 настоящего Закона членов их семей от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг являются расходными обязательствами Республики Коми, финансируемыми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Вместе с тем, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ утвержден Федеральный фонд софинансирования социальных расходов на 2005 год, средства которого направляются в виде субсидий на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов Российской федерации, в том числе, расходов на обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.
В соответствии с приведенными положениями Федерального закона и нормами Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2005 год" от 28 декабря 2004 года N 73-РЗ Республика Коми является получателем субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов на 2005 год и поэтому с учетом этих обстоятельств и требований ст.26.3; 26.14; 26.14; 26.15 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.7; 8; 29; 31; 44; 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с учетом установленного Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями принципа сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан следует признать, что введенные п.2 и 3 ч.1 ст.14 и ст.22 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" ограничения в отношении круга лиц, являющихся членами семей реабилитированных граждан и граждан, признанных пострадавшими от политических репрессий, и имевших на основании ст.16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в прежней редакции равное с этими гражданами право на 50% освобождение от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг нарушают гарантированные законами Российской Федерации права и свободы реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, поскольку с точки зрения прописанных в федеральном законодательстве принципов и правил социальной поддержки граждан и понятия семьи как круга лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, реально снижают ранее достигнутый уровень их социальной защиты.
При таких обстоятельствах, п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми-газете "Республика".
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд, решил:
Заявление Колцуна Ярослава-Николая Николаевича удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ.
Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу п.2 и 3 ч.1 ст.14 в части слов: "указанных в статье 22 настоящего Закона", и ст.22 в части членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" от 12 ноября 2004 года N 55-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 5 марта 2005 года N 17-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий: |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 27 апреля 2005 г. N 3-5-2005
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 августа 2005 г. N 3-Г05-5 настоящее решение отменено