Конституционный Суд Республики Коми в составе Председателя Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, П.Ф.Пунегова,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Батмановой, проводившей в соответствии со статьей 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предварительное изучение жалобы граждан А.А.Дурягина, А.Ю.Мамонова, Г.А.Попковой, Н.В.Шрейдер, установил:
1. Граждане А.А.Дурягин, А.Ю.Мамонов, Г.А.Попкова, Н.В.Шрейдер обратились в Конституционный Суд Республики Коми с жалобой о признании неконституционным решения Совета муниципального образования городского округа "Ухта" (далее МОГО "Ухта") от 8 февраля 2007 года N 8, которым утвержден Порядок формирования сети внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутов в установленных границах МОГО "Ухта" (далее - Порядок).
Заявители полагают, что названный Порядок противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Коми, поскольку разрешает перевозку пассажиров по социально значимым маршрутам лишь перевозчику, признанному победителем соответствующего открытого конкурса, при этом ранее утвержденные и согласованные паспорта маршрутов и маршрутные карты признаны недействительными, что нарушает их конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.
2. В Конституционный Суд Республики Коми с аналогичной жалобой о признании неконституционным решения Совета МО "Город Ухта" от 17 декабря 2003 года N 9 обращались граждане В.П.Бонжуков, Д.А.Власов, Н.В.Рулев, Э.И.Черных, И.Г.Янчук, по которой 25 мая 2004 года было вынесено постановление Конституционного Суда Республики Коми.
В данном постановлении Конституционный Суд Республики Коми, в частности, указал: "Перевозка пассажиров относится к лицензируемому виду предпринимательской деятельности. В интересах защиты здоровья граждан и безопасности дорожного движения Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 года и принятым во исполнение этого Закона постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" от 10 июня 2002 года установлены некоторые обременительные для перевозчиков условия осуществления ими этой деятельности в виде повышенного контроля со стороны государства за ней. Таким условием является специальное разрешение (лицензия) на право пассажирских перевозок. Лицензия является основным и исчерпывающим основанием к занятию пассажирскими перевозками, поскольку в процессе ее получения перевозчик проходит необходимый предварительный контроль для реализации права пассажирских перевозок. Аналогичный вывод по этому вопросу содержится и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2003 года по проверке постановления главы администрации Хабаровского Края от 20 июля 2003 года.
Дополнительные, по своему характеру дублирующие, ограничения перевозчиков в осуществлении предпринимательской деятельности по транспортному обслуживанию населения, прошедших предварительный контроль в виде лицензирования, по своей сути чрезмерны. Проведение конкурса на право заключения договоров на перевозку пассажиров является одной из форм такого ограничения, поскольку препятствует реализации уже имеющегося права на определенный вид деятельности без достаточных на то оснований".
В этой связи жалоба заявителей по данному делу не может быть принята к производству Конституционного Суда Республики Коми, поскольку в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. Основания для его пересмотра Суд не находит.
3. В соответствии с частью четвертой статьи 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" юридическая сила постановления Конституционного Суда Республики Коми о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Оспариваемый Порядок, возможно, дублирует положения нормативного акта, признанного неконституционным постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 25 мая 2004 года, однако вывод об этом можно сделать лишь исходя из фактических обстоятельств, рассмотрение которых является компетенцией судов общей юрисдикции и арбитражных судов и Конституционному Суду Республики Коми неподведомственно.
4. Заявителями уплачена государственная пошлина. В связи с тем, что жалоба не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми, государственная пошлина подлежит возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 72, 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан А.А.Дурягина, А.Ю.Мамонова, Г.А.Попковой, Н.В.Шрейдер.
2. Финансовым органам произвести возврат уплаченной госпошлины Дурягину Андрею Александровичу в сумме 200 рублей, Мамонову Андрею Юрьевичу в сумме 200 рублей, Попковой Галине Алексеевне в сумме 200 рублей, Шрейдер Николаю Витальевичу в сумме 200 рублей.
3. Определение Конституционного Суда Республики Коми окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда Республики Коми от 27 апреля 2007 г. "По жалобе граждан А.А.Дурягина, А.Ю.Мамонова, Г.А.Попковой, Н.В.Шрейдер о проверке конституционности решения Совета МОГО "Ухта" от 8 февраля 2007 года N 8"
Текст определения опубликован в газете "Республика" от 8 мая 2007 г. N 82, в Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми от 24 августа 2007 г. N 8 ст.4981