Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 7 мая 2007 г. N А29-1451/2007
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 26 июля 2007 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества (в лице филиала ОАО) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску о признании недействительным решения от 26 января 2006 года N 08-06/422,
при участии в заседании представителя от ответчика
установил:
Открытое акционерное общество (в лице филиала ОАО) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску от 26 января 2006 года N 08-06/422, согласно которому налогоплательщику дополнительно начислено 2743 руб. 00 коп. земельного налога за 2005 год.
Инспекция требования Общества не признает, полагая, что оспариваемое решение было вынесено ею обоснованно. Доводы ответчика изложены в отзыве (см. письмо от 30 марта 2007 года N 04-03/2282).
При этом Инспекция ссылается на пропуск Обществом срока обращения в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решения N 08-06/422. Заявитель ходатайствует о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.
В судебном заседании объявлялись перерывы: с 02 по 03 мая 2007 года и с 03 по 04 мая 2007 года.
Ходатайство заявителя об отложении рассмотрения дела судом отклонено, поскольку от истца получены дополнительные материалы, а участие представителя Общества в судебном заседании по другому делу не препятствует привлечению к участию в рассмотрении данного дела иного представителя организации, в том числе руководителя (или заместителя руководителя) филиала Общества.
Заслушав представителя налогового органа, арбитражный суд установил следующее.
В январе 2006 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Усинску (далее - Инспекция) была проведена камеральная налоговая проверка Открытого акционерного общества (в лице филиала ОАО) (далее сокращенно - ОАО, Общество) по вопросам соблюдения налогового законодательства (правильности исчисления и уплаты земельного налога) в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год.
В ходе проверки Инспекцией установлен факт нарушения требований налогового законодательства, выразившихся в неправильном исчислении ставки земельного налога за 2005 год за земли, расположенные в полосе отводе железных дорог, что повлекло занижение земельного налога на 2743 руб. 00 коп.
По результатам проверки налоговым органом было принято решение от 26 января 2006 года N 08-06/422 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу было дополнительно начислено земельного налога на сумму 2743 руб. 00 коп., в том числе: по сроку уплаты 15 сентября 2005 года - 1371 руб. 00 коп. и по сроку уплаты 15 ноября 2005 года - в сумме 1372 руб. 00 коп. (пункт 2 решения) и было предложено внести исправления в бухгалтерский учет организации (пункт 3 решения).
Кроме того, пунктом 1 решения от 26 января 2006 года ОАО было освобождено от налоговой ответственности, так как на день принятия ответчиком решения N 08-06/422 у Общества имелась переплата по спорному налогу в размере 6750 руб. 56 коп.
Обжалуя указанное выше решение, Общество ссылается на то, что: 1) в оспариваемом решении не отражены обстоятельства совершенного правонарушения, отсутствуют обоснования ставки земельного налога, в связи с чем нарушен порядок производства по делу о налоговом правонарушении, что в силу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (сокращенно - НК РФ) является основанием для отмены решения ответчика; 2) в соответствии с нормативными актами, перечисленными Обществом в заявлении N НЮ-5/562, единая средняя ставка земельного налога составляет 5 руб. 91 коп. за 1 гектар.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учитывая обстоятельства, указанные в ходатайстве заявителя от 28 февраля 2007 года N НЮ-5/564 (см. лист дела 14), а также в Возражениях на отзыв от 25 апреля 2007 года, суд признает причины пропуска срока для обжалования решения ответчика от 26 января 2006 года и восстанавливает срок обращения в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон РФ "О плате за землю") использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 3 названного выше Закона размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Льготы по взиманию платы за землю определены в разделе IV Закона РФ "О плате за землю".
Частью 3 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25 процентов от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению 1.
В приложении 1 к Закону РФ "О плате за землю" для Республики Коми ставка земельного налога установлена в размере 1,215 рубля (с учетом деноминации) за один гектар пашни.
Статьей 2 Федерального закона от 09 августа 1994 года N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога была осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", которым было установлено, что средние размеры земельного налога за пашню вне черты населенных пунктов в 1995 году применяются с коэффициентом 1,5; ставки земельного налога за другие земли, исчисляемые в соответствии со статьями 6, 8, 9, 10, частью второй статьи 11 и частью третьей статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями), - с коэффициентом 2. В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральных бюджетах.
В статье 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Согласно статье 4 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом 1,1.
Таким образом, самостоятельной ставки налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, Законом Российской Федерации "О плате за землю" не предусмотрено. Указанная ставка рассчитывается исходя из ставки налога за земли сельскохозяйственных угодий. При этом ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный федеральным законом на текущий год.
Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1995 год, в размере 1,5 подлежит применению только за пашню вне черты населенных пунктов. В остальных случаях применяется коэффициент 2.
Повышающий коэффициент индексации, установленный на 1999 год, не подлежит применению только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных определенным в статье 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" категориям землепользователей, то есть по остальной части этих земель, предоставленных другим категориям землепользователей, указанная льгота не применяется.
Из содержания статьи 7 Федерального закона от 07 июля 2003 года N 117-ФЗ следует, что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2004 год за сельскохозяйственные угодья, а из статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ - что повышающий коэффициент 1,1 не применяется при исчислении земельного налога за 2005 год за земли сельскохозяйственного назначения, в состав которых в силу статьи 77 Земельного кодекса РФ, входят сельскохозяйственные угодья.
Следовательно, повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные, соответственно, на 2004 и 2005 годы, не подлежат применению и в отношении земель, расположенных в полосе отвода железных дорог.
Поэтому Общество при исчислении земельного налога за 2005 год обязано было применять повышающий коэффициент 2, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 562; коэффициент 2, установленный Федеральным законом от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ на 1999 год, и не должно было применять повышающие коэффициенты 1,1 и 1,1, установленные Федеральными законами от 07 июля 2003 года N 117-ФЗ и от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ.
Как следует из материалов дела, ОАО при исчислении земельного налога за 2005 год применило среднюю ставку, предусмотренную в Приложении 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", с учетом повышающего коэффициента, установленного на 1995 год в размере 1,5, и без учета коэффициентов, установленных на 1999, 2004 и 2005 годы, которая составила 5,91 рубля за один гектар земель, находящихся в полосе отвода железных дорог.
Однако, в данном случае ставка налога, подлежащая применению налогоплательщиком при исчислении земельного налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, за 2005 год должна составлять 15 руб. 74 коп. (1,215 х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год) х 2 (1999 год) х 1,2 (2000 год) х 2 (2002 год) х 1,8 (2003 год) х 25%).
С учетом этой ставки сумма земельного налога за земельные участки площадью 770352 кв.м. и 3159997 кв.м., подлежащая уплате за спорный налоговый период, составляет всего 3284 руб. 98 коп., из расчета: 770352 кв.м. х 15 руб. 74 коп. / 10000 + 3159997 кв.м. х 15 руб. 74 коп. х 5 / 12 (за пользование этим участком в течение 5 месяцев)/10000.
Налоговый же орган по результатам проверки исчислил сумму земельного налога по этим земельным участкам в размере 3976 руб. 00 коп.
Поэтому ответчик неправомерно предложил налогоплательщику доплатить 691 руб. 02 коп. земельного налога за 2005 год (3976 руб. 00 коп. - 3284 руб. 98 коп.).
В случае обнаружения арифметической ошибки, допущенной судом при принятии настоящего судебного акта, заинтересованная сторона вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением об исправлении арифметической ошибки в порядке части 3 статьи 179 АПК РФ.
Ссылки Общества на нарушение требований статьи 101 НК РФ при принятии решения от 26 января 2006 года арбитражным судом отклоняются, так как несоблюдение должностными лицами Инспекции требований статьи 101 НК РФ не являются безусловными основаниями для отмены решения налогового органа, а права и законные интересы ОАО отдельными нарушениями положений статьи 101 НК РФ не ущемлены, поскольку срок подачи заявления об обжаловании решения N 08-06/422 судом был восстановлен и доводы Общества судом рассмотрены.
На основании выше изложенного суд считает, что решение Инспекции от 26 января 2006 года N 08-06/422 подлежит признанию недействительным в части взыскания земельного налога за 2005 год в сумме 691 руб. 02 коп.
Расходы по государственной пошлине по правилам статей 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований: на заявителя - в сумме 1500 руб. 00 коп. и на ответчика - в сумме 500 руб. 00 коп. В связи с этим с Инспекции в пользу Общества следует взыскать 500 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 АПК РФ, суд решил:
1. Заявление Открытого акционерного общества (в лице филиала ОАО) о восстановлении срока подачи в арбитражный суд заявления об обжаловании решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску от 26 января 2006 года N 08-06/422 удовлетворить, срок подачи заявления восстановить.
2. Заявление Открытого акционерного общества (в лице филиала ОАО) удовлетворить частично.
Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску от 26 января 2006 года N 08-06/422 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" признать недействительным в части дополнительного начисления земельного налога за 2005 год в сумме 691 руб. 02 коп., в том числе по сроку уплаты 15 сентября 2005 года - в сумме 345 руб. 51 коп. и по сроку уплаты 15 ноября 2005 года - в сумме 345 руб. 51 коп.
В остальной части заявления отказать.
3. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Усинску в пользу Открытого акционерного общества (в лице филиала ОАО) 500 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать заявителю после вступления решения суда в законную силу.
4. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд (г.Киров) в течение месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 7 мая 2007 г. N А29-1451/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 26 июля 2007 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании