Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 4 июня 2007 г. N А29-1041/2007
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 5 июля 2007 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ООО к Администрации МОГО Усинск о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка,
при участии в заседании представителя от истца
установил:
ООО обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Администрации МОГО Усинск об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 4,7198 га, расположенного по адресу: г.Усинск, ул.Заводская, 18Б.
Ответчик извещен надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, однако своего представителя в судебное заседание не направил, ранее представленным отзывом на иск отклонил исковые требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, суд удовлетворяет исковые требования. При этом суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью (далее - общество) является собственником девяти объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Усинск, ул.Заводская, 18Б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 20 февраля 2006 года.
9 марта 2006 года общество обратилось в администрацию муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - администрация) с письменным ходатайством о продаже в собственность земельного участка площадью 63600,2 кв.м, расположенного по адресу г.Усинск, Промзона, ул.Заводская, д.18Б.
Поскольку действия по продаже земельного участка заявителю администрацией не предпринимались, письмом от 3 ноября 2006 г. за N 32 общество просило сообщить результаты рассмотрения своего ходатайства либо срок, в который оно будет рассмотрено.
Письмом от 10 ноября 2006 г. за N 34 истец вновь обратился в администрацию с ходатайством о предоставлении в собственность земельного участка, а также просил дополнительно обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) спорного земельного участка в связи с отсутствием таковой. Заявление общества продублировано и направлено администрации письмом N 2 от 30 января 2007 г.
На неоднократные обращения общества администрация ответила письмом от 12 февраля 2007 года за N 561, в котором сообщила, что комитетом по УМИ будет подготовлен проект постановления о предоставлении ООО земельного участка в собственность с последующим оформлением договора купли-продажи после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и получения кадастрового плана.
Расценивая отсутствие в течение длительного времени решения администрации о предоставлении земельного участка в собственность как отказ в выкупе земельного участка, общество просит обязать администрацию МО ГО "Усинск" заключить с ООО договор купли-продажи земельного участка площадью 4,7198 га, расположенного по адресу: г.Усинск, ул.Заводская, 18Б в соответствии с прилагаемым проектом. При этом в данном проекте не определена цена земельного участка, поскольку у истца отсутствует информация, необходимая для произведения расчета цены.
Администрация в представленном отзыве на иск N 561 от 26.03.2007 г. указала, что не отказывала обществу в выкупе земельного участка, а требовать понуждения в выкупе земельного участка общество не вправе на основании пункта 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации (объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет).
Оценив позиции сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что администрация обязана совершить действия по заключению с ООО договора купли-продажи земельного участка площадью 4,7198 га, расположенного по адресу: г.Усинск, ул.Заводская, 18Б путем направления истцу проекта договора с определенной в нем выкупной ценой земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 37 названного Кодекса предусмотрено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ (п.7 ст.36 ЗК РФ).
Как видно из материалов дела, общество обратилось с заявлением об обеспечении изготовления кадастровой карты (плана) на земельный участок письмом от 10 ноября 2006 г. Как указывает администрация в своем отзыве, ею предпринимались необходимые мероприятия по изготовлению кадастровой карты (плана). В частности, издано постановление N 1487 от 7 декабря 2006 г. об утверждении плана границ земельного участка, направлена заявка о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Между тем суд считает, что администрацией нарушены требования о сроках обеспечения изготовления кадастровой карты земельного участка.
В период судебного рассмотрения дела работы по оформлению кадастрового плана спорного земельного участка завершены. Истцом представлен суду кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 18 апреля 2007 года N 15-2/07-472. В соответствии с указанной выпиской спорный земельный участок имеет кадастровый номер 11:15:00 00 000:0118, регистрационный номер документов в ОКУ 15-1/07-0234 от 28.02.2007.
С учетом изложенного у администрации отсутствуют основания для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка обществу и дальнейшего затягивания процесса направления обществу проекта договора.
Как указано в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (пункт 4) по искам собственников недвижимости о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка следует учитывать, что ответчиком по такому иску является собственник земельного участка (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) в лице его уполномоченного органа. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
При рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ уполномоченный государственный или муниципальный орган на основании заявления о выкупе земельного участка, принадлежащего РФ, субъекту Федерации или муниципальному образованию, поданного собственником здания (строения, сооружения), расположенного на этом земельном участке, обязан в течение двух недель направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка. Заявитель также вправе вместе с заявлением направить в уполномоченный государственный (муниципальный) орган свой проект договора купли-продажи земельного участка (статья 435 ГК РФ), а уполномоченный государственный (муниципальный) орган в соответствии с пунктом 1 статьи 445 ГК РФ должен направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Поскольку порядок заключения договора при приватизации земельных участков регулируется специальными нормами, то вместо проекта договора в данном случае должно направляться заявление с приложением необходимых документов, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В силу данных специальных норм и при подаче рассматриваемого иска истец правомерно сформулировал свои требования о понуждении уполномоченного органа к заключению договора в общем виде. Проект договора с учетом предусмотренных законом условий, в том числе по определению выкупной стоимости земельного участка должен быть составлен администрацией и направлен обществу, имеющему исключительное право на приватизацию этого участка.
С учетом изложенного суд удовлетворяет заявленные требования.
Расходы истца по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа "Усинск" заключить с обществом с ограниченной ответственностью договор купли-продажи земельного участка площадью 4,7198 га, расположенного по адресу: г.Усинск, ул.Заводская, 18Б, направив в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи в адрес ООО.
Взыскать с администрации муниципального образования городского округа "Усинск" в пользу ООО 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 4 июня 2007 г. N А29-1041/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 5 июля 2007 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании