Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 6 июня 2007 г. N А29-1532/2007
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 9 июля 2007 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании 23 и 30 мая 2007 года дело по иску Муниципального унитарного предприятия, г.Сыктывкар, к Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе, с.Корткерос, к Администрации Муниципального района "Корткеросский", с.Корткерос. о взыскании убытков в сумме 330173 рубля,
при участии в заседании представителей от истца и от ответчик
установил:
МУП обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Финансовому управлению Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе о взыскании убытков в сумме 330173 рубля, возникших в связи с разницей в сумме предъявленных населению счетов к оплате и сумме затрат на произведенные коммунальные услуги в соответствии с постановлением Администрации МО "Корткеросский район" N 244 от 17.03.2005 г.
Определением арбитражного суда от 12.03.2007 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрации MP "Корткеросский", которая определением суда от 30.03.2007 г. привлечена к участию в деле в качестве соответчика с исключением одновременно из числа третьих лиц.
Стороны надлежащим образом уведомлены о дате судебного заседания, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении их представителям определений о назначении судебного заседания на 23.05.2007 г. В судебном заседании, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 09 час. 45 мин. 30 мая 2007 года. После окончания перерыва судебное заседание было продолжено.
Финансовое управление Министерства финансов РК в Корткеросском районе изложило свои доводы в отзыве на иск N 05-07 от 28.03.2007 г., указывая, в частности, что считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
Администрация MP "Корткеросский" отзыва на иск и истребованных судом документов не представила.
Представитель истца в судебном заседании поддерживает заявленные требования, представители ответчиков возражают против иска, указав на неправильное применение тарифов.
Письменным заявлением N 39 истец уточнил исковые требования, указывая, что в 2004 году МУП оказало коммунальных услуг на 849306 рублей, предъявлено населению к оплате 207551 руб. 61 коп., разница к возмещению составила 641754 руб. 81 коп., возмещено из бюджета 296024 рубля, соответственно, размер убытков составил 345730 руб. 81 коп.
По правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Таким образом, судом рассматриваются уточненные истцом исковые требования в сумме 345730 руб. 81 коп.
Из материалов дела следует, в соответствии с Уставом муниципального образования "Корткеросский район" в целях обеспечения населения и организаций на территории Мординского сельсовета коммунальными услугами, постановлением Администрации МО "Корткеросский район" N 304 от 08.08.2002 г. было создано муниципальное унитарное предприятие, которое 21.08.2002 г. зарегистрировано в ИМНС по Корткеросскому району.
Истец в 2004 году оказывал населению и учреждениям услуги по тепло- и водоснабжению, техническому обслуживанию и текущему ремонту инженерного оборудования по тарифам, установленным для организаций, в том числе объем услуг по водоснабжению составил 5346 кбм, по отоплению - 1035 Гкал. Факт оказания услуг подтверждается актами сверки расчетов с финансовым управлением Минфина РК в Корткеросском районе и не оспаривается ответчиками.
Однако при расчетах с энергоснабжающими организациями истец понес убытки, составляющие разницу между стоимостью предоставленных в спорный период услуг, исчисленной по обычному и льготному тарифам.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Правоотношения сторон по отпуску холодной воды и отоплению регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре энергоснабжения (статья 548 ГК РФ).
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", согласно статье 2 которого тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию. Одним из основных принципов государственного регулирования тарифов является, в силу статьи 4 данного закона, осуществление поставок тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Согласно статье 12 названного Закона Региональная энергетическая комиссия - Тарифный комитет, наделена полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую электроснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электроэнергии (мощности).
Решением РЭК - Тарифного комитета N 18/3 от 26.11.2002 г. с 01.12.2002 г. введены в действие тарифы на услуги по холодном водоснабжению и водоотведению (канализации), оказываемые муниципальными и непрофильными предприятиями, в том числе МУП в Корткеросском районе утвержден тариф на холодное водоснабжение в размере 8,57 руб. за 1 кбм.
Решением РЭК - Тарифного комитета N 14/1 от 28.08.2003 г. с 01.09.2003 г. введен в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями МУП (с.Мордино Корткеросского района) в размере 776,32 руб. за 1 Гкал.
Как следует из письма Администрации MP "Корткеросский" N 34 от 01.02.2007 г., согласно заключению к расчету экономически обоснованных тарифов ГУП РК размер экономически обоснованных тарифов на 2004 год составили тот же размер: на услуги по теплоснабжению - 776 руб. 32 коп. (без НДС) на 1 Гкал, на услуги по холодному водоснабжению - 8,57 руб. (без НДС) на 1 кбм.
По расчету истца, в 2004 году МУП по тарифам РЭК оказало услуг на сумму 849306 руб. 42 коп., в том числе по холодному водоснабжению на 45815 руб. 22 коп., по отоплению на 803491 руб. 20 коп.
В свою очередь, население производило оплату истцу за потребленные услуги по тарифам, установленным Администрацией Муниципального образования для граждан с учетом действующих льгот по тарифам, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования "Корткеросский район" N 488 от 02.12.2002 г., введенным в действие на территории МО "Корткеросский район" с 01.12.2002 г.
Согласно ст.7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами.
В соответствии со ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся, в частности, такие вопросы, как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других вопросов местного значения. Поскольку коммунальное обслуживание населения относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, Правительство РФ вправе было передать им полномочия на указанных в Постановлении условиях по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В целях реализации положений ст.15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством РФ 2 августа 1999 года было принято постановление N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с последующими изменениями), пунктом 8 которого предусмотрено, что ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат, утверждаются органами местного самоуправления.
То есть законодатель возложил обязанности по утверждению тарифов на оказываемые населению услуги по снабжению холодной водой и отоплению на органы местного самоуправления.
Постановлением Администрации МО "Корткеросский район" N 488 от 02.12.2002 г. "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению", с 01.12.2002 г. на территории МО "Корткеросский район" утверждены и введены в действие ставки оплаты жилья и тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения на оплату отопления в размере (с учетом НДС) 200 руб. за 1 Гкал, на оплату услуг по холодному водоснабжению в размере (с учетом НДС) 7 руб. 09 коп.
В период оказания истцом услуг указанные тарифы неоднократно изменялись (отменялись).
Первоначально постановлением N 168 от 29.04.2003 г. во исполнение постановления правительства Республики Коми N 51 от 02.04.2003 г. "О региональном стандарте уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на 2003 год и о мерах по оптимизации бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство Республики Коми в 2003 году", с 01.05.2003 г. данное постановление признавалось утратившим силу, которое, в свою очередь, отменено постановлением Администрации МО "Корткеросский район" N 576 от 04.12.2003 г., однако одновременно подп.2 п.1 подтверждалось признание утратившим силу постановление Главы Администрации N 488 от 02.12.2002 г.
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги изменялись решением Совета муниципального образования "Корткеросский район" N 1 от 14.11.2003 г. и N 3 от 22.01.2004 г., однако на основании решений Корткеросского районного суда Республики Коми от 12.03.2004 г., от 22.07.2004 г. и 07.10.2004 г. о признании их противоречащими федеральному законодательству с момента принятия, указанные решения были отменены решениями Совета муниципального образования "Корткеросский район" от 14.10.2004 г. N 6 и 7 соответственно.
Постановлением Главы Администрации МО "Корткеросский район" N 825 от 21.10.2004 г., в связи с отменой решения Совета МО "Корткеросский район" от 22.01.2004 г. N 3 с момента его принятия, подпункт 2 пункта 2 постановления Главы Администрации МО "Корткеросский район" от 04.12.2003 г. N 576 отмене с момента его принятия.
Иных нормативных актов, регулирующих подобные правоотношения, администрацией муниципального образования "Корткеросский район" не принималось.
Таким образом, в 2004 году для оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения подлежали применению тарифы, утвержденные постановлением Администрации МО "Корткеросский район" N 488 от 02.12.2002 г. "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению" (на оплату отопления в размере (с учетом НДС) 200 руб. за 1 Гкал, на оплату услуг по холодному водоснабжению в размере (с учетом НДС) 7 руб. 09 коп.).
Исходя из вышеуказанных тарифов, истцом предъявлено для оплаты населению счетов на сумму 207551 руб. 61 коп. (175422 руб. 15 коп. для оплаты услуг по отоплению и 32076 рублей для оплаты услуг по холодному водоснабжению).
Разница к возмещению за 2004 год, по расчету истца, составила 641754 руб. 81 коп. (849306,42 - 207551,61).
Как указывает истец и подтверждает финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе в двустороннем акте сверки на 01.01.2005 г., в 2004 году возмещено из бюджета 296024 рубля, контррасчета суммы иска ответчики не выполнили, доказательств иных поступлений денежных средств в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие у истца убытков в сумме 345730 руб. 81 коп. (641754,81 - 296024,00) подтверждается его расчетом, двусторонними актами сверок между МУП и финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе на 01.01.2005 г., 01.09.2006 г., 01.10.2006 г., 01.01.2007 г. и частичным погашением спорной суммы.
Возмещение убытков в вышеуказанном размере должно быть произведено администрацией МО "Корткеросский район", исходя из наличия вины по необоснованному установлению заниженных тарифов по оплате населением услуг по холодному водоснабжению и отоплению.
Муниципальное образование "Корткеросский район", фактически применяя иные тарифы, в бюджете муниципального образования на соответствующий год должно было предусмотреть суммы, достаточные для погашения убытков, возникших вследствие разницы тарифов для юридических лиц и населения у организаций, обеспечивающих эксплуатацию и содержание муниципального жилья.
В соответствии со ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненные МУП убытки должна быть возложена в рассматриваемом случае в соответствии со ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации на муниципальное образование.
В связи с вышеизложенным, с Муниципального района "Корткеросский" (правопреемника МО "Корткеросский район") следует взыскать убытки, возникшие в 2004 году из-за разницы тарифов по отпуску холодной воды и отоплению в сумме 345730 руб. 81 коп.
В части исковых требований к другому ответчику истцу надлежит отказать, поскольку оснований для привлечения к деликтной ответственности финансового управления Министерства финансов Республики Коми к Корткеросском районе за убытки не имеется по причине отсутствия у него противоправных действий.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с муниципального образования. При этом суд не находит оснований, предусмотренных статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющих освободить должника от оплаты судебных расходов.
С учетом вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Удовлетворить иск частично.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 10 августа 2007 г. N А29-1532/2007 исправлена описка, допущенная в настоящем решении
Пункт 2 резолютивной части настоящего решения изложен следующим образом: "Взыскать с Муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за счет средств казны муниципального образования в пользу МУП убытки в сумме 345730 руб. 81 коп. В отношении финансового управления Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе в иске отказать. Взыскать с муниципального образования муниципального района "Корткеросский" за счет средств казны муниципального образования в доход федерального бюджета 8414 руб. 62 коп. государственной пошлины. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу."
2. Взыскать с Муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в пользу МУП убытки в сумме 345730 руб. 81 коп.
В отношении финансового управления Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе в иске отказать.
Взыскать с муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в доход федерального бюджета 8414 руб. 62 коп. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
3. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 6 июня 2007 г. N А29-1532/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 9 июля 2007 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании