Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 8 июня 2007 г. N А29-1826/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества к Совету муниципального района "Прилузский" с участием представителя Прокуратуры Республики Коми о признании недействующим пункта 1, подпункта 3 пункта 3 Примечания к Приложению N 1 решения от 25 декабря 2006 года N 5,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
Открытое акционерное общество обратилось с заявлением о признании частично недействующим решения Совета муниципального района "Прилузский" от 25 декабря 2006 года N 5:
- по пункту 1 - в части утверждения и введения в действие с 01 января 2007 года на территории Муниципального образования муниципального района "Прилузский" тарифа на центральное отопление для населения согласно Приложению N 1 в размере 43 руб. 64 коп. за 1 кв.м общей площади в жилых домах квартирного типа и в частных жилых домах с централизованной системой теплоснабжения, и 43 руб. 64 коп. за 1 кв.м жилой площади в коммунальных квартирах при покомнатном заселений;
- по подпункту 3 пункта 3 Примечания, указанного в Приложении N 1, устанавливающего порядок определения стоимости теплоснабжения Обществом для отопления населения (при наличии приборов учета), исходя из приказа Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года N 168-э/3, и увеличения тарифа на центральное отопление на 13%.
Заявитель считает, что пункт 1 решения и подпункт 3 пункта 3 Примечания, указанного в Приложении N 1 оспариваемого им акта, приняты Советом муниципального района "Прилузский" с превышением полномочий и не соответствуют положениям пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ, а также нарушают права и интересы ОАО в сфере экономической деятельности, а именно:
- не учитываются экономически обоснованные затраты на производство и поставку тепловой энергии для потребителей коммунальных ресурсов Общества на обслуживаемой территории, тем самым заявитель лишен права на получение предполагаемой прибыли;
- создает препятствия для реализации Обществом производимой тепловой энергии населению по экономически обоснованным ценам (тарифам), установленным для Общества уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Совет муниципального района "Прилузский" представил отзыв от 31 мая 2007 года N 01-15-715 на заявление ОАО, в котором указал, что решение от 25 декабря 2006 года N 5 было принято в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом не было учтено в бюджете на 2007 год возмещение разницы между утвержденными Советом района тарифами и тарифами, установленными для ОАО.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, определением суда от 11 мая 2007 года удовлетворено ходатайство Первого заместителя прокурора Республики Коми об участии в деле представителя Прокуратуры Республики Коми.
В отзыве от 04 июня 2007 года N 38-118-07 на заявление ОАО заместитель Прокурора Республики Коми признал требования Общества законными и обоснованными, поскольку, по его мнению, органы местного самоуправления муниципального района "Прилузский" полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию не наделены.
Исследовав материалы дела, заслушай представителей сторон, в судебном заседании установлено следующее.
Открытое акционерное общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми 23 декабря 2005 года.
Согласно пункту 4.2 статьи 4 Устава ОАО основными видами деятельности Общества являются производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 26 июня 2006 года N 29/1 ОАО установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую на розничный (потребительский) рынок Республики Коми для населения в размере 1594 руб. 10 коп. за 1 Гкал (с НДС), для бюджетных и прочих потребителей в размере 1350 руб. 93 коп. за 1 Гкал (без НДС).
25 декабря 2006 года Советом муниципального района "Прилузский" принято решение N 5 "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги (центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) оказываемые населению ОАО". Данное решение опубликовано в газете "Знамя труда" 28 декабря 2006 года.
Пунктом 1 оспариваемого решения утверждены и введены с 01 января 2007 года на территории муниципального образования муниципального района "Прилузский" тарифы на коммунальные услуги (центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), оказываемые населению, согласно приложениям 1, 2, 3.
Тариф на центральное отопление для населения согласно Приложению N 1 установлен в размере 43 руб. 64 коп. за 1 кв.м общей площади в жилых домах квартирного типа и в частных жилых домах с централизованной системой теплоснабжения, и 43 руб. 64 коп. за 1 кв. м жилой площади в коммунальных квартирах при покомнатном заселении.
Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов относится установление тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой" электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Пунктом 1 Положения "О службе Республики Коми по тарифам", утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 17 декабря 2004 года N 234 установлено, что органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное регулирование в области установления цен (тарифов) и контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен (тарифов) является Служба Республики Коми по тарифам.
Основными функциями службы, в том числе является установление в соответствии с федеральным законодательством тарифов на тепловую энергию (подпункт 2 пункта 8 названного Положения).
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 10 Устава муниципального образования муниципального района "Прилузский" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения).
Таким образом, Совет муниципального района "Прилузский" не наделен полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию.
С учетом изложенного, оспариваемое решение в части утверждения и введения в действие с 01 января 2007 года на территории Муниципального образования муниципального района "Прилузский" тарифа на центральное отопление для населения согласно Приложению N 1 в размере 43 руб. 64 коп. за 1 кв.м общей площади в жилых домах квартирного типа и в частных жилых домах с централизованной системой теплоснабжения, и 43 руб. 64 коп. за 1 кв.м жилой площади в коммунальных квартирах при покомнатном заселении принято Советом MP "Прилузский" с превышением предоставленных полномочий органам местного самоуправления в данной сфере, в связи с чем данный пункт решения следует признать не соответствующим пункту 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 3 Примечания, указанного в Приложении N 1 оспариваемого решения от 25 декабря 2006 года N 5, установлен порядок определения стоимости теплоснабжения Обществом для отопления населения (при наличии приборов учета) исходя из приказа Федеральной службы по тарифам от 01.08.2006 N 168-э/3, тариф на центральное отопление увеличен на 13%.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов наделен полномочиями по установлению предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию.
Приложением N 2 к приказу Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года N 168-э/З установлена максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию в среднем по субъектам Российской Федерации на 2007 год, который для Республики Коми составил 113%.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно Информационного письма от 08 сентября 2006 года N СН-4251/5 "По вопросу применения Приказа Федеральной службы по тарифам от 01 августа 2006 года N 168-э/3", утвержденные приложениями N 1, N 2 Приказа ФСТ России значения применяются только в том случае, если ранее по соответствующим организациям и (или) гражданам осуществлялось регулирование тарифов и (или) установление размеров платежей граждан за жилищные и (или) коммунальные услуги уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов российской Федерации; муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации. В противном случае, то есть в случае, если регулирование уполномоченными органами (федеральными; органами субъектов Российской Федерации; муниципальными), в соответствии с порядком и процедурами, определенными законодательством Российской Федерации, ранее не осуществлялось (например, тарифы устанавливаются впервые), при установлении соответствующих тарифов (размеров платежей граждан), необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на производство товаров, выполнение работ, оказание услуг организаций жилищно-коммунального комплекса.
В силу пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" при регулировании тарифов применяются различные методы регулирования, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В данном случае, установление подпунктом 3 пункта 3 примечания, указанного в приложении N 1 оспариваемого решения размера увеличения тарифа на центральное отопление на 13% для Общества является незаконным, так как для ОАО регулирование тарифов на тепловую энергию уполномоченным органом ранее не осуществлялось.
Согласно уведомления Службы Республики Коми по тарифам от 31 октября 2006 года N 02-11/2592, ОАО включено в реестр по разделу II "Поставка тепловой энергии" под регистрационным номером 2.238. и по разделу IV "Услуги по передаче и распределению тепловой энергии" под регистрационным номером 4.241. и приказом Службы Республики Коми по тарифам от 26 июня 2006 года N 29/1 впервые установлены тарифы на тепловую энергию для ОАО.
При таких обстоятельствах подпункт 3 пункта 3 Примечания, указанного в Приложении N 1 решения Совета муниципального района "Прилузский" от 25 декабря 2006 года N 5 следует признать не соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ.
На основании изложенного заявленные Обществом требования о признании частично недействующим решения Совета муниципального района "Прилузский" от 25 декабря 2006 N 5 подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 5 статьи 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 195 АПК РФ, суд решил:
1. Заявление Открытого акционерного общества удовлетворить.
2. Пункт 1 решения Совета муниципального района "Прилузский" "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги (центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) оказываемые населению ОАО" от 25 декабря 2006 года N 5 признать не соответствующим части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3. Подпункт 3 пункта 3 Примечания, указанного в Приложении N 1 решения Совета муниципального района "Прилузский" "О тарифах на жилищно-коммунальные услуги (центральное отопление, холодное водоснабжение, водоотведение (канализация) оказываемые населению ОАО" от 25 декабря 2006 года N 5 признать не соответствующим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 8 июня 2007 г. N А29-1826/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании