Решение Верховного суда Республики Коми
от 12 сентября 2007 г. N 3-32-2007
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 ноября 2007 г. N 3-Г07-20 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего Кретова В.В.
при секретаре Козловой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 12 сентября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы ч.3 ст.3 в той части, в какой она не предусматривает обязанность по установлению квалификационных требований на основе типовых квалификационных требований, определяемых законом Республики Коми; ст.8 в той части, в какой она не предусматривает право муниципальных служащих на ежегодную оплату проезда к месту отдыха и обратно; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы; ч.3 ст.3 в той части, в какой она не предусматривает обязанность по установлению квалификационных требований на основе типовых квалификационных требований, определяемых законом Республики Коми; ст.8 в той части, в какой она не предусматривает право муниципальных служащих на ежегодную оплату проезда к месту отдыха и обратно; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ.
В обоснование заявления указал, что в нарушение положений федерального законодательства о муниципальной службе в оспариваемых нормах Закона Республики Коми установлены дополнительные ограничения в части квалификационных требований к должностям муниципальной службы, отсутствует упоминание о стаже государственной службы, не прописаны типовые квалификационные требования, на основе которых органы местного самоуправления устанавливают квалификационные требования к должностям муниципальной службы, не предусмотрено право муниципальных служащих на ежегодную оплату проезда к месту отдыха и обратно и ограничена общая продолжительность их отпуска.
В судебном заседании прокурор Ковалев К.В. настаивал на удовлетворении заявления по изложенным в нем доводам.
Представитель Главы Республики Коми Охонская И.А считала, что заявление прокурора Республики Коми удовлетворению не подлежит. Полагала, что приведенные выше положения Закона Республики Коми полностью соответствуют действующему федеральному законодательству.
Государственный Совет Республики Коми письменно ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя. Заявление прокурора признал частично.
Заслушав участвующего в деле прокурора, представителя Главы Республики Коми и исследовав материалы дела, суд находит, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."н" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления, в том числе и основ муниципальной службы в Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ применительно к приведенному принципу свидетельствует о несоответствии указанных норм (в их оспариваемой части) действующему федеральному законодательству о муниципальной службе в Российской Федерации.
Так, в силу положений ст.3, 4, 5, 9, 11, 23, 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ правовые основы муниципальной службы, в частности, составляют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и не могут противоречить установленным законодательством большей юридической силы принципам муниципальной службы, включающим в себя основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, учет стажа государственной службы при исчислении стажа муниципальной службы, гарантии предоставления муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска.
Однако в нарушение указанных требований ч.1 ст.3 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования именно с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы и не содержится обязательного квалификационного требования к стажу государственной службы, хотя положения ст.9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливают квалификационные требования только к уровню профессионального образования, а также к стажу не только муниципальной, но и государственной службы, т.к. в соответствии со ст.5 и 25 настоящего Федерального закона при исчислении стажа муниципальной службы учитывается стаж государственной службы.
Поскольку ч.1 ст.3 Закона Республики Коми в ее указанной части регулирует те же вопросы (профессионального образования, стажа), но при этом предусматривает дополнительные требования к уровню образования и не учитывает стаж государственной службы, то в силу этих обстоятельств следует признать, что данные положения Закона не согласуются с установленными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" основными квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы и фактически ограничивают право граждан на доступ к муниципальной службе по сравнению с законодательством большей юридической силы.
Согласно требованиям ст.21 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется предоставление ежегодного основного отпуска продолжительностью не менее 30 календарных дней и ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет продолжительностью не более 15 календарных дней с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания.
Вместе с тем ч.3 ст.8 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" предусмотрено, что продолжительность ежегодного отпуска муниципального служащего (основного продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного за выслугу лет) не может превышать 40 календарных дней, что также нельзя признать законным по мотиву нарушения этой нормой гарантированного федеральным законодательством права муниципальных служащих на предоставление ежегодного дополнительного отпуска за выслугу лет максимальной продолжительностью 15 календарных дней.
При таких обстоятельствах ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ следует признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении в течение длительного времени приведенных норм Закона Республики Коми, суд находит, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении в его указанной части после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Оснований же для признания недействующими ч.3 ст.3 в той части, в какой она не предусматривает обязанность по установлению квалификационных требований на основе типовых квалификационных требований, определяемых законом Республики Коми; ст.8 в той части, в какой она не предусматривает право муниципальных служащих на ежегодную оплату проезда к месту отдыха и обратно, Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ у суда не имеется.
В частности, анализ ст.3 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" свидетельствует о наличии в данной норме основных и типовых для всех муниципальных образований квалификационных требований к должностям муниципальной службы (ч.1 ст.3 Закона).
При этом в соответствии с требованиями ст.9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" ч.3 ст.3 Закона Республики Коми также предусмотрено, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом органа местного самоуправления с учетом его задач и функций и включаются в должностную инструкцию муниципального служащего.
Таким образом, ч.1 и ч.3 ст.3 Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" находятся в системном единстве и поэтому отсутствие в ч.3 настоящего Закона упоминания о том, что квалификационные требования устанавливаются на основе типовых квалификационных требований, определяемых законом Республики Коми, само по себе не может расцениваться как несоответствие указанной нормы федеральному законодательству.
Согласно ст.23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии по отношению к гарантиям, предусмотренным ст.23 настоящего Федерального закона.
Следовательно, предоставление на законодательном уровне дополнительных гарантий, в том числе по оплате проезда муниципальных служащих к месту отдыха и обратно один раз в год, является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.
С учетом этого обстоятельства и в связи с тем, что Закон Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" регулирует всего лишь часть вопросов муниципальной службы и при этом не содержит норм о гарантиях муниципальным служащим, следует признать доводы прокурора о нарушении принципа соотносительности основных социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих несостоятельными, поскольку в данном случае принцип соотносительности не применим как по изложенным выше причинам, так и по причине того, что оплата проезда муниципальных служащих к месту отдыха и обратно один раз в год является не основной, а дополнительной гарантией, которая может быть предоставлена за счет средств республиканского бюджета Республики Коми только с соблюдением требований ст.26.3; 26.3.1; 26.14 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст.15, 31, 38, 69, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии с волеизъявлением республиканского законодателя.
Ссылки прокурора на положения Закона Республики Коми "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми" от 5 марта 2005 года N 10-РЗ с изменениями и дополнениями также не могут быть приняты во внимание, т.к. настоящий Закон имеет равную юридическую силу по отношению к Закону Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми", устанавливает дополнительные гарантии государственным гражданским служащим Республики Коми за счет средств бюджета Республики Коми и сам по себе не регулирует вопросы соотносительности основных социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ.
Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч.1 ст.3 в части слов: "с учетом специализации муниципальных должностей муниципальной службы" и в части отсутствия квалификационного требования к стажу государственной службы; ч.3 ст.8 в части слов: "не может превышать 40 календарных дней", Закона Республики Коми "О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 9-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 61-РЗ после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий: |
Кретов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 12 сентября 2007 г. N 3-32-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 12 января 2008 г. N 4-5