Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 28 ноября 2007 г. N А29-6730/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе к Н. о взыскании 180 руб. штрафа,
при участии в заседании представителей от заявителя
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сыктывдинском районе обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании 180 руб. штрафа с Н. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответчик с требованиями не согласен, доводы изложены в отзыве на заявление.
Заслушав представителей заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Н. являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, которое было зарегистрировано решением Администрацией Сыктывдинского района Республики Коми 09 сентября 1993 года (регистрационный номер 9/243) в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" приобрело статус юридического лица.
С 17 июня 2003 года указанный Закон РСФСР утратил силу в связи с вступлением в действие Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ.
Согласно пункту 3 ст.1 Закона от 11.06.2003 года фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.5 Закона).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 года, установлено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
23 августа 2007 года деятельность юридического лица - крестьянского (фермерского) хозяйства прекращена.
В тот же день Н. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
В силу изложенного дело подведомственно арбитражному суду.
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
На основании пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона, а именно индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В силу пункта 4 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.
Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
10 мая 207 года в отношении главы КФХ Н. Управлением составлен акт камеральной проверки N 96, согласно которому Н. не представил о себе сведения, предусмотренные ст.8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
04 июня 2007 года Управление, рассмотрев материалы проверки в отношении Н., приняло решение N 68, которым глава КФХ Н. привлечен к ответственности на основании ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ с наложением штрафа в размере 180 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из названного решения также следует, что Н. ставится непредставление указанных выше сведений в отношении самого себя.
Суд считает, что Н. не может быть привлечен к ответственности на основании указанной выше нормы, т.к. с 01 августа 2003 года является пенсионером, получающим пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
В деле имеется копия удостоверения N 54/18060 от 26 сентября 2003 года о назначении Н. пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ "О пенсионном обеспечении военнослужащих" от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подтверждающее данное обстоятельство.
Управление данный факт не опровергает.
Суд считает, что Н. не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.
Пунктом 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2005 года N 582, установлено, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с вышеуказанным Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2005 года N 223-О взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Доказательств утраты Н. статуса пенсионера, получающего пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", суду не представлено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 22 января 2007 года по делу N А29-8553/06А установлен статус Н. как военного пенсионера и отсутствие у него обязанности по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Поскольку у Н. обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа в соответствии с Законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отсутствует, то он не может быть привлечен к ответственности за непредставление в отношении самого себя сведений, необходимых для осуществления для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда надлежит отказать.
Кроме того, принимая решение, суд учитывает, что требования о взыскании штрафа предъявлены к Н.С., а к ответственности решением от 04.06.2007 года, представленным в обоснование своих требований заявителем, привлечен Н.Н., т.е. другое лицо.
Доказательств привлечения к ответственности Н.С. в деле не имеется.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке во Второй апелляционный арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 ноября 2007 г. N А29-6730/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании