Решение Верховного суда Республики Коми
от 26 сентября 2007 г. N 3-36-2007
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кретова В.В.
при секретаре Ватамановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 26 сентября 2007 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 1 пункта 8 в части, не предусматривающей право отдельных категорий граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь (обеспечение изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение) в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи"; абзаца 2 пункта 21 в части, предусматривающей перечисление Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми средств обязательного медицинского страхования лишь при условии наличия в бюджете Фонда средств нормированного страхового запаса; пункта 31 в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328, установил:
Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзаца 1 пункта 8 в части, не предусматривающей право отдельных категорий граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь (обеспечение изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение) в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи"; абзаца 2 пункта 21 в части, предусматривающей перечисление Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми средств обязательного медицинского страхования лишь при условии наличия в бюджете Фонда средств нормированного страхового запаса; пункта 31 в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328.
В обоснование заявления указал, что в нарушение действующего федерального законодательства Правила обязательного медицинского страхования в Республике Коми не содержат положений о праве отдельных категорий граждан на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", ограничивают объем средств, перечисляемых Фондом страховой медицинской организации в случае неуплаты страхователями взносов на обязательное медицинское страхование, предусматривают наличие аккредитации у медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования.
В судебном заседании прокурор Тучнолобова В.А. настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Представители Правительства Республики Коми Габова С.В., Лукина А.Н., Шаповалова П.К. заявление прокурора признали только в отношении пункта 31 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми. Полагали, что в остальной части требования прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые им нормы полностью согласуются с действующим федеральным законодательством в области осуществления обязательного медицинского страхования.
Заслушав прокурора, объяснения представителей Правительства Республики Коми и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит частичному удовлетворению.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы здравоохранения и социальной защиты находятся и совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания пункта 31 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328, применительно к приведенному принципу свидетельствует о несоответствии данной нормы (в ее указанной части) действующему федеральному законодательству о медицинском страховании граждан в Российской Федерации.
Так, в силу п.5.1 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан, утвержденных приказом директора ФФОМС от 3 октября 2003 года с изменениями и дополнениями, медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие соответствующие лицензии.
Требование о наличии у медицинских учреждений аккредитации содержалось в ст.20 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 года N 1499-1 с изменениями и дополнениями, но в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ данное положение утратило силу.
При таких обстоятельствах пункт 31 в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328, следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ.
В соответствии с положениями ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении в части признания недействующим пункта 31 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" после вступления решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем суд не находит законных оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 пункта 8 в части, не предусматривающей право отдельных категорий граждан на дополнительную бесплатную медицинскую помощь (обеспечение изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение) в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", и абзаца 2 пункта 21 в части, предусматривающей перечисление Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми средств обязательного медицинского страхования при условии наличия в бюджете Фонда средств нормированного страхового запаса, Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328.
В частности, п.1.3 Типовых правил обязательного медицинского страхования граждан установлено, что в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, включающая обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в соответствии с главой 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи".
Правила обязательного медицинского страхования в Республике Коми (п.8) также содержат ссылки на Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ с изменениями и дополнениями, на постановление Правительства Российской Федерации "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" от 30 июля 1994 года N 890 и при этом предусматривают право отдельных категорий граждан на предоставление дополнительной бесплатной медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, включая обеспечение этих граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Это же следует и из Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2006 года N 323, которая гарантирует отдельным категориям граждан предоставление бесплатной дополнительной медицинской помощи именно в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
Таким образом, абзац 1 пункта 8 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми полностью согласуется с установленными Типовыми правилами общими требованиями, предъявляемыми к обязательному медицинскому страхованию, и сам по себе не нарушает прав и свобод граждан.
Доводы прокурора о том, что в Правилах не прописаны все виды дополнительной медицинской помощи, не могут быть приняты во внимание как по изложенным выше причинам, так и в связи с прямым действием норм Федерального закона "О государственной социальной помощи" (ст.6.1; 6.2), предусматривающим обеспечение отдельных категорий граждан в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Ссылки на нарушение права отдельных категорий граждан на получение (при наличии медицинских показаний) путевок на санаторно-курортное лечение также являются несостоятельными, поскольку в силу норм федеральных законов "О государственной социальной помощи", "Об основах обязательного социального страхования", Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 с изменениями и дополнениями, такой вид помощи предоставляется в рамках обязательного социального страхования и финансируется Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно п.4.5 Типовых правил обязательного медицинского страхования в случае неуплаты страхователями взносов на обязательное медицинское страхование территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) перечисляет страховой медицинской организации средства обязательного медицинского страхования в соответствии с дифференцированными подушевыми нормативами за счет имеющихся резервов в течение 1 месяца.
Оспариваемый прокурором абзац 2 пункта 21 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми содержит аналогичные положения и при этом в скобках расшифровывает понятие имеющего резерва, который по своему содержанию является нормированным страховым запасом соответствующего территориального фонда.
Поскольку резерв и запас являются словами-синонимами, а Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" от 29 декабря 2006 года N 243-ФЗ, Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1 с изменениями и дополнениями, Типовые правила обязательного медицинского страхования предусматривают обязательное наличие в территориальном фонде нормированного страхового запаса (резерва), то в силу этих обстоятельств абзац 2 пункта 21 Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, предусматривающий перечисление Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми средств обязательного медицинского страхования при наличии в бюджете Фонда средств нормированного страхового запаса, следует признать законным, тем более что перечисление страховой медицинской организацией средств обязательного медицинского страхования в случае неуплаты страхователем взносов возможно только при наличии в Фонде сформированного в установленном порядке резерва финансовых средств (нормированного страхового запаса).
Руководствуясь ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ пункт 31 в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми "О Правилах обязательного медицинского страхования в Республике Коми" от 25 декабря 2006 года N 328.
Сообщение о решении в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 31 в части слов: "аккредитованные в установленном порядке" Правил обязательного медицинского страхования в Республике Коми, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2006 года N 328, после вступления настоящего решения суда в законную силу подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
На решение в течение 10 дней может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.
Председательствующий |
В.В.Кретов. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Коми от 26 сентября 2007 г. N 3-36-2007
Текст решения опубликован в газете "Республика" от 2 февраля 2008 г. N 19 (3693)