Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 7 декабря 2007 г. N А29-5736/2007
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июня 2008 г. N А29-5736/2007 постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2008 г. N А29-5736/2007, изменяющее настоящее решение, оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Коми о признании незаконными действий по отказу в возврате денежных средств, о возврате денежных средств в сумме 102024 руб. 15 коп.,
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика
установил:
МУП обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми по отказу в осуществлении возврата денежных средств в сумме 102024 руб. 15 коп. и обязании налогового органа возвратить эту сумму денежных средств, незаконно списанных с расчетного счета.
Заявитель на своих требованиях настаивает, указав, что денежные средства в сумме 102024 руб. 15 коп. списаны налоговым органом на основании инкассовых поручений в нарушение Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Сумма задолженности (102024 руб. 15 коп.) образовалась до введения процедуры наблюдения, была включена в реестр требований кредиторов МУП, поэтому налоговым органом, в данном случае, нарушен порядок очередности удовлетворения требований по обязательным платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, выразившийся в погашении задолженности, не являющейся во внеочередном порядке.
Ответчик представил отзыв на заявление, в котором указал, что с требованиями предприятия не согласен, просит в удовлетворении заявления отказать, поскольку задолженность в размере 49074 руб. 73 коп. списана налоговым органом до введения процедуры наблюдения. Возврат денежных средств в сумме 52967 руб. 42 коп., списанных Инспекцией после введения процедуры банкротства - наблюдение, в рассматриваемом случае возможен только после зачета этой суммы в счет погашения задолженности, имеющейся у предприятия по текущим платежам.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с п.2 ст.62 Закона N 127-ФЗ при возбуждении дела о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству, за исключением случаев, когда в соответствии с названным Федеральным законом к должнику должна быть применена иная процедура банкротства. В случае возбуждения дела о банкротстве на основании заявления должника о введении наблюдения указывается в определении о принятии заявления должника.
Согласно статье 63 Закона N 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного этим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
По ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ. Кроме того, приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения. Запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ очередность удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, с момента введения в отношении должника процедуры наблюдения все имущественные требования к нему, в том числе и по обязательным платежам, должны предъявляться в порядке, предусмотренном Законом N 127-ФЗ, а следовательно, налоговый орган не вправе осуществлять в этот период действия по бесспорному взысканию налогов, сборов и пеней за счет денежных средств Предприятия.
Как следует из материалов дела, 13.02.2007 г. Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми на расчетный счет МУП в Коми ОСБ г.Сыктывкар, выставлены инкассовые поручения от 08.02.2007 г. NN 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106 и 107 на списание задолженности предприятия на общую сумму 102024 руб. 15 коп., в том числе: 0 руб. 08 коп. недоимки и 102024 руб. 07 коп. пени.
При этом сумма 49056 руб. 73 коп. списана в период с 10.04.2007 г. по 26.04.2007 г., а сумма 52967 руб. 42 коп. - период с 07.05.2007 г. по 10.05.2007 г.
Согласно определению Арбитражного суда Республики Коми от 26.04.2007 г. по делу N А29-1277/2007 в отношении МУП введена процедура наблюдения и утвержден размер требований заявителя в сумме 1472378 руб. 27 коп., подлежащий включению в реестр требований кредиторов с очередностью их удовлетворения в третью очередь. В вышеуказанный реестр требований вошла сумма 102024 руб. 07 коп. недоимки и пени, взысканная налоговым органом в бесспорном порядке по инкассовым поручениям.
18.05.2007 г. МУП обращался в налоговый орган с заявлениями о возврате излишне взысканных налоговых платежей на расчетный счет налогоплательщика на общую сумму 52967 руб. 47 коп.
28.05.2007 г. Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми приняты решения об отказе в осуществлении возврата вышеуказанных сумм платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.
В пункте 2 этой статьи определено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Доказательств того, что МУП обращалось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне взысканных налоговых платежей на сумму 49056 руб. 73 коп., материалы дела не содержат.
Поскольку задолженность в размере 49056 руб. 73 коп. списана налоговым органом до введения процедуры наблюдения, учитывая, что МУП не обращался в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета этой суммы, требования предприятия в части признания незаконными действий по отказу в осуществлении возврата денежных средств в размере 49056 руб. 73 коп. и об обязании налогового органа возвратить эту сумму предприятию являются необоснованными.
Материалами дела подтверждается, что задолженность по уплате пени в сумме 52967 руб. 42 коп. списана Инспекцией после введения в отношении МУП процедуры банкротства - наблюдение.
В пункте 12 постановления Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указано, что с момента наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам.
Однако, в пункте 18 названного выше постановления Высшего арбитражного суда РФ указано, что при рассмотрении заявления должника об оспаривании решения налогового органа об отказе осуществить возврат уплаченных должником (взысканных налоговым органом) после вынесения судом определения о введении наблюдения сумм налогов, требования по которым подлежали включению в реестр требований кредиторов и удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве, судам необходимо учитывать, что налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату сумм налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими.
Согласно представленным актам сверки, проведенной предприятием с налоговым органом, у МУП имеется задолженность по текущим платежам в бюджет.
В решениях Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми об отказе в осуществлении возврата 52967 руб. 47 коп. указано, что дополнительная задолженность к включению в реестр требований кредиторов будет уменьшена на сумму взысканной пени.
Факт наличия задолженности по текущим платежам заявителем не отрицается. Доказательств уплаты задолженности по текущим платежам ко дню судебного заседания заявителем не представлено.
Таким образом, требования МУП в части признания незаконными действий по отказу в осуществлении возврата денежных средств в размере 52967 руб. 47 коп. и об обязании налогового органа возвратить эту сумму предприятию являются также необоснованными.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя. Однако, суд, учитывая тяжелое финансовое положения предприятия, находит возможным уменьшить взыскиваемую сумму государственной пошлины до 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении заявленных требований Муниципального унитарного предприятия о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми по отказу в осуществлении возврата денежных средств в размере 102024 руб. 15 коп. и обязании Межрайонной ИФНС России N 7 по Республике Коми возвратить 102024 руб. 15 коп., незаконно списанных с расчетного счета, отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня его вынесения в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 7 декабря 2007 г. N А29-5736/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании