Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 18 декабря 2007 г. N А29-7045/2007
(извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 18 января 2008 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью к ИФНС России по г.Сыктывкару об обязании вернуть излишне уплаченную сумму штрафа,
при участии представителя от ответчика
установил:
Общество с ограниченной ответственностью обратилось с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании ИФНС России по г.Сыктывкару возвратить излишне уплаченный штраф в размере 3000 руб.
Ответчик требования не признает, свои возражения представив в отзыве.
Заявитель, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, генеральный директор ООО К. на основании постановления ИФНС России по г.Сыктывкару от 28.04.2006 года N 19-03/00136/2 привлечена к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
Платежным поручением N 4348 от 06.06.2006 ООО перечислило со своего расчетного счёта указанную сумму штрафа.
09.08.2007 года общество, обратилось в ИФНС России по г.Сыктывкару с заявлением N 238 о возврате уплаченного им штрафа в сумме 3000 руб.
ИФНС России по г.Сыктывкару письмом от 24.08.2007 N 10-60/31188 в возврате ошибочно уплаченного штрафа было отказано.
Считая бездействие налогового органа, выразившееся в невозврате излишне уплаченного штрафа, незаконным, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Факт излишней уплаты обществом в бюджет суммы административного штрафа подтвержден материалами дела и инспекцией не оспаривается.
Согласно пункту 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым доходам относятся в числе прочих средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
В соответствии со ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно ст.20 Бюджетного кодекса Российской Федерации классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов. Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Из положений статьи 218 БК РФ следует, что исполнение бюджетов по доходам предусматривает в том числе и возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции от 18.12.2006) основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации закреплены согласно приложению 11.1 к указанному Федеральному закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В вышеназванном приложении 11.1 администратором денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт указана Федеральная налоговая служба под кодом 182 1 16 06000 01 0000 140.
Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению при привлечении лица к административной ответственности за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Поскольку излишне уплаченный обществом в бюджет административный штраф наложен на должностное лицо общества в соответствии со ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то органом, обязанным принять решение о возврате суммы этого штрафа, является соответствующая инспекция - территориальный орган Федеральной налоговой службы.
Административный штраф не является налоговым платежом в бюджет и обязанность налогового органа осуществить возврат (зачет) излишне уплаченного (взысканного) штрафа предусмотрена не ст.78-79 Налогового кодекса Российской Федерации, а вышеуказанными нормами бюджетного законодательства.
Вместе с тем в той части регулирования процедуры осуществления возврата (зачета) излишне уплаченной (взысканной) в бюджет суммы административного штрафа (администратором которого является Федеральная налоговая служба), которая не предусмотрена действующим бюджетным законодательством, в силу ч.6 ст.13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможно применение ст.78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Обязать ИФНС России по г.Сыктывкару возвратить ООО из бюджета 3000 руб. административного штрафа, уплаченного на основании платёжного поручения N 4348 от 06.06.2006.
Взыскать с ИФНС России по г.Сыктывкару в пользу Общества с ограниченной ответственностью 500 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) в апелляционном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 декабря 2007 г. N А29-7045/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 18 января 2008 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании