Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 17 декабря 2007 г. N А29-5888/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Б., г.Сосногорск к муниципальному образовательному учреждению, г.Ухта третье лицо: Министерство финансов Республики Коми о взыскании 38497 руб. 50 коп.,
при участии представителя от третьего лица
установил:
Индивидуальный предприниматель Б. обратился в Арбитражный суд Республики Коми с иском к МОУ о взыскании 38497 руб. 50 коп. по муниципальному контракту N 12/13 на поставку продуктов питания от 12.09.2006 г.
Представитель истца, присутствовавший в предварительном судебном заседании указал, что истец уточнит исковые требования в отношении какого ответчика он просит взыскать сумму долга.
Уточнения со стороны истца не представлены, дело рассматривается материалам, имеющимся в деле.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен, указывает, что отвечать по долгам МОУ должен собственник - Администрация МО ГО "Ухта".
В качестве третьего лица к участию в дело привлечено Министерство финансов РК, которое указало, что договор перевода долга от 31.12.2006 г., заключенный между ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и МОУ это ничтожная сделка, она противоречит закону.
Отвечать по долгам МОУ должен собственник МОУ - Администрация МО ГО "Ухта".
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя третьего лица, суд установил, исковые требования истца основываются на договоре N 19 от 31.12.2006 г. о передаче долга, по условиям данного договора Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухта передает задолженность, возникшую у него перед предпринимателем Б. в сумме 38497 руб. 50 коп. Государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухта.
Разделом 2 договора передачи долга стороны предусмотрели: погашение задолженности производится за счет поступившего финансирования из республиканского бюджета Республики Коми в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств для ГОУ г.Ухты.
В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. решение о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 01.12.2006 г. N 427-р имущество Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухта принято в государственную собственность Республики Коми.
Порядок передачи в собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ решение о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
При этом, в распоряжении Правительства Республики Коми от 01.12.2006 г. N 427-р, в соответствии с которым Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухта передано из муниципальной собственности Муниципального образования городского округа "Ухта" в государственную собственность Республики Коми, не содержится обязательства по погашению задолженности учреждения за период, когда имущество находилось не в государственной собственности Республики Коми.
В соответствии с пунктом 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между Федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона "122-ФЗ от 22.08.2004 года.
В соответствии с указанной нормой Закона, имущество, находящееся в муниципальной собственности, передается в собственность субъекта федерации, при этом, ликвидация государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Кроме того, указанной статьей установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, при отсутствии в федеральном законе прямого указания на реорганизацию учреждений при передаче их имущества в собственность субъекта федерации, принимая во внимание, что в соответствии с законом ликвидации учреждения, чье имущество передается в собственность субъекта федерации, не требуется.
Суд полагает, что Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Ухта ликвидировано на основании распоряжения Правительства Республики Коми от 01.12.2006 г. N 427-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, то есть муниципальной казной. В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что от имени муниципального образования в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции.
Договор о передаче долга N 19 от 31 декабря 2006 года подписан от имени передающей стороны директором К. и от принимающей стороны директором К.
На момент подписания договора Муниципального образовательного Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не существовало, согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 28 декабря 2006 года, в соответствии с которым внесена запись о государственной регистрации Государственного образовательного учреждения Республики Коми.
Согласно п.3 ст.182 Гражданского кодекса Российской Федерации представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением коммерческого представительства.
Истец не доказал наличия у гражданина К. полномочий на подписание договора о переводе долга, принадлежащего Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на Государственное образовательное учреждение Республики Коми.
Согласно п.1 ст.225 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
В смете доходов и расходов Государственного образовательного учреждения Республики Коми денежные средства на погашение задолженности Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не предусмотрены, лимиты бюджетных обязательств на эти Цели до государственного учреждения не доводились.
Договор о передаче долга N 19 от 31 декабря 2006 года был заключен в нарушение положений ст.225 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданин К. полномочий на подписание Договора от имени Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имел, несуществующее юридическое лицо не может быть участником договора.
Следовательно, договор о передаче долга N 19 от 31 декабря 2006 года в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
В соответствии со ст.167 Гражданского кодекса Российской федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения.
Спорная задолженность образовалась в период деятельности муниципального образовательного учреждения и возникла в результате его ненадлежащего финансирования собственником имущества - МО ГО "Ухта".
При таких обстоятельствах, в иске истцу следует отказать.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 декабря 2007 г. N А29-5888/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании