Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 27 мая 2008 г. N А29-1406/2008
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании 21 и 26 мая 2008 г. дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми о признании незаконным предписания от 25.02.2008 г. N 2 о немедленном прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр,
при участии в судебном заседании представителя от ответчика
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по РК, налоговый орган) о признании незаконным предписания от 25.02.2008 г. N 2 о немедленном прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, вынесенного в отношении ООО.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Представитель ответчика требования не признал.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве объекта оспаривания в арбитражном суде упоминаются ненормативные правовые акты, под которыми понимаются акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц.
Оспариваемое предписание устанавливает обязанность ООО к определенному сроку прекратить деятельность по организации азартных игр.
Неисполнение данного предписания влечет для общества административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах заявление об оспаривании данного предписания подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.12.2007 г. N 1 (л.д.121) налоговым органом проведена проверка ООО как организатора азартных игр.
Результаты проверки оформлены актом от 29.12.2007 г. (л.д.92-94). Обозначено, что проверка начата 10.12.2007 г., завершена 29.12.2007 г.
В пункте 4 названного акта отражено, что стоимость чистых активов организатора азартных игр по состоянию на 30.09.2007 г. составляет 13383000 руб., чем нарушен пункт 1 части 6 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
29.12.2007 г. руководителем Межрайонной ИФНС России N 3 по РК вынесено предписание N 2 (л.д.122-123), которым обществу предписано в срок до 29.01.2007 г. довести уровень стоимости чистых активов до уровня соответствующего требованиям пункт 1 части 6 статьи 6 Закона N 244-ФЗ.
Распоряжением руководителя Межрайонной ИФНС России N 3 по РК от 29.12.2007 г. N 3 (л.д.124) назначена внеплановая проверка ООО по вопросам выполнения предписания от 29.12.2007 г. N 2. Срок проведения которой определен с 30.01.2008 г. по 28.02.2008 г.
Письмом от 14.01.2008 г. ООО направило Межрайонной ИФНС России N 3 по РК письмо (л.д.88) (получено налоговым органом согласно штампа входящей корреспонденции - 14.01.2008 г.), которым общество сообщило, что в представленном при проведении проверки расчете оценки стоимости чистых активов была не заполнена одна строка, что привело к искажению данных. Вместе с этим письмом представлен уточненный расчет оценки стоимости чистых активов на дату, исследуемую в ходе проверки - на 30.09.2007 г., согласно которого стоимость чистых активов ООО составляет 613383000 руб.
На основании распоряжения руководителя Межрайонной ИФНС России N 3 по РК от 29.12.2007 г. N 3 проведена внеплановая проверка по вопросам выполнения предписания от 29.12.2007 г. N 2.
По ее результатам составлен акт от 26.02.2008 г. (л.д.81-82), которым отражен вывод о том, что предписание от 29.12.2007 г. N 2 выполнено, в частности уровень стоимости чистых активов ООО доведен до уровня соответствующего требованиям пункта 1 части 6 статьи 6 Закона N 244-ФЗ.
Вместе с тем 25.02.2008 г. руководителем Межрайонной ИФНС России N 3 по РК в отношении ООО вынесено предписание N 2 (л.д.17), которым ООО обязывается в срок до 03.03.2008 г. прекратить деятельность по организации азартных игр.
Из содержания названного предписания следует, что в ходе проведения проверки организатора азартных игр - ООО, проведенной на основании распоряжения Межрайонной ИФНС России N 3 по РК от 07.12.2007 г. N 2 в период с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. установлено, что стоимость чистых активов по состоянию на 01.07.2007 г. 5597000 руб. В результате чего обществу предписано прекратить деятельность по организации азартных игр по причине не соответствия требованиям Закона N 244-ФЗ.
Суд пришел к выводу, что данное предписание подлежит отмене на основании следующего.
Из содержания оспариваемого предписания следует, что оно вынесено по результатам проверки ООО проводимой в период с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. в ходе которой, как указано в предписании, установлено, что стоимость чистых активов общества по состоянию на 01.07.2007 г. составляет 5597000 руб.
Между тем, из акта от 29.12.2007 г., которым оформлялись результаты проверки ООО проводимой в период с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. следует, что стоимость чистых активов общества по состоянию на 01.07.2007 г. в ходе проведения данной проверки не выяснялась. Акт содержит сведения о стоимости чистых активов лишь по состоянию на 30.09.2007 г., сведений о стоимости чистых активов на 01.07.2007 г. в акте не содержится.
В последующем письмом от 14.01.2008 г. ООО представило в налоговый орган сведения о том, что по состоянию на 30.09.2007 г. (дату, на которую налоговым органом выяснялась стоимость чистых активов в ходе проверки, проводимой с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г.), стоимость чистых активов общества составляла 613383000 руб., то есть соответствовала требованиям Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, предписание от 25.02.2008 г. N 2, вынесенное, как указано в нем самом, по результатам проверки проводимой с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г. содержит выводы, не основанные на ее результатах.
Никакими иными проверками, проводимыми налоговым органом стоимость чистых активов ООО по состоянию на 01.07.2007 г. не выяснялась.
Из Инструкции о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.11.2007 г. N 100н (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.12.2007 г. N 10840) (пункт 15) и временных методических рекомендаций по организации контрольной работы налоговых органов в сфере организации и проведения азартных игр, доведенных письмом ФНС России от 24.09.2007 г. (пункт 4.13, 4.15) следует, что налоговому органу предоставлено право вынести предписание о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ только по результатам проведенной проверки и при соблюдении процедуры, установленной названными актами и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" под мероприятием по контролю понимается совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора) связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Из названного следует, что меры, принимаемые по результатам проведения мероприятия по контролю, являются составной частью мероприятия по контролю, и следовательно, могут приниматься только в пределах фактов, выясняемых в ходе проведения проверки и должны быть основаны на результатах проверки.
Вместе с тем, оспариваемое предписание содержит выводы, не основанные на результатах проведенной проверки.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 30.09.2007 г. (дату, на которую налоговым органом выяснялась стоимость чистых активов в ходе проверки, проводимой с 10.12.2007 г. по 29.12.2007 г.), стоимость чистых активов общества соответствовала требованиям Закона N 244-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, оснований для вынесения оспариваемого предписания у налогового органа не имелось.
С учетом изложенного, оно подлежит отмене как вынесенное с нарушением названных нормативных актов и нарушающее права и законные интересы истца.
В то же время, суд обращает внимание, что налоговый орган вправе проводить не только плановые, но внеплановые проверки соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, а основанием для проведения внеплановой проверки может служить получение налоговым органом информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений (абзац 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)").
С учетом изложенного налоговый орган не лишен возможности с соблюдением надлежащей процедуры осуществить проверку на предмет размера стоимости чистых активов ООО по состоянию на 01.07.2007 г.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины как за подачу иска, так и за подачу заявления о принятии обеспечительных мер возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявление удовлетворить.
2. Признать незаконным и отменить полностью предписание Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми от 25.02.2008 г. N 2 о немедленном прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, вынесенного в отношении общества с ограниченной ответственностью.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 3 по Республике Коми в пользу общества с ограниченной ответственностью 3000 рублей расходов по государственной пошлине.
4. Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления решения в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27 мая 2008 г. N А29-1406/2008 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании