Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 14 апреля 2008 г. N А29-8112/2007
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2008 г. N А29-8112/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2008 г. N А29-8112/2007 настоящее решение оставлено без изменения
Настоящее решение вступило в законную силу 16 июля 2008 г.
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управления Федерального казначейства по Республике Коми), Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми, третьи лица: ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми, ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми, Агентство Республики Коми по социальному развитию, Администрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, о взыскании убытков,
при участии в заседании представителей от истца, от ответчика и от третьих лиц
установил:
Открытое акционерное общество в лице филиала обратилось с иском о взыскании убытков в сумме 72112 руб. 92 коп., возникших в связи с предоставлением в 2006 году гражданам льгот по проезду на основании Федеральных законов "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных героев Ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также на основании "Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 г. и ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
До принятия решения по делу истец уточнил сумму иска и просит взыскать 48540 руб. 01 коп. убытков.
Управление Федерального казначейства исковые требования признало частично.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на исковое заявление не признает предъявленных к нему требований, ссылаясь на то, что убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот по указанным законам и соглашению, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.
ГУ РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в отзыве на иск указало, что из бюджета Республики Коми в 2004 году средства на возмещение доплат не выделялись.
Агентство по социальному развитию Республики Коми в отзыве на иск сообщило, что обязанности по финансированию указанных доплат на него не возложены, А. прав на льготу не имел, поскольку ранее обращался с заявлением на замену льгот денежной компенсацией, другие граждане, воспользовавшиеся льготой на основании Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда...", не проживают на территории Республики Коми.
Администрация Глав Республики Коми и Правительства Республики Коми в отзыве на иск указала, что на момент приобретения проездных билетов К. прав на льготу не имел, поскольку помощником депутата не являлся.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2006 году ОАО предоставляло льготы гражданам при проезде железнодорожным транспортом на основании Федеральных законов "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" и "О статусе Героев Советского Союза...".
Невозмещенные расходы истца по данной категории граждан составили 7924,70 руб. (с учетом НДС).
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда..." N 5-ФЗ от 09.01.1997 г., указанным в п. 1 данного Закона гражданам предоставляется бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.
В соответствии со ст. 7 Закона 5-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, расходы, связанные с реализацией названного Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона N 4301-1 от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза..." предусмотрено, что граждане, указанные в п. 1 Закона, имеют право на бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых пассажирских поездов.
В силу статьи 11 указанного Закона расходы, связанные с реализацией статьей 1, 4-9 настоящего Закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ от 22.12.2005 г. N 174-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год" действие статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ было приостановлено на 2006 год.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2006 год", средства на реализацию статьей 1, 4-9 Закона N 4301-1 и статьей 1-6 Закона N 5-ФЗ выделялись и перечислялись в бюджет Пенсионного фонда РФ.
По вопросам реализации названных статей между Пенсионным фондом РФ и Правительством Республики Коми было заключено Соглашение от 15.05.2006 г. N 28-86.
В соответствии с предметом соглашения Пенсионный фонд осуществлял в 2006 году перечисление средств после поступления их из федерального бюджета через счет ОПФР по Республике Коми на банковский счет уполномоченного органа исполнительной власти (Агентство Республики Коми по социальному развитию), а Правительство обеспечивало ежемесячное представление уполномоченным органом в ОПФР по Республике Коми до 10 числа месяца, предшествующего выплатному, заявки на финансирование расходов и отчета о фактически произведенных расчетах.
Как усматривается из материалов дела, заявки на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот гражданам С., А., А.А., В. Агентством по социальному развитию в ОПФР по Республике Коми не подавались.
Неиспользованные средства социальной поддержки в 2006 году были возвращены в доходы федерального бюджета (ч.4 ст.49 ФЗ N 189-ФЗ).
Факт предоставления льгот и размер возмещения подтверждаются представленными истцом документами: талонами на право бесплатного проезда и купонами пассажиров о продаже билетов.
Доводы Агентства о том, что расходы, связанные с предоставлением льгот А.А. и В.. не подлежат возмещению, поскольку они не проживают на территории Республики Коми, являются несостоятельными. В материалах дела не имеется сведений о том, где проживают указанные граждане, в связи с чем Истец не имеет возможности обратиться в соответствующее Агентство по социальному развитию с заявлением о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот.
Довод о том, что на момент приобретения билетов А. не имел прав на предоставление льготы, поскольку ранее обратился с заявлением о замене льгот денежной компенсацией, не может служить основанием к отказу в иске, поскольку льгота была представлена на основании предъявленного гражданином талона.
В силу вышеизложенного, возмещение расходов должно быть произведено за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Реализацией товаров (работ, услуг), согласно п. 1 ст. 39 Кодекса признается передача права собственности на товары (работы, услуги).
Согласно статье 153 Налогового кодекса РФ, при определении налогооблагаемой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Предметом спора является возмещение расходов (убытков), понесенных истцом в связи с предоставлением льгот.
Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, суммы, полученные в возмещение убытков, объектом налогообложения по НДС не являются.
На основании изложенного, из суммы убытков, исчисленной истцом, следует исключить налог на добавленную стоимость в размере 1207,10 руб.
К взысканию подлежит 6717 руб. 60 коп.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона N 3-ФЗ от 08.05.1994 "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации" помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеют право на бесплатный проезд в поездах междугородных сообщений в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации; для помощника депутата, избранного по одномандатному округу - в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен избирательный округ; для помощника депутата, избранного по Федеральному избирательному округу - в пределах того субъекта Российской Федерации, который определен ему депутатом Государственной Думы.
Продажа билетов осуществляется по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.1999 N 1004 "О порядке возмещения расходов, связанных с проездом членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и их помощников" в редакции постановления Правительства РФ N 349 от 13.07.2004, установлено, что возмещение предприятиям и организациям транспорта всех форм собственности потерь доходов, связанных с выдачей проездных документов членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам; производится Управлением делами Президента Российской Федерации за счет средств федерального бюджета на основании счетов, предъявляемых предприятиями и организациями транспорта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления N 1004 следует читать как "29.08.1994"
Как следует из материалов дела в 2006 году истцом были представлены льготы в виде бесплатного проезда по территории Республики Коми помощнику депутата К.В. К.
Предоставление льгот подтверждается купонами кассира, реестрами оформления проездных документов.
На основании договора N 9 от 01.01.2006 "О возмещении расходов, возникающих при перевозке железнодорожным транспортом помощников депутатов Государственной Думы" ОАО предъявило Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми счета за перевозки К. на сумму 3049 руб. 40 коп.
Счета не были приняты к оплате, поскольку на момент предоставление льгот (июль, сентябрь, октябрь 2006 года) К. помощником депутата не являлся.
Как следует из писем от 04.03.2008 N 2.5-32/50, 07.04.2008 Управления государственной службы и Кадров Аппарата Государственной Думы К. являлся помощником депутата Государственной Думы К.В. в период с 22.06.2004 по 29.05.2006, по окончании своей деятельности удостоверение помощника депутата не сдал.
Как видно из купонов кассира при приобретении билетов К. было предъявлено удостоверение помощника депутата, в связи с чем у истца не имелось оснований для отказа в предоставлении льгот.
На основании изложенного требовании о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по проезду К. подлежат удовлетворению за счет средств федерального бюджета в сумме 2585 руб. 64 коп. (за вычетом суммы НДС).
В соответствии со ст. 2 "Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993, инвалидам ВОВ I и II группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств - участников Соглашения один раз в году (туда и обратно). Инвалидам ВОВ III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50% скидка со стоимости проезда один раз в году (туда и обратно) по железной дороге.
Кроме того, сохранены сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним.
Лицам, сопровождающим в поездках инвалидов ВОВ I группы и лиц, приравненных к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50% скидку со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) железнодорожным транспортом.
На основании ст. 6 Соглашения транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
В соответствии со ст. 7 Соглашения основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд, предъявляемые в билетную кассу.
Исполнение взятых на себя Российской Федерацией обязательств является расходной статьей федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, в 2006 году ОАО предоставило льготы по проезду на основании Соглашения от 12.03.1993.
Предоставление льгот подтверждается реестрами оформления проездных документов, копиями купонов кассира, копиями талонов, предоставленных пассажирами, подтверждающими право на оформление льготного проездного документа.
Согласно расчету, в связи с предоставлением льгот истец понес расходы в сумме 37565 руб. 91 коп.
Доводы Управления Федерального казначейства по Республике Коми о том, что в расчет сумм, подлежащих возмещению, включена стоимость постельного белья, материалами дела не подтверждается.
В соответствии со ст. 24 "Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденных приказом МПС России от 26.07.2002 N 30, отрывные талоны на право льготного проезда "обратно" действительны до 31 января года, следующего за указанным в талоне годом.
П. осуществлял поездку по маршруту Ухта - Москва 07 января 2006 года по талону "обратно" за 2005 год, а поездку 09.11.2006 по маршруту Ухта - Москва по талону "обратно" за 2006 год. В этой связи, нарушений со стороны истца по оформлению льготного проездного документа не было, льгота была предоставлена на законных основаниях.
Ссылку Управления Федерального казначейства по Республике Коми на Положение о порядке проведения операций по доходным счетам Министерства путей сообщения Российской Федерации, утвержденного приказом Центрального банка Российской Федерации от 25.03.1994 N 82, суд считает необоснованной.
Пунктом 2 Положения установлено, что исходя из особенностей организации железнодорожных перевозок грузов и пассажиров и расчетов за них денежные поступления от перевозок, зачисляемые на доходные счета МПС, открытые железным дорогам, принадлежат им не полностью и должны распределяться между железными дорогами - участниками перевозок.
Между тем, иск заявлен ОАО, в состав которого входят все федеральные железные дороги.
Из Положения не следует, что оно распространяется на отношения, связанные с международными перевозками.
В этой связи довод Управления Федерального казначейства по Республике Коми о том, что убытки подлежат возмещению пропорционально доле, причитающейся ОАО, является безосновательным.
Статьей 8 Соглашения установлено, что возмещение транспортными организациями расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в данном Соглашении, осуществляется сторонами в соответствии с национальным законодательством.
Поскольку специальные правила реализации Соглашения отсутствуют, следует руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым исполнение взятых Российской Федерацией обязательств, вытекающих из заключенных международных договоров и соглашений, является расходной статьей федерального бюджета.
На основании изложенного исковые требования ОАО о возмещении убытков в связи с предоставлением льгот на основании Соглашения, подлежат удовлетворению в сумме 34432 руб. 25 коп.
По основаниям, указанным выше, из заявленной суммы суд исключает 3133 руб. 66 коп., составляющие налог на добавленную стоимость.
Учитывая, что убытки подлежат возмещению из средств федерального бюджета, Республика Коми является ненадлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, ч. 1 ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны в пользу ОАО 43735 руб. 49 коп. в возмещение убытков и 1941 руб. 60 коп. в возмещение судебных расходов истца.
В остальной части иска отказать.
В отношении Республики Коми в иске отказать.
Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 721 руб. 80 коп.
Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Республики Коми в месячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 14 апреля 2008 г. N А29-8112/2007 (извлечение)
Настоящее решение вступило в законную силу 16 июля 2008 г.
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании