Решение Арбитражного суда Республики Коми
от 28 апреля 2008 г. N А29-8830/2007
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества в лице филиала, к администрации Муниципального района "Сосногорск", при участии Прокурора Республики Коми о признании недействующим пункта 1 постановления от 08.10.2007 года N 1176,
при участии в заседании представителей от заявителя и от прокурора
установил:
Открытое акционерное общество в лице филиала обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса (о чем имеется запись в протоколе судебного заседания 21.04.2008 г.) о признании недействующим пункта 1 постановления Главы Муниципального района "Сосногорск" от 08.10.2007 г. N 1176.
На основании части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил Прокурор Республики Коми.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, ответчик явку своего представителя не обеспечил. Суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия его представителя.
В отзыве ответчик с требованиями не согласен.
Прокуратура Республики Коми в отзыве указала, что заявление подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое постановление вынесено неполномочным лицом.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя и прокурора, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 08.10.2007 г. Главой Муниципального района "Сосногорск" - руководителем администрации района вынесено постановление N 1176 "Об ограничении движения большегрузного автомобильного транспорта на территории города Сосногорска". Постановление опубликовано в районной газете "Заря Тимана" N 158-159 от 08.11.2007 г.
Пунктом 1 указанного постановления введено ограничение движения по улицам города грузового автотранспорта с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны.
По мнению заявителя, обозначенным пунктом вводится постоянное ограничение движения транспортных средств, что противоречит статье 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон "О безопасности дорожного движения"), которой установлена возможность введения лишь временных ограничений.
10.03.2008 г. Прокурором города Сосногорска на постановление Главы Муниципального района "Сосногорск" от 08.10.2007 г. N 1176 принесен протест, по результатам рассмотрения которого Главой Муниципального района "Сосногорск" 21.03.2008 г. вынесено постановление N 293 "О внесении изменений в постановление от 08.10.2007 г. N 1176", в соответствии с которым пункт 1 оспариваемого постановления изложен в следующей редакции: "Временно ограничить движение по улицам города грузового автотранспорта с грузоподъемностью свыше 3,5 тонн в период с 01.11.2007 г. по 15.12.2007 г., в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями в данный период". Указанное постановление опубликовано в газете "Заря Тимана" от 25.03.2008 г. N 40 (4311).
В то же время, суд пришел к выводу, что требования заявителя должны быть рассмотрены по существу, ввиду следующего.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определении от 12.07.2006 г. N 182-О следует, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, заявитель является владельцем грузового автотранспорта с грузоподъемностью свыше 3,5 тонны, расположенного в г. Сосногорске и используемого им для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, пункт 1 оспариваемого нормативного акта затрагивает его права и обязанности в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В результате проверки оспариваемого заявителем положения на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. При этом, основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Статьей 16 Закона Республики Коми от 11.01.2005 г. N 1-РЗ "Об автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности Республики Коми" установлены случаи временного прекращения или ограничения движения. Указанный закон распространяется на автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности Республики Коми.
В отношении дорог местного (муниципального) значения оснований временного ограничения или прекращения движения транспортных средств законодательством Республики Коми не установлено.
Из указанного следует, что ограничение или прекращение движения транспортных средств может иметь место только при наличии оснований строго обозначенных в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и могут носить только временный характер.
Из пункта 1 постановления Главы Муниципального района "Сосногорск" от 08.10.2007 г. N 1176 следует, что устанавливаемое им ограничение носит постоянный характер.
Ввиду изложенного суд пришел к выводу, что указанный пункт противоречит статье 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Судом также установлено, что пункт 1 оспариваемого нормативного акта нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку вводил для него незаконные ограничения.
Из положений части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании при проверке оспариваемого акта или его отдельного положения, не только устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, но также проверяет и полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При проверке полномочий лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт судом установлено следующее.
Из части 1 статьи 4 Устава муниципального образования муниципального района "Сосногорск" следует, что в состав муниципального района "Сосногорск" входят территории поселений: Сосногорск, Войвож, Нижний Одес, Верхнеижемский, Вис, Ираёль, Керки, Малая Пера, Поляна, Усть-Ухта.
В соответствии со статьей 28 Закона Республики Коми от 05.03.2005 г. N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" в состав муниципального образования на территории поселения Сосногорск, входят город республиканского значения Сосногорск и поселок сельского типа Лыаель. Муниципальное образование на территории поселения Сосногорск имеет статус городского поселения. Административным центром муниципального образования на территории поселения Сосногорск является город республиканского значения Сосногорск.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления, к вопросам местного значения поселения относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 названного Закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 7 Устава муниципального района "Сосногорск" к вопросам местного значения муниципального района отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района "Сосногорск", за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 части 1 статьи 83 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений, при это законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Частью 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 26.09.2006 г. N 68-РЗ "Об особенностях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в переходный период на территории Республики Коми" установлено, что на 2007 год к вопросам местного значения вновь образованных муниципальных образований поселений относятся вопросы местного значения, установленные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, за исключением пункта 1 (в части формирования, исполнения бюджета и контроля за исполнением данного бюджета).
Следовательно, указанным Законом к вопросам местного значения муниципальных районов на 2007 год были отнесены вопросы местного значения вновь образованных муниципальных образований поселений только в части формирования, исполнения бюджета и контроля за исполнением данного бюджета.
Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 7 Устава муниципального района "Сосногорск" предусмотрено право органов местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий.
Соглашений о передаче полномочий в части содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения между муниципальным образованием городского поселения "Сосногорск" и муниципальным районом "Сосногорск" на 2007 год не заключалось.
Из изложенного следует, что Глава Муниципального района "Сосногорск" не уполномочен принимать решения о введении ограничения движения транспортных средств на дорогах общего пользования на территории муниципального образования городского поселения "Сосногорск".
Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела положение постановления Главы Муниципального района "Сосногорск" от 08.10.2007 г. N 1176 принято не компетентным органом.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
Руководствуясь статьями 150, 151, 167-171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать пункт 1 постановления Главы Муниципального района "Сосногорск" от 08.10.2007 года N 1176 "Об ограничении движения большегрузного автомобильного транспорта на территории города Сосногорска" недействующим, как несоответствующий статье 14 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьям 14, 15, 83 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 1 Закона Республики Коми от 26.09.2006 г. N 68-РЗ "Об особенностях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в переходный период на территории Республики Коми".
3. В остальной части производство по делу прекратить.
4. Взыскать с администрации Муниципального района "Сосногорск" в пользу открытого акционерного общества 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины. Выдать исполнительный лист.
5. Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28 апреля 2008 г. N А29-8830/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании