В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в главу 23 "Налог на доходы физических лиц" внесены изменения и дополнения в статьи 224 и 228, касающиеся порядка налогообложения выигрышей.
Вышеуказанным Федеральным законом предусмотрено, что с 1 января 2002 года удержание налога на доходы физических лиц с выигрышей организаторы игорного бизнеса не производят, а уплата налога с таких сумм должна производиться непосредственно физическими лицами путем подачи декларации по налогу на доходы в налоговой орган по месту жительства.
Согласно положениям статьи 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог с полученных выигрышей. В данном случае организаторы лотерей освобождаются от обязанности налоговых агентов в части исчисления и удержания налога при выплате дохода физическим лицам, однако у них сохраняется обязанность представления в налоговый орган сведений о суммах выплаченных физическим лицам доходов в виде выигрышей.
Пунктом 2 ст.230 Кодекса для всех налоговых агентов установлена обязанность представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Исключение составляют только сведения о доходах, выплаченных индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), при условии, что эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
Поскольку для организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) каких-либо исключений статьей 230 Кодекса не предусмотрено, обязанность ведения учета выплачиваемых ими физическим лицам доходов и представление сведений о доходах осталась за налоговыми агентами - организаторами игорного бизнеса, являющимися источниками выплаты дохода.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) обязаны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Центрального Банка России от 22.09.93 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 15 Порядка при выдаче денег отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или иной документ), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Получение денежных средств подтверждается распиской получателя в платежном документе.
При осуществлении выплат выигрышей организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) обязаны оформлять расходные документы согласно вышеуказанному Порядку с указанием паспортных данных физического лица.
В связи с этим организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) обязаны в общеустановленном порядке вести первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств и т.д.
Таким образом, в обязанности налоговых агентов - организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использование игровых автоматов) согласно статьям 24 и 230 Кодекса входит ведение учета выплаченных доходов физическим лицам и представление сведений о выплаченных этими лицами доходах в налоговый орган.
В соответствии со статьей 126 Кодекса за непредставление налоговому органу сведений о доходах физических лиц в установленный законодательством срок, предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
Согласно ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представления таких сведений не в полном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплат труда.
Отдел налогообложения физических лиц
УМНС России по Республике Коми
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления ФНС РФ по Республике Коми от 15 ноября 2004 г. "Порядок представления в налоговые органы организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) сведений о доходах, выплаченных физическим лицам"
Текст разъяснений официально опубликован не был