Каждая организация обязана как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводить сверку расчетов с бюджетом. Таково требование пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Чтобы своевременно выявлять ошибки, допущенные как налоговым инспектором, так и налогоплательщиком, бухгалтеру целесообразно постоянно контролировать состояние расчетов организации с бюджетом.
Налогоплательщик может не знать о возникшей задолженности. Например, в платежном документе по ошибке указан КБК другого налога. В этом случае средства зачисляются в бюджет и разносятся в лицевом счете налогоплательщика в соответствии с кодом, отраженным в платежном поручении. При этом по подлежащему уплате налогу числится недоимка. Налоговая инспекция выставляет налогоплательщику требование о добровольном погашении задолженности.
Если сумма налога зачислена по неправильному КБК, но в тот же бюджет, можно сделать "переброску" между налогами. Для этого организация должна подать в налоговую инспекцию заявление с просьбой произвести зачет.
Зачет невозможен, если сумма перечислена в другой бюджет. В этом случае организация обязана погасить задолженность, еще раз перечислив налог по правильным реквизитам. С даты возникновения обязанности по уплате налога до момента погашения задолженности на недоимку начисляются пени.
Иногда бухгалтеры по ошибке указывают в платежном документе не детализированный, а общий КБК или несуществующий код. Орган федерального казначейства не может зачислить сумму налога в бюджет - такие платежи признаются невыясненными. Пока они не будут зачислены на соответствующий КБК, обязанность по уплате налога считается невыполненной. Это означает, что с суммы образовавшейся недоимки налогоплательщик будет уплачивать пени.
Бывают и другие причины для проведения сверки. Так, банки при выдаче кредитов, а также лицензирующие, таможенные и другие органы могут потребовать от организации справку о состоянии расчетов с бюджетом, подтверждающую отсутствие задолженности. Но прежде чем обратиться за такой справкой, организации лучше провести сверку расчетов.
Не избежать налогоплательщику сверки расчетов и при возврате или зачете образовавшейся переплаты. Налоговый орган, прежде чем вернуть налогоплательщику сумму переплаты либо произвести зачет, должен убедиться в фактическом наличии такой суммы. Это право предоставлено налоговым органам пунктом 3 статьи 78 НК РФ.
Порядок проведения сверки установлен приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками" (далее - приказ N САЭ-3-27/468@).
Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится в обязательном порядке в следующих случаях:
- по инициативе налогоплательщика;
- с крупнейшими налогоплательщиками;
- при переходе налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Проведение сверки расчетов с бюджетом по инициативе налогоплательщика начинается с подачи в налоговую инспекцию заявления, составленного в произвольной форме, в котором указываются наименование организации, ИНН, КПП и виды налогов, расчеты по которым следует проверить. Подписанное руководителем организации заявление налогоплательщик может представить в налоговую инспекцию лично, через представителя или направить по почте.
При приеме заявления лично на втором экземпляре заявления должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками обязано по просьбе налогоплательщика (его представителя) проставить отметку о принятии и дате представления заявления.
Получив заявление, сотрудник отдела работы с налогоплательщиками в течение пяти рабочих дней формирует акт сверки расчетов с бюджетом по форме 23-а (краткая), утвержденной приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. В акте отражается состояние расчетов с бюджетом по каждому налогу на дату сверки.
Если сведения налогового органа, содержащиеся в акте по форме 23-а, совпадают с данными налогоплательщика, на этом процедура сверки заканчивается. Срок ее проведения не должен превышать 10 дней. Составленный акт подписывают налогоплательщик и сотрудник отдела работы с налогоплательщиками. Один экземпляр акта передается организации, другой остается в налоговой инспекции.
При выявлении расхождений срок проведения сверки увеличивается до 15 дней. Налоговый инспектор сверяет данные информационных ресурсов налогового органа с показателями первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки по форме 23 (полная), в котором приводятся причины возникновения расхождений и предложения налогового органа по их устранению. Акт сверки подписывает сотрудник налоговой инспекции и налогоплательщик.
Затем составляется новый акт по форме 23-а (краткая) с учетом изменений, внесенных в лицевые счета налогоплательщика. После подписания акта представителями сторон один экземпляр передается организации, а другой остается в налоговой инспекции.
Если выявлены ошибки в данных налогоплательщика налоговый орган направляет ему уведомление с перечнем ошибок, обнаруженных при сверке. На основании уведомления налогоплательщик исправляет их.
Сверка расчетов при постановке организации на учет в другой инспекции проводится для того, чтобы передать сальдо расчетов в налоговый орган по новому месту постановки организации на учет. Акт сверки составляется в трех экземплярах. Первый вручается налогоплательщику, второй направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет, а третий остается в инспекции по месту проведения сверки.
Для проведения сверки налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию уведомлением с указанием даты проведения сверки. Если налогоплательщик не явился для проведения сверки, один экземпляр акта по форме 23-а (краткая) отправляют организации по почте. В налоговый орган по новому месту постановки на учет направляется подписанный в одностороннем порядке акт с приложением уведомления, подтверждающие, что налоговая инспекция приглашала организацию для проведения сверки и направляла ей акт сверки по почте.
Организации, которые встают на учет в инспекциях других регионов России, должны знать, что в новую налоговую инспекцию передать переплату по региональным и местным налогам нельзя - в уплату регионального (местного) налога на территории другого субъекта Российской Федерации (муниципального образования) она не засчитывается. Ее можно либо зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам, либо возвратить налогоплательщику на его расчетный счет.
Отдел работы с налогоплательщиками
и СМИ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Управления ФНС РФ по Республике Коми от 29 июля 2005 г. "О сверке расчетов с бюджетом"
Текст разъяснений официально опубликован не был