Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Государственного Совета
Республики Коми
от 30 июня 2000 г. N II-5/11
Основания отклонения предложений Прокурора Республики Коми о необходимости приведения в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации отдельных норм Конституции Республики Коми
1. По статье 3.
В первом предложении статьи 3 Конституции Республики Коми юридически оформляется фактическое историческое положение о том, что началом появления государственности на нынешней территории Республики Коми является народ Республики Коми. Указанная норма не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку в ней ничего по этому вопросу не говорится.
Учитывая, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы", то закрепление во втором предложении обязанности государства - Республики Коми - "на поддержание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа" вытекает из норм Конвенции N 169 Международной организации труда, принятой 7 июня 1989 года в Женеве - Конвенции о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. Так, в этом документе говорится (подпункт "Ь" пункта 1 статьи 1), что она распространяется "на народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ и которые независимо от их правового положения сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты".
В части 1 статьи 2 Конвенции говорится об ответственности правительств государств "за проведение, с участием соответствующих народов, согласованной и систематической деятельности по защите прав этих народов и установлению гарантий уважения их целостности", а в части 2 статьи 2 конкретизируются меры этой деятельности, направленные на (подпункты "Ь", "с" пункта 2 статьи 2) "содействие полному осуществлению социальных, экономических и культурных прав этих народов при уважении их социальной и культурной самобытности, их обычаев и традиций и их институтов; содействие лицам, принадлежащим к соответствующим народам, в ликвидации различий в социально-экономических условиях, которые могут существовать между коренными и другими членами национального сообщества, методами, соответствующими их стремлениям и образу их жизни".
Кроме того, в пункте 1 статьи 4 говорится, что "В случае необходимости применяются специальные меры для охраны лиц, принадлежащих к соответствующим народам, их институтов, собственности, труда, культуры и окружающей среды.".
В статье 5 закрепляются положения о том, что "При применении положения настоящей Конвенции:
a) признаются и охраняются указанные социальные, культурные, религиозные и духовные ценности и практика указанных народов и должным образом учитывается характер проблем, с которыми они сталкиваются как группы и отдельные лица;
b) уважается неприкосновенность ценностей, практики и институтов указанных народов;
c) проводится политика, направленная на смягчение трудностей, переживаемых указанными народами в связи с новыми условиями жизни и труда, с участием соответствующих народов и в сотрудничестве с ними.".
Пункт 2 статьи 7 закрепляет положение о том, что "Улучшение условий жизни и труда и повышение уровня здравоохранения и образования соответствующих народов с их участием и при их сотрудничестве являются приоритетным вопросом в планах общего экономического развития населяемых ими областей. Специальные проекты развития указанных областей также составляются с учетом содействия такому улучшению.".
В части 3 статьи 28 закрепляется положение о том, что "Принимаются меры для сохранения коренных языков соответствующих народов и для содействия их развитию и применению.".
Таким образом, конституционные гарантии сохранения первоисточника государственности на территории нынешней Республики Коми не противоречат действующему федеральному законодательству и в то же время органически связаны с действующими международными нормами, регулирующими этот институт.
2. По статьям 19 и 20.
В связи с предложенным Государственным Советом Республики Коми в принятом в первом чтении проекте закона Республики Коми "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Коми" новым определением понятия гражданства (новая редакция статьи 10), в статьях 19 и 20 Конституции Республики Коми речь идет о правах и обязанностях лиц, проживающих на территории Республики Коми, что не ограничивает прав иных лиц. Эта возможность допускается при принятии в Республике Коми закона, налагающего обязанности и предоставляющего некоторые права только жителям Республики Коми. К примеру, федеральным избирательным законодательством при выборах в органы государственной власти и местного самоуправления в Республике Коми активное избирательное право предоставлено только жителям республики.
3. По части первой статьи 33.
Следует использовать понятие "гражданин Республики Коми", предложенное в новой редакции статьи 10 Конституции Республики Коми.
4. По части третьей статьи 33.
Нормы данной части полностью соответствуют положениям части третьей статьи 32 Конституции Российской Федерации.
5. По статье 48.
В соответствии с определением понятия гражданства (новая редакция статьи 10 Конституции Республики Коми) и с учетом осуществления призыва на военную службу по месту жительства в данной статье подразумеваются жители Республики Коми.
6. По статье 59.
В соответствии с определением понятия гражданства (новая редакция статьи 10 Конституции Республики Коми) государство (Республика Коми) правомочно предоставлять своим гражданам дополнительные гарантии к установленным федеральным законодательством, в том числе на защиту и покровительство за пределами территории республики.
7. По части второй статьи 66.
В Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 78) содержится указание на возможность заключения соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях "если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам". Дублирование в Конституции Республики Коми нормы, предписывающей определенный порядок осуществления деятельности федеральных органов государственной власти, является некорректным, так как субъекты Российской Федерации не имеют права устанавливать какие-либо обязательства для федеральных органов государственной власти.
В части второй статьи 66 Конституции Республики Коми органам исполнительной власти Республики Коми предоставлено право принимать на себя выполнение ряда обязательств, что полностью соответствует части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации.
8. По части первой статьи 76.
Конституция Российской Федерации абсолютно не регулирует институт законодательной инициативы в законодательном органе власти субъекта Российской Федерации. Некоторое развитие он получил в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в статье 6 которого говорится, что "конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации.". Таким образом, закрепление в Конституции Республики Коми права законодательной инициативы за Съездом коми народа и его исполнительным органом не противоречит действующему федеральному законодательству.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Конвенции МОТ N 169 от 7 июня 1989 года: "При применении положений настоящей Конвенции правительства:
a) проводят с соответствующими народами консультации с использованием соответствующих процедур и, в частности, через их представительные институты, всякий раз, когда рассматриваются вопросы о принятии законодательных или административных мер, которые могут непосредственно затрагивать их;
b) устанавливают процедуры, посредством которых указанные народы могут свободно и по крайней мере в не меньшей степени, чем другие группы населения, участвовать в принятии на всех уровнях решений в выборных учреждениях и в административных и иных органах, ответственных за политику и программу, которые касаются их;
c) создают условия для полного развития собственных учреждений и инициатив указанных народов и при необходимости предоставляют ресурсы, требующиеся для этих целей.".
9. По части первой статьи 79.
В части первой статьи 79 Конституции Республики Коми говорится не об ограничениях, а лишь о праве быть депутатом Государственного Совета Республики Коми и депутатом представительного органа местного самоуправления. Таким образом, норма части первой статьи 79 не противоречит Конституции Российской Федерации, а ограничения, установленные в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" для депутатов законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации действуют в полном объеме.
10. По части первой статьи 81.
В указанной норме речь идет об активном избирательном праве, которым обладают жители Республики Коми.
11. По пункту 11 статьи 85.
В данной норме не указан вид закона, а в соответствии с пунктом "в" статьи 63 Конституции Республики Коми вопросы гражданства в Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации. В пункте 11 статьи 85 Конституции Республики Коми имеется в виду возможность решения данных вопросов Главой Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.
12. По части первой статьи 88.
Термин "неприкосновенность" до настоящего времени в России не имеет официального закрепленного понятия, распространявшегося бы на все случаи его употребления. Идентификация содержания неприкосновенности Главы Республики Коми по аналогии с неприкосновенностью судей в Российской Федерации либо членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов Российской Федерации, либо местного самоуправления является как неприемлемой, так и не подлежащей расширительному толкованию. В Конституции Российской Федерации содержатся основные принципы неприкосновенности любой личности (статьи 22, 23, 25), распространяющиеся в том числе и на Главу Республики Коми.
13. По положениям Конституции Республики Коми, касающимся приведения их в соответствие с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с нормами части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации "Система органов государственной власти республик ... устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.". Такой Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 сентября 1999 года. Указанным Законом в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами федерального законодательства и обеспечения преемственности власти установлен переходный период в два календарных года, срок которого истекает 19 октября 2001 года.
Следовательно, у законодательного (представительного) органа республики еще имеется время для приведения Конституции Республики Коми и законодательства Республики Коми в соответствие с нормами обозначенного Федерального закона.
Кроме того, поспешность приведения республиканского законодательства в соответствие с нормами указанного федерального закона является неоправданной также и потому, что в настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект федерального закона, внесенный Президентом Российской Федерации, предусматривающий ряд существенных изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". После вступления в силу данного федерального закона должна начаться работа по совершенствованию норм Конституции Республики Коми и иных законодательных актов Республики Коми, касающихся организации и деятельности органов государственной власти Республики Коми.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.