Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 19 апреля 2005 г. N А29-10660/04-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителей от ответчиков: Министерства финансов Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации,
рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2005. по делу N А29-10660/04-3э, принятое по иску ОАО к ответчикам: Отделу жилищных субсидий МУП, Министерству финансов Республики Коми, Министерству финансов Российской Федерации, Администрации МО "Сысольский район", третье лицо: МУП о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03 марта 2005 года по делу N А29-10660/04-3э частично удовлетворены исковые требования ОАО, с Министерства финансов Российской Федерации взысканы в его пользу убытки в сумме 40584,96 руб.
Министерство финансов Российской Федерации не согласно с решением суда первой инстанции, считает, что порядок финансирования субсидий утвержден Указом Главы Республики Коми от 21.10.1996. N 277, согласно которому источником средств, направляемых на компенсацию расходов является местный бюджет, в связи с чем, убытки, возникшие у истца, следует возложить местный бюджет.
ОАО, Министерство финансов Республики Коми, в отзывах на апелляционную жалобу считают ее необоснованной и не подлежащей удовлетворению, просят решение суда оставить без изменения.
Администрацией МО "Сысольский район", Отделом жилищных субсидий МУП, МУП отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Дело рассматривается в отсутствие представителей ОАО, Администрации МО "Сысольский район", Отдела жилищных субсидий МУП, МУП, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном порядке.
Законность принятого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обжалуется только часть судебного акта, при этом лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Оценив правовые позиции сторон, изложенные в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителей Министерства финансов Республики Коми и Министерства финансов Российской Федерации, данные в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что ОАО в течение 2001 года во исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" предоставляло гражданам, проживающим в Сысольском районе, субсидии по коммунальным услугам, а именно, по оплате поставленного природного газа. В результате предоставления таких субсидий у истца возникли убытки, судом первой инстанции правильно определена их сумма - 40584,96 руб., с учетом частичного применения срока исковой давности, а также исключения из нее налога на добавленную стоимость.
Вышеуказанными нормативными актами предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) - в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления указанных услуг, с учетом совокупного дохода семьи.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Закона от 12.10.1996 г. N 9-ФЗ) источники финансирования указанных субсидий определяются законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеупомянутого Закона N 9-ФЗ следует читать "12.01.1996"
В соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
С учетом того, что в спорный период времени действующим законодательством механизм реализации затрат по предоставляемым компенсациям (субсидиям) на законодательном уровне разработан не был, возложение обязанности по возмещению убытков, возникших в 2001 году на казну субъекта Российской Федерации и муниципальное образование представляется необоснованным.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления" и статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение источника затрат, возникших в результате исполнения отдельных государственных полномочий, не относится к компетенции органов местного самоуправления. Кроме того, в силу ст.4 Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъекта Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими такие решения.
В связи с тем, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не исполнил своих обязанностей по урегулированию механизма возмещения льгот, предусмотренных федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, возмещение возникших при этом убытков должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Согласно 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации, касающиеся вопроса о возложении ответственности за причиненные убытки на органы, представляющие местный бюджет, вследствие невыполнения ими указаний Главы Республики Коми (по Указу от 02.02.2001. N 45) представляются несостоятельными в связи с тем, что данный нормативный акт не может применяться к спорным правоотношениям при отсутствии на тот момент определения источника финансирования на законодательном уровне. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 марта 2005 года по делу N А29-10660/04-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 19 апреля 2005 г. N А29-10660/04-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании