Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 21 июня 2005 г. N А29-11478/04-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от истца, от ответчика и от третьего лица,
рассмотрев 16 июня 2005 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 апреля 2005 года по делу N А29-11478/04-3э, принятое по иску ОАО в лице филиала, г.Сыктывкар к Управлению по социальным вопросам Администрации Муниципального Образования "Усть-Вымский район", с.Айкино, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, г.Сыктывкар, Министерству финансов Республики Коми, г.Сыктывкар о взыскании 289106 руб. 73 коп.,
установил:
ОАО в лице филиала обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Управления по социальным вопросам Администрации МО "Усть-Вымский район" (далее - Управление по социальным вопросам), Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми (далее - Министерство финансов РФ), Министерства финансов Республики Коми (далее - Министерство финансов РК) 435146,92 руб. 00 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по услугам связи в 2003 году на основании Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, Закона Республики Коми "О социальной защите инвалидов в Республике Коми" от 27.05.1992 г., возмещение расходов по которым должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Коми.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчиков убытки в размере 289106 руб. 73 коп., в том числе по льготам связи, предоставленным в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ в сумме 289070 руб. 73 коп. без учета НДС (телефон) и в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите инвалидов в Республике Коми" от 27.05.1992 г. в сумме 36 руб. 00 коп. без учета НДС (оплата за установку и пользование телефоном) в связи с тем, что задолженность по льготам в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ погашена в декабре 2004 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18 апреля 2005 года исковые требования о взыскании убытков в размере 289070 руб. 73 коп. удовлетворены за счет казны Российской Федерации и взысканы в пользу ОАО с Министерства финансов Российской Федерации, в удовлетворении исковых требований ОАО о взыскании убытков с Управления по социальным вопросам Администрации МО "Усть-Вымский район" и Министерства финансов Республики Коми отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку утверждение истца об отсутствии доказательств того, что действия ответчика повлекли для истца причинение убытков, а также о бездействии ответчика при формировании бюджета по планированию и учету расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", считает не подтвержденными документально.
Таким образом, заявитель полагает, что суд первой инстанции нарушил нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения и является основанием для его отмены по правилам статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отзыву Министерство финансов Республики Коми с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласно, считает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи (оплата установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им), производится за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, поэтому считает правомерным возмещение указанных расходов Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми.
Таким образом, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу указало, что в силу своей уставной деятельности отказывает услуги связи населению и организациям на территории Республики Коми в соответствии с Федеральными законами "О связи", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в соответствии с Законом Республики Коми "О социальной защите инвалидов в Республике Коми".
В силу того, что обязательства, взятые на себя Российской Федерацией по финансированию недополученного дохода по оплате услуг связи, не исполнены, ОАО понесло убытки, обусловленные не возмещением недополученного дохода в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи.
При этом возмещение недополученного дохода при предоставлении льгот по оплате услуг связи гарантируется за счет средств федерального бюджета либо соответствующего бюджета субъекта РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 года N 6/8 указывает на то, что если юридическое лицо обратилось с требованием о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, то ответчиком по такому делу должна признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового органа.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства от 06 марта 1998 года N 273, от имени казны РФ действует Министерство финансов РФ, поэтому взыскание убытков с Министерства финансов Российской Федерации истец считает обоснованным и правомерным.
Таким образом, ОАО считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В течение 2003 года филиал ОАО во исполнение Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ и Закона Республики Коми "О социальной защите инвалидов в Республике Коми" от 27.05.1992 г. предоставляло льготы по пользованию услугами связи отдельным категориям граждан, а именно, ветеранам, проживающим на территории муниципального образования "Усть-Вымский район".
Согласно акту сверки между Усть-Вымским филиалом ОАО и Управлением по социальным вопросам МО "Усть-Вымский район" задолженность за 2003 год по льготам, предоставляемым на основании Федерального закона "О ветеранах" за счет средств федерального бюджета (телефон) составляет 289070,73 руб. (без НДС), при этом расходы по льготам составили 1433849 руб. 86 коп., тогда как на оплату абонентской платы за телефон поступило 1144779 руб. 13 коп.
Основанием для обращения в суд явились убытки истца в виде недополученных доходов в размере 289070 руб. 73 коп, возникшие в связи с исполнением им обязанностей, установленных законами Российской Федерации и Республики Коми, которые не были возмещены Управлением по социальным вопросам Администрации МО "Усть-Вымский район" вследствие отсутствия финансирования из федерального бюджета.
Согласно статье 30 Федерального закона "О связи" от 16.02.95 года N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "в" подпункта 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным Федеральным законом, в том числе, на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Порядок возмещения расходов, указанных в данной статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" от 15.12.2000 N 963 утверждены Правила возмещения в 2000 году указанных расходов.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил финансирование расходов, понесенных операторами связи в результате предоставления услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим льготы по оплате услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2003 года N 85 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" действие вышеуказанного постановления Правительства РФ было продлено до 31 декабря 2003 года.
Как усматривается из материалов дела, за период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Усть-Вымский район" на возмещение расходов по предоставлению льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" перечислено 1250000 руб. 00 коп., которые были распределены между операторами связи.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При этом источником возмещения таких убытков является соответственно казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования.
С учетом изложенного исковые требования о взыскании убытков, причиненных в результате не возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по услугам связи, подлежат взысканию в данном случае с Министерства финансов Российской Федерации, как финансового органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.
Таким образом, расходы на компенсацию затрат, связанных с предусмотренными нормативными актами льготами, являются особой формой бюджетных расходов и отсутствие в бюджете денежных средств, необходимых для возмещения названных расходов, не влечет отсутствие ответственности по возмещению указанных льгот оператору связи, либо переложения соответствующих финансовых затрат на вовлекаемые в механизм возмещения льгот иные лица.
Довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства бездействия ответчика при формировании бюджета по планированию и учету расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О ветеранах", повлекшее для истца причинение убытков, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Ссылка заявителя на то, что в случае, если расходы на реализацию законодательного или нормативного правового акта не предусмотрены законом о бюджете либо предусмотрены частично, то применяется Закон о бюджете, не обоснована.
Статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяется в том случае, если речь идет о финансировании расходов, не предусмотренных бюджетом.
В нарушение указанной нормы Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми доказательств того, что в федеральном бюджете на 2003 год не предусмотрено финансирование (полностью или частично) указанного закона, не представлено.
Действие Федерального закона "О ветеранах" не отменялось и не приостанавливалось.
В данном случае имеют место затраты истца по предоставлению льгот, которые не были возмещены по причине недофинансирования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми, но взысканию не подлежат на основании статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.04.2005 года по делу N А29-11478/04-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 21 июня 2005 г. N А29-11478/04-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании