Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 29 июня 2005 г. N А29-1152/05А
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 апреля 2005 года по делу N А29-1152/05А, принятое по заявлению ОАО к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о признании незаконным действия, выразившегося в нарушении срока проведения выездной налоговой проверки,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18 апреля 2004 года по делу N А29-1152/05А в удовлетворении требований отказано.
Заявитель не согласен с решением суда, просит его отменить, указав, что понятие филиал (представительство), закрепленное Гражданским кодексом РФ не идентично понятию обособленного подразделения, закрепленного Налоговым кодексом РФ в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для продления срока выездной налоговой проверки.
Ответчик не согласен с доводами жалобы, просит оставить её без удовлетворения, решение суда без изменения, указав, что выездная налоговая проверка проведена без нарушения сроков ее проведения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы на основании нижеследующего.
Руководителем Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщиком по Республики Коми 21.10.2003 г. было принято решение N 6 о проведении выездной налоговой проверки ОАО, его филиалов и структурных подразделений (Управление общественного питания, Центральная база производственного обслуживания, Управление капитального и подземного ремонта скважин, Управление проката и ремонта электропогружных установок, Жилищно-эксплуатационное управление, Учебно-курсовой комбинат по профессиональному обучению кадров, Научно-исследовательский и проектный институт, Дирекция территориального производственного предприятия, НГДУ) по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства за период с 01.01.2001 г. по 31.12.2002 г.
Решением Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по РК N 3 от 24.12.2003 г. проверка приостановлена на 49 рабочих дней. Решением Инспекции N 2 от 09.03.2004 г. проведение проверки возобновлено.
Решением Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Коми N 7 от 31.08.2004 г. проведение выездной налоговой проверки было продлено до 11.10.2004 г. В ходе проведения проверки проверяющие находились на территории:
- НГДУ - с 21.10.2003 г. по 11.11.2003 г. (15 рабочих дней);
- Центральной базы производственного обслуживания - с 29.10.2003 г. по 21.11.2003 г. (17 дней);
- с 24.12.2003 г. по 09.03.2004 г. проверка приостановлена (решения N 3 от 24.12.2003 г., N 2 от 09.03.2004 г.);
- Управления проката и ремонта электропогружных установок - с 09.03.2004 г. по 08.04.2004 г. (23 дня);
- Управления капитального и подземного ремонта скважин - с 26.03.2004 г. по 26.04.2004 г. (22 дня);
- Научно-исследовательского и проектного института - с 23.04.2004 г. по 27.05.2004 г. (23 дня);
- Жилищно-эксплуатационного управления - с 11.05.2004 г. по 09.06.2004 г. (22 дня);
- Дирекции территориального производственного предприятия - с 25.05.2004 г. по 28.05.2004 г. (4 дня);
- Управления общественного питания - с 14.06.2004 г. по 02.07.2004 г. (15 дней);
- ОАО (головное предприятие) - с 12.07.2004 г. по 26.07.2004 г., с 02.08.2004 г. по 24.09.2004 г., с 18.10.2004 г. по 29.10.2004 г. (61 день).
По окончании выездной налоговой проверки 16.11.2004 г. была составлена справка о проведенной проверки; акт по результатам выездной налоговой проверки составлен 30.11.2004 г.
Считая сроки проверки нарушенными, ОАО обжаловало действия налогового органа в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обособленным подразделением организации Налоговый кодекс РФ признает любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации. Таким образом, срок проведения проверки подлежал увеличению на один месяц для проведения проверки каждого обособленного подразделения.
В соответствии со ст.89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях - трех месяцев). При проведении выездных проверок, имеющих филиалы и представительства, срок проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Срок проведения выездной налоговой проверки составляет время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, при этом в него также не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Это означает, что в установленный частью второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации двухмесячный (трехмесячный) срок включаются только те периоды, которые напрямую связаны с нахождением проверяющих на территории налогоплательщика.
Факт нахождения проверяющих вне территории проверяемого налогоплательщика подтверждается приказами о командировании работников налоговый органов, командировочными удостоверениями с отчетами о выполнении задания, объяснительными проверяющих.
Кроме того, необходимо учитывать, что нормы Налогового кодекса РФ, определяющие понятие обособленного подразделения организации не устанавливают такой критерий, как расположение подразделения вне места нахождения юридического лица (государственной регистрации). Таким образом, обособленность подразделения может определяться территорией города, района или улицы.
В соответствии со ст.89 Налогового кодекса РФ по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и ее срок. Данная справка является внутренним документов налогового органа и направление указанного документа в адрес налогоплательщика Кодексом не предусмотрено.
Исходя из вышеизложенного, решение суда первой инстанции от 18.04.2005 г. отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18 апреля 2005 года по делу N А29-1152/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 29 июня 2005 г. N А29-1152/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании