Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 28 июня 2005 г. N А29-5778/04-4э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителя от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании 22 июня 2005 года апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК и Министерства финансов РК
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2005 г. по делу N А29-5778/04-4э, принятое иску ОАО к Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Княжпогостский район", Министерству финансов РК, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социального развития РК,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.02.2005 г. по делу N А29-5778/04-4э удовлетворены исковые требования ОАО в части взыскания с Министерства финансов РК 29116 руб. 79 коп. убытков, с Министерства финансов Российской Федерации - 3482 руб.91 коп. убытков.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК и Министерство финансов РК не согласны с принятым решением и обратились в Арбитражный суд Республики Коми с апелляционными жалобами.
Министерство финансов Республики Коми в апелляционной жалобе указывает, что не согласно с принятым решением в части включения в сумму убытков налога на добавленную стоимость. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает что в пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных: приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N 3-03/447 установлено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого приказа следует читать "N БГ-3-03/447"
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК также не согласно с решением суда первой инстанции в части взыскания с него налога на добавленную стоимость.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что доводы Министерства финансов Республики Коми и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК являются несостоятельными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Управление по социальным вопросам Администрации МО "Княжпогостский район" в отзыве на апелляционную жалобу с решением суда первой инстанции согласно и просит оставить его без изменения.
Министерство труда и социального развития РК отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Управления по социальным вопросам Администрации МО "Княжпогостский район", Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК, Министерства труда и социального развития РК, извещенных надлежащим образом о дате и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Коми поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном п.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обжалуется только часть судебного акта при отсутствии возражений другой стороны.
Оценив правовую позицию Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми и Министерства финансов Республики Коми, изложенных в апелляционных жалобах, пояснения данные в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает, что апелляционные жалобы Министерства финансов Республики Коми и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по РК подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции изменению.
Судом установлено, что в 1999 году открытым акционерным обществом в связи с передачей жилого фонда в муниципального собственность МО "Княжпогостский район" были переданы на баланс Княжпогостского муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства два жилых дома, расположенных по ул.Гагарина в п.Синдор.
При этом до 2004 года истец оказывал жилищно-коммунальные услуги гражданам, проживающим в указанных жилых домах, на основании договора от 30 декабря 1999 года, заключенного с Администрацией МО "Княжпогостский район".
В связи с тем, что население в спорный период оплачивало истцу жилищно-коммунальные услуги по специальным тарифам с учетом предоставления льгот, открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, составляющих суммы неполученных доходов.
Согласно заявленным истцом требованиям и материалам дела истец в 2003 году при оказании жилищно-коммунальных услуг предоставлял льготы по их оплате льготным категориям граждан в соответствии с законами Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года N 70-РЗ и Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" от 10.05.01 N 31-РЗ.
Ответственность по возмещению понесенных убытков истца в связи с реализацией Закона Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года N 70-РЗ и Закона Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" от 10.05.01 N 31-РЗ судом первой инстанции возложена на казну Республики Коми в лице Министерства финансов Республики Коми как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения республиканского бюджета, поскольку предусмотренных в республиканском бюджете средств оказалось недостаточно, в связи с чем истцу не были возмещены суммы денежных средств, составляющих разницу между установленными и льготными тарифами. В связи с этим с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми подлежат взысканию убытки в сумме 29116 руб. 79 коп., в т.ч.: - по Закону Республики Коми "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в Республике Коми" от 15 ноября 2001 года N 70-РЗ 28962 руб. 63 коп. за период III-IV квартал 2003 года; - по Закону Республики Коми "О дополнительных мерах социальной защиты граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан" от 10.05.01 N 31-РЗ - 154 руб. 16 коп. за декабрь 2003 года.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ предусмотрены льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по предоставлению скидки не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих цен трального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 года N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Министерством финансов Российской Федерации не представлены суду сведения о нецелевом использовании Республикой Коми средств указанного Фонда компенсаций, следовательно, ответственность по возмещению понесенных убытков истца в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ судом первой инстанции возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в размере 3482 руб. 91 коп.
Вывод суда первой инстанции о включении в сумму убытков налога на добавленную стоимость является ошибочным, в связи с чем, доводы заявителей жалоб в этой части являются обоснованными в силу следующего.
Законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг.
Источниками компенсации льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
Операции по реализации коммунальных услуг на территории Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен пунктом 2 статьи 154 Кодекса.
Согласно вышеуказанному пункту Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с этим при реализации населению по государственным ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, согласно вышеназванной норме Кодекса, налоговая база определяется из фактической цены их реализации.
При этом суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость.
Разница, возникающая у налогоплательщиков в результате превышения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), над суммами налога, начисленными при реализации населению по государственным регулируемым ценам (тарифам) или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, коммунальных услуг, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 176 Кодекса.
Кроме того, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъясняется, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по НДС.
Из материалов по делу следует, что предприятию возмещается из бюджета фактический убыток (разница в цене) от реализации коммунальных услуг населению по регулируемым ценам.
Поэтому неприменение судом к данным правоотношениям статьи 154 (абзацы 2 и 2) Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Таким образом, из взысканных судом первой инстанции сумм убытков подлежат исключению суммы налога на добавленную стоимость.
В результате чего, убытки, подлежащие возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации, составляют - 2902 руб. 42 коп. (580,49 руб. - НДС), а убытки подлежащие возмещению за счет казны Республики Коми, составляют 24263 руб. 99 коп. (4852 руб. 80 коп. - НДС).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
В соответствии со ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Республики Коми освобождены от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03 февраля 2005 года по делу N А29-5778/04-4э изменить.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов Республики Коми в пользу открытого акционерного общества 4852 руб. 80 коп. убытков отказать.
В удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества 580 руб. 49 руб. убытков отказать.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу открытого акционерного общества 24263 руб. 99 коп. убытков.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества 2902 руб. 42 коп. убытков. Выдать исполнительные листы.
Возвратить открытому акционерному обществу из федерального бюджета 822 руб. 94 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению 011490 от 09 июля 2004 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Разъяснить, что постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 28 июня 2005 г. N А29-5778/04-4э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании