Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 23 августа 2005 г. N А29-1424/05А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2005 г. N А29-1424/2005А настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от заявителя и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГРЭС
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20 мая 2005 года, принятое судом по заявлению ГРЭС к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми о признании недействительным частично решения от 17 января 2005 года N 03-29-1/2 и о признании недействительным требования от 27 января 2005 года N 357/430,
установил:
Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 20 мая 2005 года по делу N А29-1424/05А заявление ГРЭС, уточненное в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным частично решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 17 января 2005 года N 03-29-1/2 и о признании недействительным требования от 27 января 2005 года N 357/430, было удовлетворено частично.
Оспариваемое решение налогового органа было признано недействительным (незаконным) в части:
- по пункту 1 и пункту 2 решения - в сумме 83608860 руб. 00 коп.;
- по пункту 4 решения - в сумме 5853448 руб. 00 коп.;
- по пункту 6.1 решения - в сумме 9047034 руб. 00 коп.;
- по пункту 6.2 решения - в сумме 78013 руб. 21 коп.;
- пункт 6.3 решения - полностью.
Требование об уплате налога от 27 января 2005 года N 357/430 признано недействительным в части 9125047 руб. 00 коп., а в части требований о признании незаконными пунктов 5.2, 5.3, и 5.4 производство по делу было прекращено. В остальной части заявленные требования отклонены.
С указанным выше решением суда обе стороны не согласились и обратились с апелляционными жалобами, ссылаясь на нарушения норм материального права. Каждая из сторон обжаловала судебный акт в той части, в которой решение суда было принято не в ее пользу.
Однако, определением суда от 01 июля 2005 года апелляционная жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по РК (далее сокращенно - Межрайонная инспекция) была возвращена в связи с нарушением срока ее подачи и отказом суда восстановить пропущенный срок.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность о обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
От ответчика (налогового органа) возражений против пересмотра решения суда только в обжалуемой части не поступило.
Поэтому в судебном заседании 18, 23 августа 2005 года апелляционной инстанцией рассматривалась только апелляционная жалоба предприятия, то есть законность и обоснованность решения суда от 20 мая 2005 года проверялась в пределах доводов, изложенных в жалобе ГРЭС от 17 июня 2005 года N 01-119/1624.
Изучив материалы дела, заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Как следует из жалобы ГРЭС, заявитель не согласен с выводами суда о том, что им не доказана обоснованность отнесения в состав расходов предприятия отчислений, произведенных в 2002-2003 годах на научные исследования на общую сумму 3792000 руб. 00 коп.
Из материалов дела видно, что в 2002-2003 годах ГРЭС на основании договора от 25 января 2000 года о сотрудничестве по формированию средств внебюджетного фонда НИОКР РАО производились расходы на формирование внебюджетного фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (сокращенно - НИОКР) РАО, а также внебюджетного фонда НИОКР ФЭК РФ.
При этом в 2002 году ГРЭС было уплачено 792000 руб. 00 коп., а в 2003 году - 3000000 руб. 00 коп.
Указанные расходы были заявлены ГРЭС как расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения прибыли.
В соответствии с пунктом 1 статьи 262 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также расходы на формирование Российского фонда технологического развития и иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".
По мнению налогового органа, понесенные Обществом расходы в общей сумме 3792000 руб. 00 коп. не могут быть отнесены к расходам предприятия, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, поскольку отсутствует утвержденный Правительством РФ соответствующий перечень фондов.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
13 июля 1999 года Председателем Правления РАО утверждено Положение о внебюджетном фонде научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) Российского акционерного общества энергетики и электрификации. 20 июля 1999 года это Положение согласовано с Министерством науки и технологий РФ (том 1, листы дела 129-137).
В суд первой инстанции Обществом были представлены платежные поручения о перечислении денежных средств во внебюджетные фонды НИОКР (том 2, листы дела 107-115).
В качестве плательщика денежных средств в этих платежных поручениях указано ЗАО, которое оплачивало взносы в Фонд НИОКР РАО и в Фонд НИОКР ФЭК РФ за ГРЭС.
Между тем, такие платежные поручения могли быть приняты судом в качестве доказательств того, что заявитель сам понес расходы на НИОКР, поскольку денежные средства, причитающиеся ГРЭС за поставленную на федеральный рынок электроэнергию, перечисляются первоначально на счета ЗАО.
Данное обстоятельство подтверждается Агентским договором от 02 ноября 1999 года N Э-77/99, действие которого продлевалось до 31 декабря 2003 года.
Суд апелляционной инстанции не может признать убедительными доводы Межрайонной инспекции о том, что указанные выше отчисления организаций во внебюджетные фонды могут учитываться для целей налогообложения только в том случае, если перечень таких фондов утвержден Правительством Российской Федерации.
Отсутствие вышеназванного перечня не может служить основанием для отказа ГРЭС в праве на включение затрат в размере средств, направленных на формирование специализированных фондов, в целях налогообложения в расходы предприятия.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 апреля 2002 года N 68-О о пробелах в законодательстве, сохраняющихся в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени.
Кроме того, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции Межрайонная инстанция не представила доказательств того, что внебюджетного фонда НИОКР ФЭК РФ не существует, а также того, что расходы истца на НИОКР, заявленные по 2002 году и по 2003 году, превышали 0,5 процента от доходов (валовой выручки) налогоплательщика.
В связи с этим суд первой инстанции при принятии решения допустил нарушения норм материального права в обжалованной Обществом части, ввиду чего решение суда от 20 мая 2005 года по данному делу должно быть изменено.
Государственная пошлина за рассмотрение жалобы Общества в суде апелляционной инстанции относится Инспекцию по правилам статей 110 и 112 АПК РФ.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины в бюджет, Обществу должна быть выдана справка на возврат 2000 руб. 00 коп. госпошлины из федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, 258, 268-271 АПК РФ, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 20 мая 2005 года по делу N А29-1424/05А изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
2. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми от 17 января 2005 года N 03-29-1/2 признать недействительным (незаконным) в части:
- по пункту 2 решения - в размере 792000 руб. 00 коп. (сумма отказа на увеличении убытка, заявленного в уточненной декларации по налогу на прибыль за 2002 год);
- по пункту 4 решения - в сумме 1621755 руб. 00 коп. доначисленного налога на прибыль;
- по пункту 6.1 решения - в сумме 24962 руб. 00 коп. налога на прибыль;
- по пункту 6.2 решения - в сумме 78013 руб. 21 коп. пени. Требование об уплате налога от 27 января 2005 года N 357/430 признать недействительным в части взыскания 58459 руб. 74 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
3. Выдать ГРЭС справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
4. Настоящее постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 23 августа 2005 г. N А29-1424/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании