Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 24 августа 2005 г. N А29-2019/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от ответчика,
рассмотрев 24 августа 2005 года в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 11 июля 2005 года по делу N А29-2019/05-3э, принятое по иску: ОАО г.Сыктывкар к Управлению по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл", Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Республики Коми, Третье лицо: Финуправление Министерства финансов Республики Коми по г.Вуктылу о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11 июля 2005 года с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ОАО Республики Коми взыскано 158075,60 руб. убытков, составляющих задолженность, образовавшуюся в связи с предоставлением льгот по услугам связи согласно Федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах" (установка телефона и абонентская плата за пользование им), с Министерства финансов Республики Коми взыскано в пользу истца 71174,13 руб., возникших у истца в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах" в части оплаты услуг за пользование радиоточкой.
Не согласно с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ОАО убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поскольку с его стороны не допущено виновных действий или бездействий. Убытки, возникшие у истца, по мнению заявителя должны быть возложены на Министерство финансов Республики Коми, в связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2001. N 536 финансирование спорных льгот осуществляется путем предоставления финансовой помощи субъекту России в виде субсидий.
Министерство финансов Российской Федерации полагает, что на него не может быть возложена также и ответственность за причинение ОАО убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О ветеранах".
По его мнению, лицом, ответственным за причиненные убытки в данном случае, является Министерство труда Республики Коми в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств по привлечению денежных средств субъекта РФ, местных бюджетов, возложенных на него государственным контрактом.
Не согласно с принятым судебным актом в части взыскания с него убытков Министерство финансов Республики Коми обратилось с апелляционной жалобой, в которой указывает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ОАО убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О ветеранах" за пользование радиоточкой, поскольку Правительством Российской Федерации в спорный период не был разработан порядок возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникших в связи с реализацией льгот по рассматриваемому закону.
По мнению заявителя, ответственность в данном случае должна быть возложена на бюджет Российской Федерации, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, принятому позднее Закона, и имеющему высшую юридическую силу, а потому к спорным правоотношениям должна быть применена статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой определены случаи возникновения расходных обязательств Российской Федерации.
Управление по социальным вопросам администрации МО "город Вуктыл" в отзыве на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Финансовое управление Минфина РК в г.Вуктыле в отзыве на апелляционные жалобы считает их не подлежащими удовлетворению, просит оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывов на апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми не представили.
Дело рассматривается с участием представителя Министерства финансов Республики Коми и в отсутствии представителей иных сторон, извещенных о дате и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, отзывов на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ОАО в 2003 году оказывало услуги связи гражданам, проживающим в Вуктыльском районе с учетом льгот, предусмотренных Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах".
В силу ст.28 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29.12.2004.) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50% скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов в силу пункта 19 статьи 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001. N 536, действие которого продлено на 2002, 2003 годы, утвержден порядок предоставления и расходования Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно данному нормативному акту предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно приложению N 2 к Федеральному закону "Об исполнении федерального бюджета на 2003 год" N 30-ФЗ от 04.04.2005. из Фонда компенсаций предоставлены субсидии бюджетам субъектов РФ на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 47111969 тыс.руб.
Из Закона Республики Коми "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2003 год" N 32-РК усматривается, что муниципальному образованию "Город Вуктыл" предоставлена субсидия на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета в сумме 997 тыс.руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого Закона следует читать "N 32-РЗ"
Данные денежные средства распределены полностью, что подтверждается отчетом об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", представленном Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл".
Согласно акту сверки между Вуктыльским ОУС филиала ОАО и управлением по социальным вопросам МО "Город Вуктыл" задолженность за 2003 год по льготам, предоставляемым на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за счет средств федерального бюджета составляет 86304,01 руб. (с НДС), при том, что профинансировано 462 тыс.руб.
В связи с чем, убытки возникли у истца в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета расходов, направленных на реализацию льгот, предусмотренных указанным выше Законом.
На момент рассмотрения спора вышеуказанная сумма задолженности не была возмещена истцу управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл" по причине невыделения средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям.
Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2003 год Министерство финансов Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Взыскание денежных средств с Министерства финансов Республики Коми в возмещение убытков ОАО невозможно также по причине отсутствия денежных средств из-за недофинансирования со стороны федерального бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации убытков, возникших в связи с предоставлением истцом льгот согласно Закону РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обоснованно исключив из заявленной суммы сумму налога на добавленную стоимость.
Кроме того, ОАО-1 (правопредшественник ОАО) в 2003 году оказывало услуги связи (пользование радиоточкой, установка и пользование квартирным телефоном) гражданам, проживающим в Вуктыльском районе, с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом "О ветеранах".
По сведениям истца, убытки в виде неполученных доходов вследствие предоставления указанных льгот в 2003 году не были ему возмещены на сумму 103386,71 руб. (установка телефона и абонентская плата за телефон), 85408,96 руб. (радио). Суммы заявлены истцом с учетом налога на добавленную стоимость.
ОАО "Северо-Западный Телеком", полагая, что нарушены его права, обратилось в арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании данных денежных сумм с Министерства финансов Республики Коми, Министерства финансов Российской Федерации и Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл".
В силу ст.30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 года N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" п.2 ст.10 Закона Российской Федерации "О ветеранах", расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным законом, в том числе, на оплату услуг за пользование радио, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "б" пункта 2 части 1 статьи 10 вышеупомянутого Закона
Указанной нормой определено, что финансирование мер социальной защиты ветеранов в части возмещения расходов на оплату услуг за пользование радио производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть в силу прямого указания закона указанные расходы должны производится за счет казны субъекта Российской Федерации.
Последующее принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для освобождения Министерства финансов Республики Коми (за счет казны Республики Коми) от обязанности по возмещению убытков, возникших вследствие предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по Федеральном закону "О ветеранах", так как исходя из ст.85 Бюджетного кодекса расходы, возникшие при осуществлении социальной защиты населения, финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Доказательств того, что при формировании и исполнении бюджета Республики Коми на 2003 год на реализацию Федерального закона "О ветеранах" предусматривались и выделялись денежные средства суду не представлено, а потому суд первой инстанции правомерно взыскал указанные убытки с Министерства финансов Республики Коми.
Доводы Министерства финансов Республики Коми об отсутствии в спорный период порядка возмещения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникших в связи с реализацией льгот по рассматриваемому закону является несостоятельным, так как такой порядок определен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 и 2003 годы.
Наличие у истца убытков в сумме 85408,96 руб. (с НДС) подтверждено актом сверки между Вуктыльским ОУС филиала ОАО и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл".
Судом первой инстанции обоснованно из заявленной суммы исключен налог на добавленную стоимость.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о возложении ответственности за причиненные истцу убытки в части предоставления им льгот за пользование радиоточкой согласно Федеральному закону "О ветеранах", на бюджет Республики Коми.
Что касается предоставления истцом льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах" в части абонентской платы за пользование телефоном и установки телефона, то судом первой инстанции обоснованно возложены возникшие при этом у истца убытки на бюджет Российской Федерации в силу следующего.
Согласно подпункту "в" п.1 ст.10 Закона Российской Федерации "О ветеранах", расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным законом, на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000. N 963 утверждены правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот. В подпункте "а" пункта 10 указано, что правила устанавливают порядок возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Законом РФ "О ветеранах". В соответствии с п.2 данных правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в 2000 году Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
В силу данных правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2000 год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Действие указанных правил продлено на 2003 год.
Исполнение федерального бюджета в этой части в 2003 году осуществлялось через Министерство Республики Коми по социальным вопросам и Министерство труда и социального развития Республики Коми.
Выделенных из федерального бюджета денежных средств оказалось явно недостаточно для покрытия всех понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот согласно Федеральному закону "О ветеранах", в связи с чем ОАО понесло убытки в размере 103386,71 руб. (с учетом НДС), что подтверждается актом сверки за 2003 год между Вуктыльским филиалом ОАО и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Вуктыл", которые представляют собой неполученные доходы вследствие исполнения им прямых указаний норм федерального закона.
Доказательств нецелевого использования управлением бюджетных средств ответчиком не представлено.
Судом первой инстанции обоснованно исключен из указанной выше суммы налог на добавленную стоимость.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Судебные расходы в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию с него не подлежит.
В связи с вышеизложенным, обжалуемый судебный акт отвечает нормам материального права, содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом апелляционной инстанции не выявлено, поэтому апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 11.07.2005. по делу N А29-2019/05-3э оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов Республики Коми без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 24 августа 2005 г. N А29-2019/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании