Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 24 августа 2005 г. N А29-2378/05-3э
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 декабря 2005 г. N А29-2378/2005-3э настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителей от ответчиков,
рассмотрев в судебном заседании 24 августа 2005 года апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2005. по делу N А29-2378/05-3э, принятое по иску ОАО к Министерству финансов Республики Коми, Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Сыктывкар". Третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по г.Сыктывкару о взыскании убытков,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2005. по делу N А29-2378/05-3э удовлетворены исковые требования ОАО, с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу истца взыскано 2500 руб. убытков, представляющих собой расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате услуг в соответствии с Федеральным законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Этим же решением суда во взыскании убытков с Управления по социальным вопросам Администрации МО "Город Сыктывкар" судом отказано.
Министерство финансов Республики Коми, не согласившись с указанным решением в части взыскания с него убытков, обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с апелляционной жалобой.
В апелляционной жалобе заявитель отмечает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок возмещения организациям недополученных доходов. По мнению Министерства финансов Республики Коми первоочередное возмещение указанных льгот в Республике Коми осуществляется за счет средств муниципальных образований, в то время как источником финансирования является федеральный бюджет.
В представленных суду отзывах на апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации, Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми по г.Сыктывкару считают, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Представитель Министерства финансов Республики Коми в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществлена судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
ОАО обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Республики Коми, Управлению по социальным вопросам Администрации МО "Город Сыктывкар" о взыскании убытков на сумму 2500 руб., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Как видно из материалов дела с августа по декабрь 2002 года истцом предоставлены льготы по оплате услуг связи - абонентской плате за телефон гражданам, на основании вышеуказанного Закона.
Согласно статьи 3 Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы) и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семей освобождаются от оплаты абонентской платы за телефон.
В силу статьи 7 указанного Закона расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.05.2002 г. N 333, расходы, связанные с реализацией указанных законов финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.
Однако, в спорный период республиканским законодательством не был установлен порядок возмещения льгот, предоставляемых в соответствии с Законом РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", расходы на компенсацию данных льгот в соответствующих бюджетах не предусматривались.
В силу ст.30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 года N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возмещение расходов операторов услуг связи не относится к расходам, финансируемым исключительно из местного бюджета.
Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации, согласно статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают в том числе оказание финансовой помощи местным бюджетам; обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Республикой Коми, как субъектом Российской Федерации, вопреки вышеперечисленным нормативным актам не принято мер по включению в республиканский бюджет статьи, предусматривающей компенсацию льгот, являющихся предметом настоящего спора, а также не определен источник финансирования и порядок отнесения расходов, возникших у организаций в связи с предоставлением льгот, на бюджеты муниципальных образований.
Согласно ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
На основании вышеизложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что убытки, причиненные ОАО в результате недофинансирования льгот на основании Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", возникших в 2002 году, подлежат взысканию с Министерства финансов Республики Коми.
В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина возлагается на Министерство финансов Республики Коми.
В соответствии со ст.333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Республики Коми от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2005. по делу N А29-2378/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 24 августа 2005 г. N А29-2378/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании