Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 22 сентября 2005 г. N А29-2789/05-3э
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в судебном заседании представителей сторон от истца и от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании 15 сентября 2005 г. апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2005 г. по делу N А29-2789/05-3э, принятое по иску ОАО по добыче угля к Управлению по социальным вопросам администрации МО "Город Воркута", Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РК, Министерству финансов РК, Администрации МО "Город Воркута", третье лицо: Финансовое управление Министерства финансов РК в г.Воркуте,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.08.2005 г. по делу N А29-2789/05-Зэ удовлетворены исковые требования ОАО по добыче угля в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 829260 руб. 23 коп. и с Министерства финансов РК за счет казны республики Коми 174974 руб. 66 коп. убытков, связанных с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 180005 руб. 90 коп. производство по делу прекращено, в остальной части иска отказано.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд РК с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с министерства 829260 руб. 23 коп. убытков, связанных с исполнением Федерального закона "О ветеранах" в период с 2002 по 2004 год. Заявитель считает, что истцом не доказан размер убытков, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникновением убытков.
ОАО в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а доводы ответчика считает несостоятельными.
Министерство финансов Республики Коми с решением суда согласно и указывает, что убытки, понесенные истцом при предоставлении льгот по услугам связи в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", подлежат возмещению из федерального бюджета.
Законность и обоснованность решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Воркута", Министерства финансов Российской Федерации, Администрации МО "Город Воркута" и Финансового управления Министерства финансов РК в г.Воркуте в судебное заседание не явились.
В соответствии с п.3 и п.5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика и иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Учитывая изложенное, суд считает возможным по имеющимся в деле материалам рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства
В силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Таким образом, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда по настоящему делу в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации в период с апреля 2002 года по декабрь 2004 года.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав представителя истца и Министерства финансов Республики Коми, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, во исполнение Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ, Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" от 15.11.2001 г. N 70-РЗ и Закона РК "О социальной защите инвалидов в РК" оператор связи Управление производственно-технологической связи ОАО по добыче угля в течение 2000-2004 года предоставлял льготы по услугам связи перечисленным в законах категориям граждан, проживающим в муниципальном образовании "Город Воркута".
29 марта 2005 года ОАО обратилось в арбитражный суд Республики Коми с исковыми требованиями о взыскании с Управления по социальным вопросам администрации МО "Город Воркута", Министерства финансов Российской Федерации и Министерства финансов РК убытков, возникших в результате предоставления льгот населению муниципального образования в 2000-2004 годах, в размере 3286721 руб. 62 коп. (с учетом НДС) и 186606 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истцом уточнены требования в части суммы убытков, подлежащей взысканию, а именно: 234020 руб. - размер убытков, возникших при реализации Федерального закона "О ветеранах" в 2000 г.; 896124 руб. 71 коп. - в 2001 г., 138779 руб. 27 коп. - в 2002 г., 397161 руб. 68 коп. - в 2003 г. и 719116 руб. 03 коп. - в 2004 г., а также убытков, возникших при реализации Закона РК "О социальной защите ветеранов, членов их семей и граждан пожилого возраста в РК" в 2003 г. - 84800 руб. 33 коп. и в 2004 г. - 123083 руб. 11 коп.; 252012 руб. 50 коп. - размер убытков, связанных с исполнением Закона РК "О социальной защите инвалидов в РК" в 2001 году. Кроме того, истцом заявлен отказ от иска в части взыскания с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами.
Согласно ст.30 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 16.02.1995 г. N 15-ФЗ возмещение недополученных предприятиями связи доходов при предоставлении льгот по оплате услуг связи производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст.47 Федерального закона Российской Федерации "О связи" от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ для отдельных категорий пользователей услугами связи международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 г. N 963 утверждены правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах".
Действие вышеуказанных правил продлено на 2002-2004 годы постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 г. N 137, от 10.02.2003 г. N 85 и от 14.02.2004 г. N 80.
В соответствии с пунктом 2 Правил финансирование расходов, указанных в пункте 1 Правил, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранам.
В силу данных правил Министерство труда и социального развития РФ на основании бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты субъектов РФ по каждому виду услуг связи, принимает решение о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на год, и доводит это решение до сведения органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела на реализацию Федерального закона "О ветеранах" муниципальному образованию "Город Воркута" из средств федерального бюджета, поступивших в Республику Коми, выделено в 2002 году - 4630000 руб., в 2003 году - 5265000 руб., в 2004 году - 5627000 руб.
Согласно имеющихся в деле платежных поручений Управлением по социальным вопросам Администрации МО "Город Воркута" денежные средства, полученные из федерального бюджета, в полном объеме направлены организациям, оказывающим услуги связи, в том числе УПТС ОАО.
Общая стоимость льгот по услугам связи, предоставленных истцом в период с апреля 2002 года по декабрь 2004 года гражданам города Воркуты на основании Федерального закона "О ветеранах", подтверждается списками льготников, согласованными с Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Инта", и предъявленными счетами-фактурами на оплату услуг связи.
Согласно актов сверки взаиморасчетов между ОАО и Управлением по социальным вопросам администрации МО "Город Воркута", истцу не возмещены расходы по предоставлению в спорный период льгот гражданам, проживающим в муниципальном образовании "Город Воркута", в размере 829260 руб. 23 коп. (без учета НДС).
В силу ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы лица, чье право нарушено, которое оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно п.1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату установки телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Убытки истца возникли в связи с исполнением им установленных Федеральным законом "О ветеранах" обязанностей вследствие недофинансирования из федерального бюджета, что сторонами не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно сделан вывод о наличии вины Российской Федерации в лице органов государственной власти, которая выражена в форме бездействия - непринятия мер по возмещению расходов оператору связи.
В силу статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 06.03.98 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" и "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 г. N 329 Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета.
Таким образом, убытки в размере 829260 руб. 23 коп., понесенные истцом при предоставлении льгот гражданам в соответствии с Федеральным законом "О ветеранов", правомерно взысканы судом первой инстанции с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название вышеупомянутого Федерального закона следует читать "О ветеранах"
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя.
В соответствии со статьей 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04 августа 2005 года по делу N А29-2789/05-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Разъяснить, что постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок с даты изготовления постановления в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 22 сентября 2005 г. N А29-2789/05-3э (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании