15 июня 1992 г.
Верховный Совет Коми Советской Социалистической Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую программу приватизации государственной и мунициальной# собственности на 1992-1994 годы.
2. Органам местного самоуправления районов и городов республиканского подчинения до 1 апреля 1992 года принять местные программы приватизации в развитие Республиканской программы приватизации.
Председатель
Верховного Совета Коми ССР |
Ю.Спиридонов |
г.Сыктывкар
28 ноября 1991 г.
Республиканская программа
приватизации государственной собственности Коми ССР на 1992-1994 гг.
(утв. постановлением Верховного Совета Коми ССР от 28 ноября 1991 г.)
15 июня 1992 г.
Программа приватизации принимается во исполнение Закона Коми ССР "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (о приватизации)# и Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". Она не распространяется на земельный и жилищный фонд, социально-культурные учреждения, объекты культурного наследия.
1. Цели и этапы приватизации
Основной целью приватизации является создание нового типа экономических отношений, включение рыночного механизма функционирования предприятий, увеличивающего число предпринимательских структур, преодоление монополизма и создание условий конкуренции, сокращение государственных расходов на поддержку неэффективных структур экономики, включение механизма прямого финансирования производственных программ за счет средств населения и других свободных источников, привлечение иностранных инвестиций, усиление мотивации труда.
В 1992 году принимаются законы и другие нормативные акты по приватизации, разграничению собственности, поддержке предпринимательства, готовятся методические материалы в области приватизации, определяется состав государственного имущества, подлежащего приватизации и его стоимость, отрабатывается финансово-кредитный механизм приватизации, налаживается информационное обеспечение процесса приватизации, осуществляется работа среди населения по разъяснению нормативных актов по приватизации государственной собственности, ведется подготовка кадров.
В 1992 году предполагается провести приватизацию всех тех предприятий, трудовые коллективы которых проявили собственную инициативу, имеют перспективные планы приватизации. Приватизации подлежат также приостановленные и законсервированные объекты строительства общей сметной стоимостью 468 млн.руб.
В 1993-1994 годах с учетом опыта, накопленного в 1992 году, намечается расширить процесс приватизации, вовлекая в него все большее количество государственного и муниципального имущества.
2. Особенности приватизации в Коми ССР
Процесс приватизации в Коми ССР должен учитывать специфические особенности региона:
- значительную обеспеченность природными ресурсами, которые наиболее трудно поддаются денежной оценке;
- структурные особенности производства, выражающиеся в сырьевой направленности экономики с преобладанием фондоемких отраслей, с высокой степенью износа основных фондов;
- наличие диспропорций и нерешенных социальных проблем: быстрое падение реальных доходов на душу населения, низкий уровень социально-бытового обустройства, сложная экологическая обстановка;
- повышенную стоимость фондов, обусловленную действием факторов, удорожающих строительство;
- высокую стоимость фондов непроизводственной сферы на балансах предприятий и объединений;
- сравнительно небольшую величину среднего размера вклада на душу населения в учреждениях Сбербанка Коми ССР.
Постановлением Президиума Верховного Совета Коми ССР от 15 июня 1992 г. в раздел 3 настоящей Республиканской программы внесены изменения
3. Способы приватизации и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий
Приватизацию собственности Коми ССР организуют Комитет по управлению имуществом Коми ССР (в дальнейшем - Комитет) и Комитеты по управлению имуществом районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения).
Выбор способа приватизации каждого объекта производится индивидуально. При определении способа приватизации следует учитывать мнение трудового коллектива предприятия, предложения покупателя, отраслевые особенности объекта приватизации, оценку его капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителей государственных органов, отвечающих за проведение процесса приватизации. Приоритетное право в определении способа приватизации имеют трудовые коллективы приватизируемых предприятий.
Программа предусматривает осуществить приватизацию государственных и муниципальных предприятий путем:
- купли-продажи имущества по конкурсу;
- купли-продажи имущества на аукционе;
- продажи долей (акций) в капитале предприятий;
- выкупа имущества предприятий, сданных в аренду.
Купля-продажа имущества предприятий по конкурсу рекомендуется при продаже социально значимых объектов, особенно предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания при условии поступления более одной заявки.
Куплю-продажу имущества предприятий на аукционе предпочтительно применять для нерентабельных объектов.
Продажа долей (акций) в капитале предприятий проводится там, где уже осуществлено преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества. Продажа долей (акций) в капитале преобразованных в акционерные общества предприятий позволит провести процесс приватизации в сравнительно короткие сроки, привлечь капитал частных лиц и иностранных фирм, а также средства негосударственных организаций для инвестиций в экономику республики.
Руководителям приватизируемых предприятий гарантируется сохранение их трудовых отношений с заключением контрактов с коллективами на срок не менее одного года и на условиях, не ниже существовавшего ранее уровня, и право на приобретение акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования этих предприятий, по номинальной стоимости в размере до 5 процентов величины уставного капитала.
Выкуп имущества, сданного в аренду, предусматривается в случаях, когда договор аренды имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу закона, а арендатор признан покупателем.
Наиболее приемлемыми формами приватизации имущества предприятий, расположенных на территории Коми ССР, являются:
- купля-продажа имущества по конкурсу;
- продажа долей (акций) в капитале предприятий после преобразования их в акционерные общества.
Приватизация предприятий, подразделения которых находятся на территории нескольких районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения) производится совместной комиссией по приватизации, включающей представителей как Комитета, так и всех местных Советов народных депутатов, на территории которых расположены подразделения предприятий, или путем разукрупнения предприятия Комитетом и передачи полномочий по приватизации каждого подразделения соответствующему комитету районного (кроме районов в городах), городского (кроме городов районного подчинения) Совета народных депутатов.
Объединения в торговле и бытовом обслуживании, находящиеся на аренде с последующим выкупом, подлежат разукрупнению.
Форма платежа решается для каждого предприятия индивидуально. В связи с недостатком средств у населения рекомендуется применять оплату в рассрочку.
Максимально возможный размер льготы, который может получить работник приватизируемого предприятия в соответствии со статьей 22 Закона Коми ССР "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (о приватизации)" и статьей 23 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" на территории Коми ССР, устанавливается исходя из уровня, установленного Государственной программой приватизации, с применением поправочных коэффициентов, приведенных в разделе 9.
Приватизация имущества совхозов или их структурных подразделений при преобразовании в колхозы производится безвозмездно. Образование крестьянских (фермерских) хозяйств регулируется законодательством Коми ССР и РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Приватизацию совхозов рекомендуется производить с сохранением профиля деятельности.
4. Нормативно-законодательная и информационная база приватизации
Комитету до апреля 1992 года организовать выпуск бюллетеня, в котором обязательному опубликованию подлежат сведения о приватизируемых предприятиях по установленному законодательством кругу показателей.
Совету Министров Коми ССР, Комитету до конца 1991 года разработать и утвердить все нормативные материалы во исполнение Закона Коми ССР "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (о приватизации)":
положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий по конкурсу;
положение о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе;
положение о порядке использования остатков фондов экономического стимулирования при приватизации предприятия;
положение о премировании работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения программы приватизации.
Комитету в течение 1992 г. создать информационную базу, обеспечивающую осуществление приватизации государственной собственности.
5. Подготовка кадров, пропаганда приватизации
В течение 1992 года Комитет проводит постоянно действующий семинар по оказанию методической и организационной помощи Комитетам по управлению имуществом районов и городов, а также физическим и юридическим лицам.
Совету Министров Коми ССР организовать в I квартале 1992 года республиканский центр по подготовке кадров для работы в рыночных условиях.
Министерству народного образования разработать школьные программы по обучению основам экономики.
Работникам Комитета следует постоянно проводить разъяснительную работу среди населения с целью формирования благоприятной информационной среды для реализации процессов приватизации. Средствам массовой информации, учредителями которых выступают Советы всех уровней, следует уделить этой проблеме особое внимание.
Порядок приватизации предприятий должен быть доведен до всех жителей республики.
6. Перечень объектов государственного и муниципального имущества, не подлежащих приватизации в 1992 году
Не подлежит приватизации имущество:
предприятий электроэнергетики;
предприятий нефте- и газодобычи;
республиканской типографии;
предприятий, производящих ликеро-водочные изделия;
предприятий строительного комплекса;
предприятий ветеринарной службы, государственных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков;
объединения "Коми" по племенной работе;
авиационной базы охраны лесов;
предприятий железнодорожного, авиационного, трубопроводного и речного транспорта;
предприятий по обслуживанию внутригородских пассажирских перевозок (кроме такси);
предприятий связи (за исключением предприятий ведомственной связи);
предприятий коммунального и бытового водоснабжения;
предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства
предприятий теплоснабжения населения и их сети;
предприятий объединения "Комиместпром";
предприятий объединения "Комирыбхоз";
лечебно-профилактических и фармацевтических учреждений (за исключением двух-трех объектов в порядке эксперимента), учреждений судебно-медицинской экспертизы, оздоровительных учреждений и учреждений отдыха;
учреждений социального обеспечения;
высших, средних специальных учебных заведений, учреждений системы народного образования;
детских дошкольных учреждений, детских домов, приемников-распределителей;
культурно-просветительных и зрелищных учреждений и организаций;
заповедников, заказников, национальных парков;
Коми научного центра УрО АН СССР;
гидрометеорологической службы;
учреждений и предприятий Министерства внутренних дел Коми ССР.
Не подлежат приватизации:
автомобильные дороги общего пользования;
водохозяйственные,# и очистные сооружения и их сети;
памятники истории и культуры.
Районные (кроме районов в городах) и городские (кроме городов районного подчинения) Советы народных депутатов в местных программах приватизации устанавливают дополнительно список предприятий, не подлежащих приватизации. В него могут входить предприятия сферы обслуживания, оказывающие услуги малообеспеченным слоям населения и объекты жилищно-коммунального хозяйства, имеющие ключевое положение в жизнеобеспечении граждан.
7. Прогноз поступления средств от приватизации, условия кредитования, перечень, сроки и порядок образования целевых фондов за счет средств, полученных от приватизации
Возможное поступление средств от приватизации государственных предприятий в Коми ССР составит в 1992 г. - 1,7-2,0 млрд.руб. Прогноз на 1993 г. - 2-2,5 млрд.руб., 1994 г. - 3-3,5 млрд.руб.
В порядке, определенном Законом Коми ССР "О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной и муниципальной собственности (о приватизации)", образовать при Комитете по управлению имуществом Коми ССР следующие фонды: фонд поддержки предпринимательской деятельности, фонд финансирования слаборазвитых районов и фонд социальной поддержки населения.
Средства от приватизации после расчетов с бюджетом поступают на счет фонда государственного имущества Коми ССР и распределяются:
а) по объектам республиканской собственности:
Фонд государственного имущества Коми ССР - 70%;
Фонды имущества районных (кроме районов в городах), городских - 30%;
(кроме городов районного подчинения) Советов народных депутатов
б) по объектам муниципальной собственности:
Фонд государственного имущества Коми ССР - 30%;
Фонды имущества районных (кроме районов в городах), городских - 70%;
(кроме городов районного подчинения) Советов народных депутатов
Средства, поступившие на счет Фонда государственного имущества Коми ССР, направляются:
Банкам для кредитования предприятий на льготных условиях до 20%;
Фонду поддержки предпринимательской деятельности - 30%;
Фонду финансирования слаборазвитых районов - 20%;
Фонду социальной поддержки населения - 20%
Органам по управлению имуществом - 10%.
Процентную ставку по льготным кредитам устанавливает правительство Коми ССР. Предоставление кредитов с применением льгот производится с разрешения органа, производящего приватизацию.
8. Требования к местным программам приватизации
Местные программы приватизации составляются по объектам муниципальной собственности в развитие Республиканской программы и утверждаются на сессиях районных (кроме районов в городах), городских (кроме городов районного подчинения) Советов народных депутатов в установленном законом порядке не позднее I квартала 1992 года.
Программы должны быть нацелены на ускоренную приватизацию объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, при этом не следует допускать ликвидации объектов обслуживания населения в отдаленных районах республики. В связи с этим в договорах купли-продажи следует устанавливать порядок последующего использования предприятия.
9. Социальные аспекты приватизации
Увеличить размеры приватизационных вкладов для жителей республики на величину удорожания стоимости имущества предприятий и организаций. В этих целях установить следующие повышенные коэффициенты к приватизационным вкладам жителей Коми ССР в сравнении с установленными для жителей центральных районов РСФСР:
- в районах Крайнего Севера - 2,0;
- в районах, приравненных к районам Крайнего Севера - 1,9;
- в центральных и южных районах - 1,6.
Высвобожденным работникам гарантируются права, предусмотренные действующим Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Совета Коми ССР от 28 ноября 1991 г. "Об утверждении Республиканской программы приватизации государственной и муниципальной собственности на 1992-1994 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Красное знамя" от 13 декабря 1991 г. N 245
Законом Республики Коми от 4 ноября 2002 г. N 109-РЗ настоящее постановление признано утратившим силу со дня официального опубликования названного Закона
B настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Коми от 31 мая 1999 г. N 19-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Коми от 26 декабря 1997 г. N 49-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Коми от 6 января 1997 г. N 2-РЗ
Действие Республиканской программы, утвержденной настоящим постановлением, было продлено до утверждения новой Республиканской программы приватизации объектов государственной и муниципальной собственности в Республике Коми
Закон Республики Коми от 7 мая 1996 г. N 18-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Коми от 2 февраля 1996 г. N 8-РЗ
Действие Республиканской программы, утвержденной настоящим постановлением, было продлено на I квартал 1996 г.
Закон Республики Коми от 2 февраля 1996 г. N 7-P3
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Коми от 29 июня 1995 г. N 20-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Постановление Государственного Совета Республики Коми от 14 апреля 1995 г. N 1-2/27
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 января 1995 г. N 76-3
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 10 января 1995 г. N 75-1
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 24 ноября 1994 г. N 74-15
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 25 октября 1994 г. N 73-8
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20 сентября 1994 г. N 72-12
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20 сентября 1994 г. N 72-3
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 23 августа 1994 г. N 71-7
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 1 апреля 1994 г. N 65-7
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного постановления, за исключением нормативов распределения средств, поступающих от приватизации, которые вводятся в действие с 1 апреля 1994 г.
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 28 февраля 1994 г. N 63-16
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 23 ноября 1993 г. N 60-2
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 19 октября 1993 г. N 59-14
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 2 июня 1993 г. N 54-2
Изменения вступают в силу с 20 июня 1993 г.
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 29 марта 1993 г. N 51-03
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 12 января 1993 г. N 48-3
Постановление Президиума Верховного Совета Республики Коми от 22 декабря 1992 г. N 47-1
Постановление Президиума Верховного Совета Коми ССР от 17 ноября 1992 г. N 46-17
Постановление Президиума Верховного Совета Коми ССР от 24 сентября 1992 г.
Изменения вступают в силу с момента опубликования названного постановления
Постановление Президиума Верховного Совета Коми ССР от 15 июня 1992 г.