Постановление Арбитражного суда Республики Коми
от 1 июля 2005 г. N А29-1938/05А
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 октября 2005 г. N А29-1938/2005а настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Республики Коми
при участии в заседании представителя от ответчика,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04 мая 2005 года по делу N А29-1938/05А, принятое по заявлению ГУП РК к Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми от 18.02.2005 г. N 09-11/1,
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04 мая 2005 года по делу N А29-1938/05А заявленные требования удовлетворены, решение Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми от 18.02.2005 г. 09-11/1 признано незаконным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального права, указав на не применение закона, подлежащего применению (п.2, п.6 ст.171, п.5 ст.172 Налогового кодекса РФ), неправильное истолкование закона (п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ).
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, письменный отзыв на жалобу не представил, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя инспекции, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
По результатам камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2004 г., Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми принято решение от 18.02.2005 г. N 09-11/1 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения ГУП, согласно которого инспекция пришла к выводу, что ГУП РК неправомерно предъявило к возмещению суммы налога на добавленную стоимость в размере 1120643 руб., уплаченные при приобретении оборудования, оприходаванного на счете 07 "Оборудование и установка".
По мнению налогового органа, право на налоговый вычет по НДС в отношении приобретенных основных средств возникает у налогоплательщика с момента принятия на учет этих основных средств. Оборудование, требующее монтажа, учитывается на счете 07 "Оборудование и установка" и до момента его монтажа на счете 01 "Основные средства" не отражается. Соответственно, до этого момента права на налоговый вычет у налогоплательщика не возникает.
Признавая оспариваемое решение недействительным, суд первой инстанции исходил из отсутствия у инспекции оснований для непринятия указанной суммы к возмещению из бюджета, поскольку налоговое законодательство в качестве необходимого условия для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость предусматривает постановку оборудования на учет. При этом, оно не соотносит право налогоплательщика на применение налогового вычета со счетом, на котором должны быть учтены приобретенные товары (работы, услуги).
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и основан на материалах дела.
Согласно п.1 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, перечисленных в п.п.2 и 4 ст.171 Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Пунктом 5 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вычеты сумм налога, указанных в п.6 ст.171 Кодекса, в соответствии с которым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Следовательно, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и фактической уплате таможенному органу налога на добавленную стоимость для применения налогового вычета следует руководствоваться не особым порядком, установленным п.5 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов завершенного или незавершенного капитального строительства, а абзацами вторым и третьим п.1 ст.172 Кодекса, предусматривающими вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ГУП РК ввезено оборудование, подлежащее монтажу, которое в соответствии с п.п.1 и 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств не относится к основным средствам. Учет ввезенного оборудования на счете 07 "Оборудование и установка" свидетельствует о его правильном оприходовании (учете).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 той же статьи, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
На основании пункта 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации основных средств и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 настоящего Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Из положений названных норм следует, что при приобретении основных средств суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при его приобретении, подлежат вычетам в полном объеме после оплаты и принятия на учет этих основных средств.
Таким образом, налоговое законодательство в качестве необходимого условия для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость предусматривает постановку оборудования на учет. При этом оно не ставит в зависимость право налогоплательщика на применение налогового вычета от того, на каком именно счете будут учтены приобретенные товары (работы, услуги).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на подпункты 3 и 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, несостоятельна, так как данный нормативный акт регулирует порядок учета основных средств, а не особенности налогообложения, тогда как вышеуказанные положения Налогового кодекса РФ содержат прямые указания по порядку возмещения налога на добавленную стоимость при приобретении основных средств.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривался в связи с освобождением Инспекции от ее уплаты на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 04 мая 2005 года по делу N А29-1938/05А оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Коми без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Республики Коми от 1 июля 2005 г. N А29-1938/05А (извлечение)
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Республики Коми по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании